Методические рекомендации для учителей по преодолению неуспеваемости младших школьников




1. Эффективность обучения определяется в конечном итоге характером отношения учащихся к учению, характером их учебной работы. Это отношение во многом зависит от того, осознают ли учащиеся личностную и общественную значимость учебной работы, понимают ли они крайнюю необходимость и важность для самого ученика и для общества активной, творческой, систематической и упорной работы.

Поэтому организация учебного процесса должна быть такой, чтобы каждому ученику была ясна личностная и общественная значимость его активной, творческой и упорной учебной работы и основным показателем была бы оценка именно такой учебной работы ученика.

2. Для того чтобы интенсифицировать учебную работу каждого ученика, недостаточно прямого воздействия учителя на ученика. Более эффективным средством является воздействие на него через ученический коллектив. А для этого нужно, чтобы ученическая группа была подлинным коллективом.

- При организации учебной работы в классе и дома использовать формы коллективно-распределительной деятельности учащихся, организуя для этого различные временные микроколлективы.

- Практиковать при этом дифференциацию форм и видов заданий и коллективную ответственность учащихся за их выполнение.

Поэтому учебный процесс должен проводиться в органическом единстве коллективных, фронтальных и индивидуальных форм учебных занятий при определяющем характере общей коллективной деятельности учащихся.

3. Основу обучения должна составлять учебная деятельность самих учащихся. Поэтому главной задачей учителя считать организацию и руководство этой деятельностью и не подменять деятельность учащихся своей собственной.

4. Для того чтобы своевременно выявлять любое отставание в учении каждого ученика и тут же его восполнять, текущий контроль должен иметь всеохватывающий характер. Это значит, что контроль должен проводиться по каждому элементу содержания учебной программы и охватывать одновременно всех без исключения учащихся. Для этого, очевидно, необходимо привлечение самих учащихся к проведению текущего контроля и оценки в форме взаимо - и самоконтроля, взаимо- и самооценки под руководством учителя.

5. Оценивание деятельности учащихся должно быть главным образом качественным в форме развернутой характеристики успехов и неудач учащихся и лишь затем - в форме отметки.

6. Обращено внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.

7. Важнейшим фактором повышения эффективности обучения является субъективный и осознанный характер деятельности ученика в учебном процессе. Ученик должен быть не только объектом педагогических воздействий учителей, но и активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Важным средством для этого является ролевое участие школьников в организации и проведении всего учебного процесса. Это означает, что в каждом классе организуется ученическое самоуправление, которое организует не только общественную жизнь класса, но и значительную часть учебной работы (текущий контроль, оценку и учет учебной работы учащихся, взаимопомощь в восполнение пробелов у отдельных учащихся, подготовку к урокам и т.д.)

8. Эффективность учебной работы учащихся зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. Для этого они должны овладеть общеучебными умениями и навыками. Поэтому овладение общеучебными умениями и навыками должно быть включено в учебные программы учителей по каждому учебному предмету.

9. Приступая к изучению какого-либо вопроса, понятия, создать проблемную ситуацию, показывающую необходимость и раскрывающую сущность предстоящего изучения. Дальнейшее изучение следует проводить как последовательное разрешение этой проблемной ситуации.

10. Эффективность учебной работы учащихся в конечном итоге определяется характером их личностной воспитанности, их нравственными и социальными качествами. Поэтому обучение должно проводиться так, чтобы оно в максимальной степени способствовало воспитанию каждого ученика как высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.

11. Эффективность обучения, характер отношения ученика к учебной работе зависят и от того, какова жизнь ученика в школе и классе, удовлетворяет ли эта жизнь его потребности и особенно потребность в эмоциональном насыщении, с какими чувствами он идет в школу, какие эмоции и чувства вызывает у него учебно-воспитательный процесс.

12. Организация заседаний учителей по вопросам:

- как обобщить свой опыт работы;

- как спланировать работу по самообразованию;

- как оценить эффективность своей работы;

- как внедрить опыт работы лучших учителей в свою деятельность.

Жизнь учащихся в школе, учебный процесс, уроки и внеклассные и внешкольные занятия и мероприятия должны быть так организованы, чтобы в них могли и хотели принимать активное участие все школьники, чтобы они вызывали, формировали и развивали у каждого школьника его личностные интересы и склонности. Взаимоотношения между учителями и учащимися должны быть основаны на оптимистическом отношении учителя к каждому ученику: учитель должен верить в возможности и силы ученика. Он должен выявлять лучшие и сильные стороны каждого ученика и, опираясь на них, вместе с учеником бороться с его слабыми качествами. Для того чтобы бороться с недостатками того или иного ученика, учитель должен искать его достоинства и создавать условия, чтобы каждый ученик добился успеха в какой-либо области. Вышеперечисленные рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом.

ВЫВОДЫ

Проведя изучение психологических причин неуспеваемости можно сделать следующие выводы:

1. Психологическими причинами неуспеваемости младших школьников могут быть:

- недостатки в развитии мотивационной сферы детей, т.е. любая деятельность, в том числе и учебная, должна чем-то побуждаться, то есть иметь мотив, иначе она просто не осуществляется;

- недостаточность ресурсов внимания, памяти и мышления;

- неумение пользоваться ресурсами внимания, памяти и мышления, т.е. несформированность у ребенка умения самостоятельно управлять своей умственной деятельностью, т.е. использовать свои ресурсы: сосредоточиться на учебном задании (произвольное внимание), целенаправленно запоминать и воспроизводить информацию (произвольная память), сравнивать, обобщать и делать выводы для получения новых знаний;

- социальная незрелость личности ребёнка;

- индивидуально-типологические особенности личности.

2. Какую бы педагогическую задачу учителя ни решали, в общении с ребенком, прежде всего, необходимо хорошо понять его, вникнуть в его душу, в суть его переживаний и никогда не ставить себя выше ребенка.

3. Каждому педагогу необходимо знать как причины, так и пути преодоления неуспеваемости. Для более эффективного процесса преодоления трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная совместная работа с учащимися, так и с родителями.

4. Можно утверждать: педагог может оказать помощь в преодолении и предупреждении трудностей, возникающих у младших школьников в учебной деятельности, зная конкретные психологические причины этих трудностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. В психолого-педагогической литературе неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.

Выдвигается понятие «отставание», которым характеризуется как неуспеваемость в виде процесса, так и отдельные частичные и разновременные невыполнения требований. Отставание предстает как невыполнение требований учебного процесса.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные виды отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом и образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения.

В данной работе я хотела рассмотреть причины неуспеваемости младших школьников и пути их предупреждения. Для этого ознакомилась с подходами ученых в исследовании данной проблемы, изучила психологические причины, способы предупреждения и преодоления неуспеваемости. Причины и меры преодоления и предупреждения неуспеваемости широко освещены в литературе, и моя задача заключалась главным образом в том, чтобы представить имеющиеся данные в системе. Представленные способы предупреждения неуспеваемости оказались полезными в работе учителей, и это даст основание рекомендовать для более широкого использования.

Таким образом, педагог, зная психологические причины неуспеваемости младших школьников, может оказать помощь в преодолении и предупреждении этих трудностей.

Перспектива продолжения работы по изучению психологических причин неуспеваемости обусловлена тем, что успеваемость младших школьников является важнейшим фактором, влияющим на весь дальнейший процесс обучения в средней школе. Получение штампа «неуспевающего» ученика в младшем школьном возрасте часто определяет во многом дальнейшую судьбу человека, его отношение к обучению в средней, средне-специальной или высшей школе. В то же время неуспеваемость в начальных классах часто обусловлена субъективными причинами, но отнюдь не общим недостатком развития или отсутствием способностей у ребенка. Изучая психологические причины неуспеваемости, учитель сможет организовывать свою работу так, чтобы процесс обучения и воспитания был более эффективен и к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина – М.: Издательство «Ось – 89», 1997. – 224 с.

2. Аркин, Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребёнка в семье от года до зрелости / Е.А. Аркин – М.: Учдетигз, 1957. – 347 с.

3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.

4. Бардин, К.В. Чтобы ребёнок успешно учился / К.В. Бардин – М.: Педагогика, 1988. – 176 с.

5. Блонский, П.П. Психология младших школьников / П.П. Блонский – М.: Воронеж: Институт практической психологии, 1997. – 574 с.

6. Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться / Б.С. Волков – М.: Академ. Проект, 2004. – 144 с.

7. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей / под ред. Ю.К. Бабанского. – Ростов-на-Дону, 1972. – 77 с.

8. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях её преодоления / А.М. Гельмонт – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1954. – 92 с.

9. Гильбух, Ю.З. Психодиагностика в школе / Ю.З. Гильбух – М.: Знание, 1989. – 79 с.

10. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов вузов / И.В. Дубровина – М.: Питер, 2004. – 588 с.

11. Есипов, Б.П., Данилов, М.А. Дидактика / Б.П. Есипов, М.А. Данилов; под ред. Б.П. Есипова – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1957. – 518 с.

12. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков – М.: Педагогика, 1990. – 418 с.

13. Коломенский, Я.Л., Панько, Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько – М.: Просвещение, 1989. – 190 с.

14. Костромина, С.Н., Ануфриев, А.Д. Методические рекомендации / С.Н. Костромина, А.Д. Ануфриев – М.: 1999. – 174 с.

15. Круглова, Н.И. Как помочь ребёнку успешно учиться в школе / Н.И. Круглова – СПб.: Питер, 2004. – 128 с.

16. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику / Н.П. Локалова – М.: Ось – 86, 2005. – 142 с.

17. Майорова, Н.П. Неуспеваемость / Н.П. Майорова – СПб, 1998. – 216 с.

18. Менчинская, Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Н.А. Менчинская – М.: Педагогика, 1971. – 272 с.

19. Мурачковский, Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников / Н.И. Мурачковский – Минск: Народная асвета, 1977. – 80 с.

20. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития / под ред. З.И.Калмыковой, И.Ю. Кулагиной – М.: 1996. – 558 с.

21. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов: В 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания / И.П. Подласый – М.: ВЛАДОС, 1999. – 256 с.

22. Славина, С.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам / С.С. Славина – М.: 1959. – 213 с.

23. Цетлин, В.С. Неуспеваемость и её предупреждение / В.С. Цетлин – М.: Педагогика, 1977. – 120 с.

24. Цукерман, Г.А. Школьные трудности благополучных детей / Г.А. Цукерман – М.: 1994. – 133 с.

25. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения / С.Т. Шацкий – М.: Педагогика, 1980. – 304 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: