Учебник: Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений /автор-составитель Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа,2010
Дополнительная литература:
1. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А.Холодкова. – Литература в 7 классе. Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2007
2. И.И.Аркин. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2007
3. В.Я.Коровина. Литература. 7 класс. Методические советы. – М.: Просвещение, 1997
4. Литература 7 класс. Поурочные планы. (По учебнику В.Я.Коровина). Составитель: Скоркина Н.М. – Волгоград, Учитель – АСТ, 1999
5. Охременко Н.В., Федина О.В. Итоговые работы по литературе. 5-11 класс. – М.: Аквариум, 1997
6. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М.: Дрофа, 1996
7. По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-7. – М.: Айрис-пресс, 2000
8. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1990
9. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985
10. Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980
5. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
№ | тема урока | кол-во час. | тип урока | дата проведения | |
план. | факт. | ||||
1. | Роды и жанры художественной литературы. Жанры фольклора | повторение и обобщение изученного в 6 классе | сентябрь | ||
2. | Знакомство с былиной «Садко-купец, богатый гость» и ее анализ | усвоение новых знаний | |||
3. | Художественные особенности сатирической драмы «Барин» | усвоение новых знаний | |||
4. | В/чтение. Детский фольклор. Виды детского фольклора. | усвоение новых знаний | |||
5. | Обзор жанров классической литературы 19 века. История басни | усвоение новых знаний | |||
6. | Р/речи. Инсценирование басен И.А.Крылова (викторина по басням Крылова) | выработка навыков и умений, проверка и оценка знаний | |||
7. | Из истории баллады. В.А.Жуковский. Баллады «Рыбак». «Перчатка», их своеобразие. | усвоение новых знаний | |||
8. | Дж. Г.Байрон. Жизнь поэта - властителя дум и его творчество. | усвоение новых знаний | |||
9. | Романтический герой в лирике Байрона | усвоение новых знаний | октябрь | ||
Богатство и разнообразие жанров лирики и прозы А.С.Пушкина. Лирика. | усвоение новых знаний | ||||
Р/речи. Выразительное чтение стихотворений Пушкина наизусть. | выработка навыков и умений | ||||
Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» | усвоение новых знаний | ||||
В/чтение. «Повести Белкина» в оценке критики и литературоведения | закрепление новых понятий | ||||
История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский». Сюжет, композиция, герои романа | усвоение новых знаний | ||||
Главный герой романа А.С.Пушкина «Дубровский». | усвоение новых знаний | ||||
Дубровский и Маша Троекурова. Судьбы героев романа. Рубежная работа | усвоение новых знаний | ||||
17-18 | Р/речи. Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский». | проверка и оценка знаний | |||
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история. Жанры лирики | усвоение новых знаний | ноябрь | |||
Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». История создания | усвоение новых знаний | ||||
Сюжет, композиция, герои поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | усвоение новых знаний | ||||
Н.В.Гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией. | усвоение новых знаний | ||||
23-24 | Характеристика героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | усвоение новых знаний | |||
Анализ отдельных сцен | выработка навыков и умений | декабрь | |||
Р/речи. Инсценирование эпизодов комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | выработка навыков и умений | ||||
27-28 | И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». Общая характеристика жанра | усвоение новых знаний | |||
29-30 | Н.А.Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения Рубежная работа | усвоение новых знаний | |||
Творчество Н.С.Лескова. Сказ «Левша», особенности жанра сказа | усвоение новых знаний | ||||
Характеристика героев сказа «Левша» | усвоение новых знаний | ||||
В/чтение. Н.С.Лесков «Человек на часах», проблематика рассказа. | закрепление новых понятий, знаний | январь | |||
34-35 | М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Особенности изображения героев сказки. | усвоение новых знаний | |||
М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Особенности жанра произведения. | усвоение новых знаний | ||||
А.П.Чехов. Ранние юмористические рассказы, их своебразие. | повторение и обобщение изученного в 6 классе усвоение новых знаний | январь | |||
Э.По – родоначальник детективного жанра. | усвоение новых знаний | ||||
А.К.Дойл. Рассказы о Шерлоке Холмсе, главная особенность рассказов. | усвоение новых знаний | февраль | |||
Новелла А.К.Дойла «Пляшущие человечки», особенности развития сюжета. | усвоение новых знаний | ||||
Р/речи. Написание детективного рассказа | выработка навыков и умений | ||||
Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях 20 века. Творчество В.Я.Брюсова | усвоение новых знаний | ||||
Жанры лирики Бальмонта | усвоение новых знаний | февраль | |||
Активность поисков новых жанров в лирике И.Северянина | усвоение новых знаний | ||||
Два перевода стихотворения Р.Киплинга «Если…» | усвоение новых знаний выработка навыков и умений | ||||
Р/речи. Из истории сонета | усвоение новых знаний | ||||
М.Горький. «Старуха Изергиль»: сюжет и герой легенды о Данко | усвоение новых знаний | Март | |||
М.Горький. «Старый год», сюжетная основа произведения | усвоение новых знаний | ||||
В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче». Особенности творчества поэта. | усвоение новых знаний | ||||
М.Булгаков. Сатирические приемы в пародии «Ревизор с вышибанием». | усвоение новых знаний | ||||
К.Г.Паустовский. «Рождение рассказа». Роль эпиграфа в рассказе. Рубежная работа | усвоение новых знаний | ||||
Р/речи. Рецензирование одного из изученных произведений | выработка навыков и умений, проверка и оценка знаний | апрель | |||
53-54 | М.Шолохов «Они сражались за Родину» как произведение о войне | усвоение новых знаний | |||
55-56 | Жанры лирики А.Т.Твардовского | усвоение новых знаний проверка и оценка знаний | |||
57-58 | Герои рассказа «Уроки французского» В.Г.Распутина | усвоение новых знаний проверка и оценка знаний | |||
Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади». Основная мысль рассказа. | усвоение новых знаний | ||||
А.В.Вампилов «Несравненный Наконечников». Водевиль как литературный жанр. | усвоение новых знаний | май | |||
Р.Шекли «Запах мысли». Особенности жанра фантастики | усвоение новых знаний | ||||
62-63 | В/чтение. Фантастический мир Р.Бредбери, своеобразие рассказов автора. | усвоение новых знаний | |||
В/чтение. Г.Уэллс «Война миров», общая характеристика. | выработка навыков и умений, | ||||
Из истории пародии. Годовая контрольная работа | усвоение новых знаний | ||||
Японские трехстишия (хокку), их своеобразие. | усвоение новых знаний выработка навыков и умений, | ||||
Рассказы О.Генри, их своеобразие. | усвоение новых знаний | ||||
Подведем итоги | повторение и обобщение изученного в 7 классе |