ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности.
Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость (поскольку значительная часть умственно отсталых детей попадает в I класс массовой школы и лишь после годичного безуспешного обучения там направляется через медико-педагогические комиссии в специальные вспомогательные школы); негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем [5, 77]. Однако с каждой из перечисленных причин трудностей в обучении связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко всем явно или скрыто школьникам, испытывающим трудности в обучении, значительную часть которых (примерно половину) составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).
|
Помочь конкретному ребенку невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога умения распознать типичные трудности, вызванные неуспеваемостью, и оказать конкретную помощь.
Объектом изучения является школьная неуспеваемость.
Предмет –причины неуспеваемости.
Целью моей курсовой работы является изучить причины неуспеваемости младших школьников и пути её преодоления и предупреждения.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. ознакомление с подходами ученых в исследовании данной проблемы;
2. изучение причин неуспеваемости младших школьников;
3. определение путей предупреждения и преодоления неуспеваемости.
Основные методы исследования, применявшиеся в работе:
- поиск и анализ литературы по теме;
- метод описания;
- метод изложения материала.
В данной работе выдвигается гипотеза: педагог может оказать помощь в преодолении и предупреждении трудностей, возникающих у младших школьников в учебной деятельности, зная конкретные психологические причины этих трудностей.
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫНЕУСПЕВАЕМОСТИ
Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема
Огромную роль в системе воспитания и обучения играет школа. Каждый ребенок характеризуется специфическими личностными особенностями – особой мотивацией, самосознанием, чертами характера, своеобразным поведением. При каждом варианте развития личности у детей могут возникнуть школьные проблемы, способствующие возникновению и дальнейшему развитию школьной неуспеваемости.
Неуспеваемость учащихся – это систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых трудных подростков.
Неуспеваемость учащихся возникает в силу внутренних и внешних причин, неблагоприятных социально-экономических условий жизни, недостаточной квалификации учителей, просчетах в организации учебно-воспитательного процесса, отсутствия индивидуального подхода к детям, перегрузки учащихся и других факторов. Наряду с социальными причинами на успеваемость школьников также оказывают влияние различного рода нарушения в деятельности анализаторов (снижение слуха, зрения, речи), наследственные, врожденные и приобретенные заболевания, отставание в физическом и умственном развитии.
|
Одним из первых мыслителей, который начал искать теоретическую основу для решения практических вопросов успешности воспитания и обучения, был Ян Амос Коменский. Он поставил великую задачу – создать педагогику, дающую гарантию успеха – без малейшей возможности провала, стремился к тому, чтобы в школах было больше досуга, радостей и основательного успеха. Я.А. Коменский считал, что все дети способны к обучению, которое нужно приспособить к врожденным способностям ребенка, чтобы можно было применить эти способности легко и приятно. Даже в отношении детей медлительных и вялых он видел возможность успешного обучения. «Для того чтобы они не падали духом, надо дать им пережить радость успеха», - писал великий педагог. Таким образом, Коменский придавал большое значение личностным переживаниям детей в процессе обучения и считал, что все они могут быть успешными в учебе, за исключением тех, «у кого Бог отнял смысл и разум»[12, 8].
Ведущей целью педагогической системы Януша Корчака было создание условий, для максимального развития личности каждого ученика, его самореализации и самоутверждения. Польский педагог был убежден, что каждый ребенок имеет право на ошибку, на тайну, на уважение детского незнания и труда познания, текущего часа и сегодняшнего дня его жизни, право на использование ребенком своих достоинств и сокрытие недостатков, право на игру, движение и прочее [12, 63].
Развитие теории и методики воспитания в России конца XVIII- начала XIX вв. связано с именем русского просветителя Н.И. Новикова. Успешность воспитания, с точки зрения Н.И. Новикова, заключается в том, чтобы вырастить из детей образованных и счастливых, полезных и добрых граждан. Большое значение он придавал родительскому примеру и авторитету, который, несомненно, играет огромную роль в процессе семейного воспитания и образования [21, 78].
Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования двух терминов: « неуспеваемость» и «отставание».
Обобщая имеющиеся в литературе и опыте данные, можно дать следующее предварительное определение этих понятий. Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.
Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнения требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса.
Неуспеваемость и отставаниевзаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные виды отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом и образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных видов отставания и своевременно устранять их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.
Неуспеваемость, по мнению Ю.З. Гильбуха [9, 34], можно подразделить на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью он подразумевает стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам школьной программы: языку и математике. Специфическое же отставание затрагивает лишь один из этих предметов при удовлетворительной или даже хорошей успеваемости по остальным предметам школьного курса. При общем и специфическом отставании определяется круг причинных факторов, которые являются предметом анализа в процессе определения причин трудностей. Нередко наблюдаются и разного рода отклонения от индивидуального оптимума учебной деятельности. Способности этих детей постоянно не находят полной реализации, их умственное развитие совершенствуется медленнее, чем это могло бы быть в условиях классной дифференциации.
Под неуспеваемостью в учебной деятельности младшего школьника С.Н.Костромина [14] понимает:
- пропуски букв в письменных работах;
- орфографические ошибки, при хорошем знании правил;
- невнимательность и рассеянность;
- трудности при решении математических задач;
- трудности в пересказе текста;
- неусидчивость;
- трудности в усвоении новых знаний;
- постоянная грязь в тетради;
- плохое знание таблицы сложения (умножения);
- трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы.
В большей степени указанные трудности относятся к детям с отклонениями от индивидуального оптимума учебной деятельности.
На основании историко-педагогического анализа можно сделать вывод о том, что обучение и воспитание адекватны социокультурным условиям, и успешность процесса обучения и воспитания в разные периоды жизни общества обусловливаются различными подходами к их организации, отбору содержания и средств, и конечному результату. Многие педагоги считали, что неспособных к обучению детей нет, надо создавать благоприятные условия для их развития.