В.В.Маяковского. Произведения поэта для детей дошкольного возраста.




Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) родился в селе Багдади, недалеко от города Кутаиси, в семье лесничего. Отец был казак, мать – украинка. Первый язык – грузинский. После смерти отца семья переехала в Москву. Учился в гимназии. После ее оканчания поступил в Строгановское художественно-промышленное училище. В 14 лет принимает участие в подпольной революционной работе, за что был трижды арестован. За участие в публичных выступлениях был исключен из училища. Первые стихи начал писать в тюрьме.

Маяковский написал для детей более двадцаци произведений. Среди них – стихотворения, песни, сказка в стихах, стихотворный фельетон, несколько сценариев детских фильмов. Печатался в «Пионерской правде», в журналах «Пионер», «Еж».

Первым произведением Маяковского для детей была «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий», написанная в 1925 году. Автор отлично знает своего читателя: содержание, каждая деталь произведения используется с учетом возможности детского восприятия. Отсюда гибкость стиха, четкий, задорный ритм, разговорная лексика, сказочные ситуации. Этой литературной сказкой Маяковский раскрывает перед маленьким читателем сложный для него мир классовых отношений. Детская литературная сказка под пером Маяковского приобретает политические черты. Но сказочное начало сказки не теряется. Оно активно опирается на народные традиции, талантливо преобразованные поэтом. Сказка имеет зачин (общее с народной сказкой), но, в отличие от традиционных зачинов, он, во-первых, точен и конкретен, а во-вторых, оформлен подобно народной считалке:

Жили-были Сима с Петей.

Сима с Петей были дети.

Пете 5, а Симе 7 –

И 12 вместе всем.

Эпическая часть состоит из шести глав – это тоже необычно для сказки, но построены они по принципу противопоставления героя – Симы – антагонисту – Пете. Этот принцип контраста двух персонажей выдерживается последовательно: в сказке вокруг каждого из них – свой мир. Светлый, добрый – мир Симы (семья Симы, октябрята, щенок, обиженный Петей, звери и птицы, защищающие щенка). Темный, злой – мир Пети и его родителей.

Сатирический гротеск используется поэтом при создании образа Петиного отца (буржуйчика):

Очень толстый, очень лысый,

Злее самой злющей крысы…

Сатиричен и образ Пети. В нем подчеркиваются черты жадности, обжорства, неряшливости:

Петя взял варенье в вазе,

Прямо в вазу мордой лазит. Грязен он, по-моему, как ведро с помоями.

Во время обсуждения этой сказки в 1925 году некоторые педагоги и критики высказывали недовольство применения слов и выражений сниженной лексики («морда», «дрянь» и др.). Однако подобные слова были необходимы поэту для разоблачения негативных характеров, для обличения мещанства и обывательщины.

В образах Симы и его отца, прежде всего, подчеркивается любовь к труду. Отец Симы – кузнец, умный и умеет делать «все на свете» (колеса нашел и рад, сделал Симе самокат). Сима во всем старается быть похожим на отца: трудится с ним на перегонки. Это чистый, опрятный мальчик, с детства приученный к труду.

Завязка сказки – эпизод с Петей и щенком, которого он отшвырнул, разбив ему нос и лапы. За обиженного «щенка» вступается не только Сима, но и весь добрый сказочный мир. Наказать обидчика спешат птицы и звери. Дальнейшие события развиваются в быстром темпе; появляются все новые и новые персонажи светлого мира – и, наконец, четверо октябрят, с которыми подружился Сима. Петя терпит окончательное поражение.

Сима – один из первых положительных героев в поэзии для детей. Он храбрый, добрый, сильный, смелый.

Поэт убеждает маленького читателя, что надо быть защитником слабых, добрым, надежным товарищем, любить труд, как любит его Сима и его отец.

Так, последовательно опираясь на свой опыт и творчески используя фольклорные традиции, Маяковский создал первый образец новой сказки. «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» - новаторское произведение. Новаторство сказалось в остром политическом содержании, в своеобразии форм языка.

В 1925 году поэт пишет произведение «Гуляем». Оно было написано в жанре прогулки, это беседа с ребенком об окружающем мире. Малыш Ваня гуляет с няней по улицам Москвы. В доступной для ребенка форме поэт объясняет ему все, что встречается на его пути. Глазами ребенка увидены: и красноармеец и здание Моссовета, и рабочий, и крестьянин. Все это добрый мир реальной, не сказочной жизни.

Композиционно стихотворение «Гуляем» - цепь стихотворных рисунков, каждый из которых графичен и подчинен детской логике. Тщательно отобраны объекты изображения и поэтические средства. Маяковский ориентируется на восприятие детей дошкольного возраста и опирается на поэтическое творчество народа.

Как и устно-поэтическое народное творчество, поэзия Маяковского не боится открытой, целенаправленной морали и четкого разграничения добра и зла, положительного и отрицательного не только в широком социально-политическом, но и в конкретном, бытовом плане. Эту поэтическую и педагогическую задачу выполняет стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?» (1925). Стихотворение относится к жанру дидактического рассказа в стихах. Оно представляет собой словесную цепь картинок-миниатюр. Каждая картинка – из четырех строк, составляющих строфу, со своими персонажами, со своим крохотным действием. В стихотворении взрослый рассказывает ребенку, что такое хорошо, что такое плохо. Маяковский находит новые приемы для создания беседы-поучения. Во-первых, инициатива беседы идет не от взрослого, а от ребенка:

Крошка-сын к отцу пришел.

И спросила кроха:

- Что такое хорошо и что такое плохо?

Во-вторых, старший по возрасту, отец, изображен заинтересованным и увлекающимся человеком. Он не только дает дидактическую оценку того или иного факта, но и эмоционально реагирует на каждую ситуацию:

Если бьет дрянной драчун

слабого мальчишку, я такого не хочу

даже вставить в книжку, -

Это кульминационный момент в нравственно-эстетической оценке дурного поступка. Нравственно-эстетическая оценка хорошего тоже имеет свою кульминацию и опять-таки без оттенка вещизма:

Храбрый мальчик, хорошо.

В жизни пригодится.

Поэт с уважением относится к маленькому читателю, скорее даже слушателю, он не обещает награды за доброе дело, но дает перспективу будущего: доброе пригодится ребенка, когда он вырастет. Эта же перспектива видна и в решении сына:

- Буду делать хорошо

И не буду плохо.

Стихотворение заканчивается именно этим решением сына («мальчик радостный пошел, и решила кроха»), а не обещанием, высказанным отцу вслух.

Вся книга – осуждение нерях, трусов, обидчиков малых и слабых. Поэт призывает детей к активной деятельности, аккуратности, трудолюбию.

Стихотворение «Что ни страница – то слон, то львица» (1926). Оно написано в жанре, издавна пользующемся успехом у читателя-ребенка, особенно ребенка дошкольного

возраста. Это жанр стихотворной подписи, или, как его часто называют, подписи к картинке.

Маяковскому удалось не только освоить этот жанр детской книжки, но и обновить его, усовершенствовать не только в области содержания, но и формы.

«Что ни страница – то слон, то львица» - сюжетное стохотворение, объединенное общей темой – путешествием по зоопарку. Стихотворные подписи-пояснения полны лукавства, блестящей фантазии, глубокой наблюдательности («Это зебра. Ну и цаца! Полосатее матраца»). Они лаконичны: всего несколько строк в каждой, но создают облик, привычки зверей, остающиеся в памяти ребенка. Детские стихи Маяковского и для взрослых – подлинная поэзия.

Стихотворение «Эта книжечка моя про моря и про маяк» (1926) тема труда, профессии решается в сочетании с познавательной задачей – рассказать ребенку о значении и функции маряка на море. Но, прежде всего поэт обращается к проблеме человека – труженика, рабочего. Неназойливо, исподволь, убеждает Маяковский ребенка в том, что важна и привлекательна не только профессия моряка, капитана. Поэт не ставит перед собой цель показать необычные события.

Создавая свои произведения для детей, В.Маяковский, прежде всего, учитывал психологию ребенка. Стихи его сюжетны, композиция их динамична, строится на приеме контраста. В каждом стихотворении для детей чувствуется присутствие взрослого, это «дядя Маяковский», который знакомит ребенка с жизнью, уважительно и серьезно рассказывает, «что такое хорошо, что такое плохо…».

Каждое произведение имеет обобщающую концовку – логический вывод из всего сказанного; она звучит, как лозунг, как призыв.

Неповторимо оригинальные стихи В.В.Маяковского проложили путь новой поэзии для детей, открыли новые творческие возможности перед молодыми авторами. Произведения поэта и сегодня не утратили своей ценности. От поколения к поколению передается любовь к стихам В.В.Маяковского.

Литературно-критическая деятельность Чуковского в области детской литературы. Отношение писателя к детскому чтению, его наблюдения над психологией детей, восприятием ими художественного слова, обобщенные в книге «От двух до пяти».

Корней Иванович Чуковский (Корнейчуков Николай Васильевич 1882-1969) родился в Петербурге. Когда ему было три года, родители развелись, и мальчик остался с матерью. Жили они на юге в Одессе в бедности. Учился Николай в одесской гимназии, но в пятом классе был исключен, потому что был «низкого» происхождения.

С юношеских лет мальчик много читал, самостоятельно изучил английский и французский языки. Позже окончил гимназию в Николаеве.

В 1901 году начал сотрудничать в газете «Одесские новости», в качестве корреспондента был направлен в Лондон. Целый год жил в Англии, изучал английскую литературу, писал о ней в русской печати. После возвращения поселился в Петербурге, занялся литературной критикой, сотрудничал в журнале «Весы».

В 1905 году Чуковский организовал еженедельный сатирический журнал «Сигнал». Где помещались карикатуры и стихи антиправительственного содержания.

Первое стихотворение для детей «Ветер» появилось в 1907 году. В 1918 году по инициативе М.Горького издал сборник «Елка», составленный из произведений М.Горького, С.Черного, Н.Венгрова и других писателей.

В 1916 году Чуковский написал свою первую сказку для детей «Крокодил», в 1922-1926 годах – стихотворные сказки «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Телефон», «Путаница», «Чудо-дерево», «Федорино горе» и много других. Для детей создавал песенки, загадки. Он также автор повестей «Солнечная» и «Гимназия»

К.И.Чуковский опирался на глубокое знание психологии ребенка. Многолетнее изучение дошкольников легло в основу его научного труда «От двух до пяти». Это – результат наблюдений словотворчеством, формированием у детей представления об окружающем мире. Назвал, он ее именно так, потому что считал: «Все дети в возрасте от двух до пяти верят, что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья». В книге собраны смешные детские словечки, вопросы, истории.

Эту уникальную книгу Корней Иванович Чуковский писал шестьдесят с лишни лет – на протяжении почти всей своей долгой литературной жизни. Начата она была в начале 90-х гг., когда у поэта появились дети, а последние дополнения Чуковский внес в книгу перед самой своей кончиной.

 

Чуковский начал записывать наблюдения за детьми, образы детской речи. Записи эти ему захотелось опубликовать, и он напечатал статью «О детском языке» в газете «Речь».

Серия очерков в «Красной газете» превратилась в книжечку «Маленькие дети» (1928), а еще через несколько лет – в книгу «От двух до пяти» (1933).

Почему у книги такое название – «От двух до пяти»?

Потому что построена книга на материале жизни и творчества детей этого возраста. И возраст особенный, в котором любой ребенок совершает подвиг труда и творчества: осваивает (всего за три года!) основные богатства родного языка. Стихотворения детей в возрасте от двух до пяти лет всегда возникают во время прыжков и подскакиваний. Если ты пускаешь мыльные пузыри, тебе естественно прыгать с соломинкой возле каждого пузыря и кричать:

Как высоко! Ай, ай, ай!

А если играешь в пятнашки, нельзя не выкрикнуть:

Как могу, так и бью!

Как могу, так и бью!

И не раз и не два. А раз десять – пятнадцать подряд. Здесь вторая особенность этих детских стихов: их выкрикивают множество раз.

У народа дети заимствуют и страсть к «перевертышам», к «лепым нелепицам» (термины Чуковского). На принципе перевертыша построена «Путаница» - одна из любимейших детских сказок. Чуковскому пришлось привести множество примеров, чтобы убедить, что эта сказка не вредна для детей. Ребенок смеется над перевертышом только потому, что понимает истинное положение дел. Его смех – это смех радости, смех, подтверждающий, что усвоение мира проходит для него успешно. Перевертыш – это игра, и игра веселая, - стало быть, он вдвойне полезен подрастающему человеку.

Воспитать в ребенке юмор – драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами.

От издания к изданию Чуковский улучшал свою книгу, наполняя ее новыми находками и открытиями. Начав с отдельных наблюдений над детской речью, он пришел к открытию системы приобщения ребенок к родному слову, к поэзии. Постепенно он выяснил, что пик высшей поэтической одаренности ребенка приходится примерно на три года – вот самое благоприятное время для стихотворного воспитания! Но начало этого воспитания закладывается раньше: «…сама того не замечая, - писал Чуковский, - каждая мать своим обращениям к ребенку невольно придает, если не чисто стиховую, то речитативную форму, которая хотя и не влияет на форму первого младенческого лепета. Но все же приучает ребенка к восприятию ритмов».

Огромный материал, собранный и обобщенный Чуковским в книге «От двух до пяти», позволил ему дополнить свою книгу главой «Разговор с начинающими» (начинающие детские поэты) которая, потом превратилась в «Заповеди для детских поэтов» (их 13):

1. Стихи для малышей должны быть графичны: в каждой строфе, а то и в каждом двухстишии должен быть материал для художника.

2. Нужна наибыстрейшая смена образов.

3. Словесная живопись должна быть лиричной.

4. Нужна подвижность и переменчивость ритма.

5. Нужна повышенная музыкальность поэтической речи.

6. Рифмы в стихах должны быть как можно ближе друг к другу.

7. Рифмы детских стихов должны быть главными носителями смысла всей фразы.

8. Каждая строка должна жить своей собственной жизнью.

9. Не загромождать детских стихов прилагательными.Преобладающим ритмом этих стихов должен быть хорей.

10. Детские стихи должны быть игровыми.

11. Поэзия для малышей должна быть и для взрослых поэзией.

12. заповедь, прямо призывающая детских поэтов «мала-помалу» нарушать многие из вышеуказанных заповедей. Дабы путем постепенного усложнения формы

подвести малыша вплотную к восприятию великих поэтов». Незадолго до смерти поэта в статье «Признания старого сказочника», Чуковских сформулировал 14 заповедь – «может быть, самую главную: писатель для малых детей непременно должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит».

Эта заповедь действительно самая главная: дети по природе своей счастливцы и оптимисты. И не может хорошо писать для них человек несчастливый, хмурый и злой.

29.Тематическое и жанровое многообразие произведений С.Я. Маршака для детей. Традиции устной народной поэзии и классической литературы в его творчестве.

Маршак Самуил Яковлевич (1887 — 1964), поэт, переводчик.

Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интеpec к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В. Стасова — известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переехал в Петербург, учился в одной из лучших гимназий, целые дни проводил в публичной библиотеке, где работал Стасов.

В 1904 в доме Стасова Маршак познакомился с Горьким, который отнесся к нему с большим интересом и пригласил его на свою дачу в Ялте, где Маршак лечился, учился, много читал, встречался с разными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий после революции 1905, Маршак вернулся в Петербург, куда к тому времени перебрался его отец, работавший на заводе за Невской заставой.

Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах.

Через несколько лет, в 1912, для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул, много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославившими его.

В 1914 вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В годы Первой мировой войны Маршак занимался помощью детям беженцев.

С начала 1920-х участвует в организации детских домов в Екатеринодаре, создал детский театр, в котором началось его творчество детского писателя.

В 1923, вернувшись в Петроград, создавал свои первые оригинальные сказки в стихах — "Сказка о глупом мышонке", "Пожар", "Почта", переводил с английского детские народные песенки -— "Дом, который построил Джек" и т.д. Возглавлял один из первых советских детских журналов — "Новый Робинзон", вокруг которого группировались талантливые детские писатели. С 1924 руководил детским отделением ОГИЗа в Ленинграде и был деятельным покровителем авангардистов, например обэриутов (Д. Хармс, А. Введенский), Е. Шварца, Б. Житкова, которые под его руководством стали писать для детей.

Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник "Сказки, песни, загадки", неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки.

Его книги для детей, представляющие собой краткие рассказы в стихах, — "Багаж", "Мистер Твистер", "Блиц-фрицы", богаты по содержанию и по форме, пытаются охватить все доступные ребенку стороны жизни и в то же время соответствуют современной тематике.

В 1938 переселился в Москву. В годы Великой Отечественной войны активно сотрудничал в газетах — его пародии, эпиграммы, политические памфлеты высмеивали и обличали врага.

В послевоенные годы вышла книги стихов — "Почта военная", "Быль-небылица", поэтическая энциклопедия "Веселое путешествие от А до Я". В 1955, 1957, 1959 Маршак снова ездил в Англию. Много занимался переводами сонетов Шекспира и песен Р. Бёрнса, переводил стихотворения Дж. Китса, Р. Киплинга, У. Водсворта, П. Б. Шелли, Дж. Байрона.

Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом".

В 1961 вышел сборник статей "Воспитание словом" — итог большого творческого опыта писателя.

В 1963 вышла "Избранная лирика" — последняя книга писателя. Лирика Маршака, не предназначенная для детей, отличается простотой, конкретностью, ясностью. Его поэтический стиль консервативен и классичен, язык его произведений отличает близость к разговорной речи.

С. Маршак скончался 4 июля 1964 в Москве.

Самуил Яковлевич Маршак — великий поэт, драматург, переводчик, создатель большой поэзии для маленьких, автор многочисленных рассказов и сказок для детей.

С. Я. Маршак обогатил русскую литературу переводами лучших произведений народов бывшего Советского Союза и иностранной литературы. Дети получили в переводах Маршака произведения Л. Квитко, Дж. Родари — итальянского писателя-коммуниста.

В его обработке наши дети имеют сборники: «Олешек — Золотые рожки» (сказки народов Севера), «Дом, который построил Джек» (английские народные песенки), «Хоровод» (народные песенки Чехословакии) и др. Для взрослых Маршаком переведены замечательные сонеты Шекспира, стихи Бернса, Байрона.

По мотивам народного творчества Маршаком созданы замечательные сказки: «Курочка ряба и десять утят», сказка-пьеса «Теремок», «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев» и др.

В творчестве Маршака для детей поражает как разнообразие содержания книг, так и разнообразие их литературных жанров. Им написаны весёлые стихи о детях, об их играх, игрушках («Великан», «Мяч», «Ванька-встанька», «Усатый-полосатый», «Хороший день», «Дети нашего двора» и др.), и поэтические познавательные книги («Вчера и сегодня», «Весёлое путешествие от А до Я», «Круглый год», «Разноцветная книга», «Как рубанок сделал рубанок»), и героические рассказы для детей о подвигах и труде человека («Пожар», «Почта», «Рассказ о неизвестном герое», «Ледяной остров» и др.).

 

Воспитание любви к природе, обилие позновательного материала в поэтических циклах «Круглый год», «Лесная книга», «Разноцветная книга». Поэтическая энциклопедия «Веселое путешествие от А до Я». Значение творчества С.Я. Маршака для развития русской и мировой детской литературы.

 

Сразу после войны появились сборники новых произведений: «Разноцветная книга», «Круглый год», «Лесная книга», но им предшествовали стихи о детях и детстве, написанные в 30 годы.

С.Маршак понимал детство, до конца дней своих чувствовал себя ребёнком, способным радоваться первому снегу, ясному небу, берёзке в весеннем уборе. В лирических стихах, обращённых к детям, он наиболее полно выразил свою поэтическую натуру, раскрыл перед ними богатство своей души.

Маршак пишет ряд стихотворных циклов, отличающихся художественной простотой, тонким лирическим чувством (цикл стихотворений «Круглый стол», стихи

«Лесная книга», «Разноцветная книга»). Здесь автор изображает явления природы, рассказывает о событиях, которые происходят в жизни людей.

После тёмного лихолетья войны поэт распахнул перед детьми двери в счастливый, яркий мир, полный звуков и красок. Он написал «Разноцветную книгу». История её создания интересна. В ней нашла отзвук английская «Радужная книга», на ней лежит отпечаток занятий поэта с детьми в Доме детского творчества (её белая страница перекликается с «Книгой зимы» Толи Бобкова, ученика поэта). Кропотливая работа шла над каждой «страницей». Маршак отдавал этой книге для самых маленьких не меньше творческих сил, чем переводам Шекспира. Ради создания зримого, живописного, графически ясного образа он отказывался от одного варианта за другим. Всё живет и движется в этих лирических строках:

Вот в одинаковых платьях, как сестры

Бабочки сели в траву отдыхать.

То закрываются книжечкой пёстрой,

То, раскрываясь, несутся опять.

Книга состоит из шести главок: «Зелёная страница», «Синяя страница», «Жёлтая страница», «Белая страница», «Красная страница», «Ночная страница».

«Страницы», словно кадры цветного фильма, радуют детей многоцветием всего живого.

Гамма ярких красок помогает поэту показать мир светлым, жизнерадостным. В «Зелёной странице» дана картина знойного лета: по зелёной траве бродят золотые букашки, жёлто-красная божья коровка, качается голубая стрекоза. «Синяя страница» рисует глубокую синеву моря, мелькающих на ней дельфинов. Светящихся фосфорическим светом глубоководных рыб. «Жёлтая страница» ведёт читателя от конкретного представления о песке к описанию пустыни, где кружится желтый песок. Мерно шагают верблюды, безлистые сучья пригнул к земле кустарник-саксаул и т.д. Картины природы сливаются с жизнью страны.

«Лесная книга» - это стихотворная повесть о лесе. В ней каждая глава- рассказ об его жителях, питомцах: жёлуде, берёзке, ландыше. Отношение к лесу автора как к живому чувствующему существу согревает книгу изящно проявленным лиризмом. Ребёнок- читатель глазами автора, как своими, всматривается во всё живое, сущее. Обогащает себя не только знаниями о лесе, но ощущением родства с ним, чувствами единства истоков всего живого: «Природой бережно спеленатый,/ Завёрнутый в широкий лист./ Растёт цветок в глуши нетронутой,/ Прохладен, хрупок, и душист». В каждом стихе его пафос определяется любовью автора к своему читателю-ребёнку. Это составляет сердцевину таланта Маршака.

«Круглый год» - своеобразная портретная галерея, в которой каждый месяц со своим лицом и характером. Неуловимые подчас признаки и оттенки времён года запечатлены автором в музыкальных строфах, в которых чувствуются отзвуки и русских народных считалок, и английских фольклорных песенок.

Таким образом, «Круглый год» — своеобразная и очень тонкая попытка решить не только поэтические, но и познавательные, педагогические задачи. Той же конкретностью и образностью отмечены и описания природы в «Лесной книге». Вот, казалось бы, обычный стол, но и у него есть своя истории: «он много лет в лесу провел», «он был в чешуйчатой коре», а потом, побывав в рабочих руках, вышел «устойчив и широк, где был на нем рогатый сук, виднеется глазок». Художественный и познавательный материал в стихах этого цикла сочетаются естественно, без натяжки, в высшей степени гармонично. Книга написана для младших дошкольников, на этот возраст рассчитано не только содержание, но и вся система изобразительных средств. Ритм стихотворения передает быструю смену событий; часто используются парные рифмы:

* В звезде найдешь ты букву «3»,
* И в золоте, и в розе,
* В земле, в алмазе, в бирюзе,
* В заре, в зиме, в морозе…

Звукопись в стихах осязаема: одни буквы кажутся нам добрыми, другие — сердитыми: В этом месте очень колко Все, что в руки ни возьмешь: Нам ладони колет елка, Ежевика, ерш и еж. В стихах о букве «3» поэту удалось передать музыкальный образ цветущего зеленого мира, наполненного какой-то особой весенней радостью. В поэтической энциклопедии «Веселое путешествие от А до Я» сочетаются стремительность, порывистость движения, характерные для Маршака, автора «Пожара», «Почты», с тонкой одухотворенностью, поэтичностью, лиризмом, характерными для его послевоенных стихов, вошедших в «Круглый год» и «Лесную книгу». Рассказывая своим маленьким читателям о русской стране и ее людях, о счастливом детстве российских ребят, писатель постоянно помнит о том, что существует другой мир, основанный на эксплуатации и угнетении.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: