Газета « Знамя» от 29 сентября 1995 года




Явление деревни Европе

 

ОПРЕДЕЛЕННАЯ оторванность Карлыгана от основных мест прожи­вания удмуртов, а также расположение его в окру­жении марийских, татар­ских и русских селений, привело в будущем к обра­зованию уникальной об­щности людей четырех на­циональностей. Своеобраз­ное открытие Карлыгана европейскому научному миру было сделано фин­ским ученым, магистром философии Юрье Вихманном, который бывал здесь и проживал продолжи­тельное время дважды, в 1891 и 1894 годах. Во время этих поездок уче­ный практически выучил местный диалект и затем, судя по его отчетам, запи­сал около 900 песен, 12 причитаний, 50 мо­литв - куриськонов, 57 за­говоров, более 100 посло­виц, более 600 загадок, 67 сказок и легенд.

Многое почерпнул он из бесед с основателем шко­лы в деревне Кузьмой Андреевичем Андреевым. Сохранились сделанные финном фотографии зда­ния школы и некоторых удмуртских семей. Вероятно, в 1903 году приезжает в Карлыган Софья Чичерина. Спустя два года, она издала книгу «У приволжских инород­цев». В ней уделено нема­ло места встречам и бесе­дам все с тем же Кузьмой Андреевичем Андреевым. Вот одна выдержка из книги.

«По окончании беседы с К. А. мы сели снова в свои плетенки и верну­лись в Карлыган. Здесь мы по дороге зашли в несколько домов, так как мне хотелось посмотреть внутренний быт того селе­ния, где уже столько лет живет и работает К. А. Впечатление я вынесла самое отрадное: общий вид селения зажиточный и культурный, дома боль­шие, обстановка хорошая. Все жители необыкновен­но приветливы и гостепри­имны, при появлении К. А. все лица сияют; моего спутника, который когда - то здесь учитель­ствовал и которого здесь знают, встречали чрезвы­чайно дружелюбно, а меня как гостью Кузьмы Андре­евича, приветствовали ласково, можно даже сказать любовно. Мы посетили избы се­мейств зажиточных, сред­него достатка и бедных. У всех во дворах «куалы», где прежде люди моли­лись, а теперь только ле­том готовят кушанье обедают. В закопченном уг­лу куалы стоит пустой короб «ворщут», в котором в старину предполагалось присутствие духа, так что к этому коробу относились с благоговением и страхом, никто не смел его трогать. Теперь там бере­гутся какие - то тряпки и разные вещи. Каждое семейство, которое мы по­сещали, хотело нас чем - нибудь угостить. В одном доме нам предло­жили душистой малины, только что собранной вле­су, в другом соленых гри­бов. Один бедняк повел нас в свою куалу и, озиpaясь по сторонам с некото­рым тревожным смущением, схватил лежащий под полотенцем хлеб и начал отрезать для нас ломти. Из всех угощений—это более всего меня тронуло. Окружающие меня доволь­ные, сияющие лица свидетельствовали о том, что жизнь этих людей настро­ена хорошо, и вместе с тем вызывали представле­ние о состоянии того же селения лет 15 тому на­зад».

В 1904 году по поруче­нию директора Казанской учительской семинарии направляется в команди­ровку бывший ученик Карлыганской школы Михеев Иван Степанович для изу­чения говоров вотяков в Уржумском, Малмыжском и Уфимском уездах и про­верки приготовленных в переводческую комиссию к печати вотских переводов, а также попутно посетить некоторые вотские учили­ща в тех уездах и собрать сведения о религиоз­но - нравственном состоя­нии вотяков.

В частности, в отчете Михеёва о проделанной работе говорится:«Лет 15 тому назад вотяки карлыганского края в религи­озном развитии стояли очень низко. Хотя многие из них считались уже христианами, но считались только по имени, в сущности же были скорее языч­никами: ибо они усердно еще исполняли свои язы­ческие обычаи и обрядно­сти, приносили Богу кро­вавые жертвы и праздно­вали вместо воскресения пятницу. К христианским обрядам вотяки были сов­сем равнодушны, редкий из них исполнял тот или другой обряд церкви по своей воле, и только необходимость и страх заставляли исполнять христианские обряды.

Только с недавнего вре­мени для вотяков «заня­лась заря новой духовной жизни, заря которая обе­щает много хорошего и в скором будущем и уже теперь, несмотря на ко­роткое время, успела при­нести довольно ощутимую пользу в деле религи­озного развития вотяков». Я говорю о вотяцких шко­лах и книгах на вотяцком языке.

С появлением этих школ и книг вотяки карлыганского края, можно сказать, совсем перероди­лись: из суеверных и неве­жественных язычников они сделались ревностны­ми исполнителями обря­дов православной церкви. Лишь только появились школы и книги вотяцкие и введено было богослуже­ние на вотяцком языке, они бросили свои языче­ские обычаи и обряды, усердно стали посещать храм божий и вести себя с должным благоговением. Успех карлыганских школ в деле просвящения вотяков в христианскую веру обусловливается, главным образом, двумя причинами: с одной сторо­ны, полным соответствием духа и направления с ду­ховными нуждами вотя­ков, а с другой — любовью учителей к своему делу, их верою в святость своего служения и отношением их к своему долгу учителя веры, а не науки только. Следовательно, вотяцкие школы в карлыганском крае не служили и не служат местом преподава­ния только научных зна­ний, но и рассадником веры, равным образом и учителя их не являются просто передатчиками на­учных знаний, но и усер­дными распространителя­ми веры христовой...

Г. ЛАПТЕВ, краевед.

Газета «Знамя» от 29 сентября 1995 года



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: