Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 79» г. Перми

 

 

«Рассмотрено» На заседании Педагогического Совета   Протокол № ___ от «__»_____________20___г.     «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ № 79 »: Веселухина В.Р. /____________/   Приказ № ___ от «__»_______________20___г.  

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 

по литературе

 

на уровень основного общего образования

 

класс 7

 

Тютиной Ольги Александровны

 

 

Учебный год

 

 

Пермь 2015

Структура программы

1.Пояснительная записка………………………………………………………….3-9

2.Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета…………………………………………………………….….9-10

3.Учебно-тематический план………………………………………………...........11

4.Содержание курса……………………………………….……………..………11-13

5.Календарно-тематическое планирование…………………………………….26-30

6.Учебно-методическое обеспечение……………………….................................14

7.Контрольные работы ………………………………………………………….15-24

 

Пояснительная записка

 

Предмет литература входит в образовательную область «Филология». Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Цель литературного образования определяет характер определенных задач, которые решаются на уроках литературы.

Учащиеся должны сформировать представление о художественной литературе, как искусстве слова, освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению художественных произведений; воспитывать культуру чтения; сформировать потребность в чтении; совершенствовать устную и письменную речь.

Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.

Курс литературы для 7 класса рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова. Два момента определяют логику работы в этом классе: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова.

Первую задачу решает анализ каждого конкретного произведения, вторую – специальные разделы, посвященные истории некоторых жанров.

Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим учебным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязь произведений искусства, на основе общности их тематики, проблематики, идейно эстетических позиций авторов. (Русский язык – прямое и переносное значение слова. Изобразительное искусство – А. Опекушин. Памятник А.С. Пушкину; В. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина; О. Кипренский Портрет А.С. Пушкина. Музыка «Украинские народные песни и танцы». Русский язык – подробное и выборочное изложение текста публицистического характера, сочинения-рассуждения на морально-эстетическую тему).

Необходимо использовать учебник – хрестоматию «Литература», автор Т. Ф. Курдюмова. Книга направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе. В хрестоматии раскрывается жанровая структура литературных произведений, приводятся сведения об истории развития некоторых жанров. Данная хрестоматия соответствует ныне действующей программе по литературе (5-11 классы) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:

· формы образования – комбинированный урок, лекции, семинары.

· технологии образования - работу в группах, индивидуальную работу учащихся, проектную, информационно-коммуникативную.

· методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, сократический метод, герменевтический метод.

· методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Цель:

Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Федерального образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

Задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 умение устно пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Программа ориентирована на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Программа предусматривает овладения знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫУСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета

В результате изучения литературы ученик 7 класса должензнать:

· Авторов и содержание изученных художественных произведений;

· Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора, предания, былины, роды литературы и жанры; литературный герой (развитие представлений), понятие о теме и идее произведения, герой-повествователь, портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; баллада, стихотворения в прозе; лирический герой, поэма, трехсложные размеры стиха, гипербола, гротеск, сатира и юмор как формы комического, публицистика, мемуары как публицистический жанр; литературные традиции.

уметь:

· Видеть разнообразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

· Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, комических и драматических произведениях;

· Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

· Объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

· Видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

· Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

· Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

· Аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

· Выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

· Сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

· Оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

· Сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию с точки зрения выражения авторской позиции;

· Стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

· Написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

3. Учебно-тематический план

Общее количество часов – 70, 2 часа в неделю. Плановых контрольных уроков 4, развития речи- 8, внеклассного чтения - 6;

Планирование составлено на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2009; Сборник нормативных документов ЛИТЕРАТУРА: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2008

 

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов
     
     
  Введение.  
  Фольклор.  
  Из русской литературы XIX века.  
  Из русской литературы XX века.  
  Зарубежная литература.  
  Итоговые уроки  
  Итого:  

Содержание курса

 

Роды и жанры литературы

Античная литература

Гомер. «И л и а д а», «О д и с с е я» (фрагменты).

Фольклор.

Литература эпохи Возрождения У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Сонеты.

Литература XIX века

Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Басни Лессинга («Свинья и Дуб»). Русская басня XVIII в. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.

Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского. Баллады писателей XIX и XX вв. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.

В. А. Жуковский. «Перчатка», «Светлана».

А. С. Пушкин. «Элегия», «К портрету Жуковского», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Н а холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще быть может...», «Туча», «Друзьям», «19 октября» (Роняет лес багряный свой убор...»), «Моя эпитафия»). Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина.

Жанры прозы А. С. Пушкина.

«Повести Белкина» («Барышня-крестьянка» и др.). «Дубровский».

Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.

М. Ю. Лермонтов. «Смерть поэта», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Элегия», «Стансы», «Песня», «Романс», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»). «Мцыри».

Н. В. Гоголь. «Ревизор».

И. С. Тургенев. «Свидание», «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Собака», «Дурак» и др.).

Н. А. Некрасов. «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Гражданская лирика Некрасова.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Богатырь». Сатирические сказки писателя.

Н. С. Лесков. «Левша».

А. П. Чехов. «Хирургия», «Жалобная книга», «Смерть чиновника». Юмористические рассказы Чехова.

Описания на страницах художественных произведений

Портрет героя в произведениях различных жанров

Литература XX века

Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирике XX в. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств и их влияние на обогащение жанров произведений искусства слова.

Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. В. Я. Брюсов. «Хвала человеку», «Труд»; И. А. Бунин. «Изгнание», «У птицы есть гнездо...»; К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...»; Игорь Северянин. «Не завидуй другу...»; Р. Киплинг. «Если...» (перевод С. Маршака), «Заповедь» (перевод М. Лозинского); А. Т. Твардовский. «Как после мартовских метелей...», «Июль — макушка л е т а». Лирические раздумья поэта; Н. А. Заболоцкий. «Гроза идет»; Б. Ш. Окуджава. «Арбатский романс»; В. С. Высоцкий. «Я не люблю...»; М. Карим. «Европа — Азия» и др.

М. Горький. «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль», «Старый Год».

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Гимн обеду».

М. А. Булгаков. «Ревизор с вышибанием» (новая постановка).

К. Г. Паустовский. «Рождение рассказа».

Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади».

А. В. Вампилов. «Несравненный Наконечников».

Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. К. Г. Паустовский. «Радость творчества».

Великая Отечественная война в художественной литературе

Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея.

А. Н. Толстой. «Русский характер».

М. А. Шолохов. «Они сражались за Родину» (фрагменты).

В. Г. Распутин. «Уроки французского».

Фантастика и ее жанры. Р. Шекли. «Запах мысли».

Детективная литература и ее жанры.Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива.

А. Конан Дойл. «Пляшущие человечки».

Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: