Задания к семинарам для бакалавров заочного отделения. Каждый семинар – 1 пара.
Семинар 1 Ощущение и восприятие (2 часа).
План:
1. Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущений.
2. Виды ощущений.
3. Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности.
4. Понятие о восприятии. Свойства восприятия.
5. Классификация основных видов восприятия.
6. Индивидуальные различия восприятия.
Основные понятия: ощущение, восприятие, рецептор, орган чувств, верхний порог чувствительности, нижний порог чувствительности, порог чувствительности к изменениям, синестезия, сенсибилизация, гештальт.
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем ощущение отличается от восприятия?
2. Что такое модальность восприятия? Ведущая модальность?
3. О какой закономерности ощущений идет речь, если говорят о цвете звука? Запахе цвета?
4. По какому основанию чаще всего классифицируют восприятие?
Рефераты:
1. Ощущение в филогенезе.
2. Теории ощущений и восприятия.
3. Восприятие в гештальтпсихологии.
ЛИТЕРАТУРА: основная 2,7,8,9,10,11;
Дополнительная33,34,35,36,37,38,39
Семинар 2. Мышление (2 часа).
План:
- Мышление и его развитие в онтогенезе.
- Мыслительные операции.
- Способы активизации мышления.
- Расстройства мышления.
- Методики диагностики мышления.
Основные понятия: мышление, виды мышления, операции мышления, расстройства мышления.
Вопросы для самоконтроля:
1. Развитие мышления в филогенезе.
2. Расскажите об особенностях развития мышления у детей.
3. Каковы основные методы диагностики и развития мышления? Воображения?
4. Раскройте проблему интеллектуальных тестов в психологии.
5. Проблема искусственного интеллекта.
Рефераты:
1. Развитие мышления в онтогенезе.
|
2. Мышление и интеллект.
3. Нарушения интеллекта и расстройства мышления.
Практические задания:
1. Составьте конспект «Речь как фактор формирования словесно-логического мышления».
2. Соотнесите процесс решения математической задачи с этапами процесса мышления (Общая психология / сост. Е.И. Рогов, С.279).
Подготовиться к самостоятельной работе: терминологический минимум
ЛИТЕРАТУРА:основная2,3,4,7,9,10,11; дополнительная 9,13,33,34,35,36,37,38,39,40
Задания для второго семестра
Семинар 3. «Речь и мышление» (2 часа).
План:
1. Речь и язык. Этапы развития и физиологические основы речи.
2. Классификация видов речи.
3. Речевые свойства личности.
4. Мышление и речь.
Семинар (Лабораторная работа) 4. Внимание (2 часа).
План:
- Внимание, его свойства и виды.
- Исследования природы внимания Н.Н. Ланге, П.Я. Гальперина.
- Непроизвольное и произвольное внимание.
- Физиологические основы внимания. Принцип доминанты А.А. Ухтомского.
- Устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем внимания.
- Отвлекаемость и рассеянность внимания. Развитие и коррекция внимания.
- Методики диагностики внимания.
Основные понятия: внимание, произвольное и непроизвольное внимание, доминанта, концентрация, переключаемость, объем, устойчивость, распределение внимания.
Вопросы для самоконтроля:
1. Расскажите о методах психофизиологической диагностики внимания.
2. Раскройте методы экспериментально-психологической диагностики внимания.
Рефераты:
5. Внимание и его виды.
6. Развитие внимания в онтогенезе.
7. Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте.
|
8. Методы развития внимания.
Практические задания:
2. Составьте конспект «Теории внимания».
3. Составьте произвольную схему свойств внимания, отражающую взаимосвязи свойств в процессе внимания, дополните ее примерами.
Подготовиться к письменной работе: терминологический диктант
ЛИТЕРАТУРА:основная2,3,4,7,9,10,11; дополнительная 33,34,35,36,37,38,39,40
Семинар 5. Память (2 часа).
План:
- Память. Закономерности и структура.
- Типы и виды памяти.
- Характеристика процессов памяти.
- Расстройства памяти. Факторы забывания.
- Методики диагностики памяти.
Основные понятия: память, виды память, свойства памяти, расстройства памяти.
Вопросы для самоконтроля:
1. Ассоциативные теории памяти.
2. Нейронные и биохимические теории памяти.
3. Профессиональные аспекты типов памяти.
4. Мнемические техники.
Рефераты:
1. Теории памяти.
2. Память и особенности ее развития в онтогенезе.
3. Феноменальная память и возможности ее развития.
Практические задания:
1. Составьте конспект «Закономерности процессов памяти», в котором раскройте сущность основных закономерностей – кривая забывания Г.Эббингауза, закон Б.В. Зейгарник и т.д.
2. Приведите примеры индивидуальных различий в памяти, раскройте их особенности, дайте их характеристику, попытайтесь объяснить, чем они вызваны, что лежит в основе этих отличий.
Подготовиться к письменной работе: терминологический диктант
ЛИТЕРАТУРА: основная 2,3,4,7,9,10,11; дополнительная 27,33,34,35,36,37,38,39,40
Семинар 6. Воля и мотивация - (2 часа).
План:
1. Понятие воли и волевого акта.
|
2. Фазы волевого процесса. Влечения и желания. Волевое усилие. Интенсивность волевого усилия.
3. Сила воли. Целеустремленность, инициативность. Самостоятельность волевого акта. Выдержка. Энергичность и настойчивость.
4. Самоконтроль и самооценка. Внутренняя и внешняя локализация контроля.
5. Понятие мотива и мотивации. Потребности и их классификация.
6. Теории мотивации.
7. Нарушения мотивационной сферы.
8. Методики диагностики воли, мотивации.
Основные понятия: воля, фазы волевого процесса, сила воли, самоконтроль, самооценка, локус контроля, мотив, мотивация, потребности, мотивационная сфера.
Вопросы для самоконтроля:
1. Вопросы теории воли и волевой подготовки.
2. Психология мотивов человека.
3. Диаграмма и факторы выживания. Психология выживания в современном обществе.
Рефераты:
1. История исследований воли в психологии.
2. Психология мотивов человека.
3. Мотивация достижений.
Практическое задание (в подгруппах):
Руководствуясь материалами книги (Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. – М.: Просвещение, 1986. – 360 с.) составить рекомендации родителям, воспитателям и учителям по формированию воли у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Подготовиться к письменной работе: терминологический диктант.
ЛИТЕРАТУРА: основная 2,3,4,7,9,10,11; дополнительная 16,32,33,39,40