Системный, кибернетический, информационный подходы




Системный, кибернетический, информационный подходы.

2. Районная планировка и районирование.

3. Район - основной объект планировки.

Проблемы прогнозирования и проектирования.

Экспертная оценка.

 

Рекомендуемая литература:

1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. - М.: Мысль, 1983.

2. Владимиров В. В. Районная планировка - М.: Мысль, 1986г.

3. Географические границы // Под ред. Б.Б. Родомана и Б.М. Эккеля. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

4. Каганский В.Л., Новиков А.В. Новый метод выделения существенных признаков для разработки региональных классификаций // Известия АН СССР. Серия Географическая, 1989, № 1.

5. Модели в географии/ Под ред. П. Хаггета, Дж. Чорли.- М.: Прогресс, 1971.

6. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.: Учебник для 10–11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М.: Просвещение, 1995.

7. Экономическая и социальная география на пороге ХХI века. - Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.

Источники:

1. www.businesspravo.ru

2. www.mvtp.kg

3. www.voronova-on.ru

 


Системный, кибернетический, информационный подходы

Общие положения. В процессе приня­тия решений в районной планировке всегда возникает проблема разумного сочетания достижения стратегических целей с решени­ем тактических задач. Традиционные, мето­ды прогнозирования и проектирования все чаще обнаруживают свою слабость в реше­нии подобных проблем. Поэтому возникает необходимость сделать процесс выработки и принятия решения более объективным. В этих условиях системный подход в рай­онной планировке должен рассматриваться как методологическая основа структурной- функциональной организации, прогнозиро­вания и развития сложных, систем, каковы­ми и являются объекты районной планиров­ки.

На современном уровне развития сис­темный анализ — в значительной степени ис­кусство, вобравшее в себя основы науки, законы логики, различные специфические процедуры и категории. «Системные» моде­ли по существу лишь незначительно отли­чаются от большинства умозрительных мо­делей, но основное их достоинство состоит в том, что они эксплицитны, благодаря че­му по сравнению с интуитивными больше поддаются анализу и контролю.

В настоящее время в теории. систем­ных исследований одновременно существу­ют самые разнообразные определения ос­новных понятий. Из всего многообразия оп­ределений целесообразно принять • следую­щие:

система — целостный комплекс взаимо­связанных элементов, свойства которого не сводятся, к. сумме свойств его составляющих частей, представляющий собой элемент си­стемы более высокого порядка и делящий­ся в свою очередь на системы более низ­кого порядка;

элемент — минимальный компонент си­стемы, дальнейшее членение которого в со­ответствии с целями является предельным;

структура— определенный тип связей между элементами системы.

В системном анализе исследовании операций обычно выделяют пять основных этапов решения проблемы:

определение цели (или совокупности це­лей);

определение альтернативных средств, обеспечивающих достижение цели; определение ресурсов; построение модели;

определение критерия выбора предпоч­тительной альтернативы.

Районная планировка с самого начала ее возникновения по своей сущности была системным методом, поскольку главное, ее содержание состоит в том, чтобы на основе анализа и синтеза взаимосвязей природных, социально-экономических и технических со­ставляющих территории, создать интегри­рованную модель района и с учетом кон­кретных условий установить мероприятия для ее реализации.

Поэтому механическое перенесение со­временных приемов системного подхода в районную планировку, внедрение одной лишь голой схемы без развития конструк­тивного начала, свойственного районной планировке, без совершенствования систе­мы информации, без развития методов ана­лиза, прогноза и синтеза не может, повы­сить ее эффективность и сделать надежным.инструментом решения проблемы формиро­вания и развития территориальных систем. Вместе с тем именно системный подход в районной планировке в состоянии упорядо­чить логику разработки сложных террито­риально-планировочных проблем, соразме­рить поставленные цели с имеющимися ре­сурсами и достаточно надежно выбрать предпочтительный вариант планировочного решения.

С системных позиций объект районной планировки необходимо трактовать (в со­ответствии с принятым определением) - как территориально - планировочную систему, представляющую собой, с одной стороны, целостный комплекс взаимосвязанных, эле­ментов, а с другой стороны — элемент си­стемы более высокого порядка, которая в свою очередь делится на системы более низ­кого порядка.

В любом районе между подсистемами существуют определенные взаимосвязи, ха­рактер, структура, число, интенсивность и устойчивость которых позволяют судить о системе как о сложной или простой,: ста­бильной или функционирующей, статичес­кой или динамической, поли- или моно­структурной.

Представив район как результат взаи­модействия различных подсистем-, можно полнее исследовать специфику его органи­зации и определить альтернативы будущего развития. Системное решение проблемы по­зволяет четко структурировать наиболее важные представления об объекте исследо­вания, определить цели и задачи, разрабо­тать конкретные реализующие мероприя­тия.

Таким образом, системное решение про­блемы связано прежде всего с выделением из внешней среды объекта исследований как сложной и большой системы, характери­зующейся многообразными внутренними и внешними связями различного происхожде­ния — естественного, технического, соци­ального и т. п. Район можно представить в виде динамического взаимодействия двух систем — природной и антропогенной, ко­торые, в свою очередь, подразделяются на ряд взаимодействующих подсистем: при­родная — на геосистему и экосистему; ант­ропогенная—на подсистемы производствен­ную, градостроительную, инфраструктурную. Характер функционирования' планировоч­ной системы в целом определяется динами­кой процессов, протекающих в субсистемах, а также интенсивностью прямых и обрат­ных связей между ними. Помимо совмест­ного функционирования эти субсистемы, как и весь район в целом, находятся в посто­янном взаимодействии с системами более высокого ранга: экзогенные связи весьма интенсивны. Так, система расселения, буду­чи подсистемой региона, является состав­ляющей системы расселения более высокого ранга — национальной; гидросистема рай­она, являясь его подсистемой, в то же вре­мя служит элементом более крупной систе­мы — бассейновой и т. д.

Природная подсистема определяется взаимодействием систем более низкого по­рядка (по принципу иерархичности после геоподсистемы и экоподсистемы) — гидро- геоподсистемы, аэроподсистемы, гидропод­системы, биоподсистемы, литоподсистемы.

Дальнейшее расчленение выделенных подсистем дает возможность, с одной сто­роны, избавиться от «огрубления» первона­чального этапа их выделения, а с другой — на более низких уровнях структуризации выявить необходимые взаимосвязи, их тип и число, с тем чтобы максимально «объек­тивизировать» разработку проектного реше­ния.

Антропогенную систему определяет взаимодействие трех следующих подсис­тем:

система территориально - производственного комплекса района как' результат взаимодействия подсистем: промышлен­ность — сельское хозяйство — лесное хо­зяйство — наука и научное обслуживание- образование — социально-культурное обслу­живание;

система расселения как результат вза­имодействия подсистем: жилище—обслужи­вание — рекреация;

инфраструктурная система как резуль­тат взаимодействия подсистем: транспорт­ной, водохозяйственной, энергетической, ин­женерной.

Вскрыв весь комплекс взаимодействую­щих подсистем и определив системные «гра­ницы» их функционирования, появляется реальная возможность более объективно подойти к рассмотрению всех возможных альтернатив по каждой подсистеме.

Следующим этапом системное рассмот­рение объекта районной планировки пред­полагает разработку. основных процедур принятия решения, способствующих с по­мощью исследования: операций достичь но­вых теоретически обоснованных результа­тов. Это возможно лишь в том случае, ес­ли сформирована структура исследования, если она практически реализуема, а самое главное — может быть в будущем улучше­на как в методологическом, так и в методи­ческих аспектах..

Таким образом, возникает задача вы­работки «типового» процесса решения про­блемы, который можно условно предста­вить в несколько последовательно' выпол­няемых этапов.

Постановка проблемы. Противоречие между желаемым результатом и возможно­стью его осуществления можно назвать проблемной ситуацией, а определение этого несоответствия — выявлением проблемы. Анализ проблемной ситуации — одна из на­иболее ответственных Стадий, так как не­правильно выявленная проблема «сформу­лирует» адекватно неправильную цель, что повлечет за собой неправильное окончатель­ное решение. Исследование проблемной си­туации предполагает:

анализ реального состояния и тенден­ций естественного развития системы;

определение предпочтительного состо­яния системы;

выявление проблемной ситуации как ре­зультат; сравнения двух состояний систе­мы.

Корректно выявленная проблема определяет основную цель, что является не ме­нее важной процедурой, так как намного важнее корректно выявить цель, чем пра­вильно выбрать систему.

Формирование целей. В качестве целей первого уровня необходимо принимать стра­тегические задачи развития народного хо­зяйства, градостроительства, инфраструктуры, сохранения и улучшения природной среды применительно к данному району. Исходными позициями для выбора целей этого уровня должны служить цели, установленные в Генеральной схеме развития и размещения производительных сил СССР, экономических районов, Генеральной схеме расселения на территории СССР, региональ­ных схемах расселения. Цели первого уровня подразделяются на более конкретные применительно к специфическим задачам рассматриваемого района.

Одним из распространенных методов системных исследований является метод «дерево целей», который необходимо ис­пользовать:

для выделения основных подсистем, каждая из которых ориентирована на до­стижение соответствующей подгруппы це­лей;

для определения однородности задач и их недопустимого дублирования;

для определения соподчиненности, со­поставимости и полноты поставленных за­дач;

для оценки различных альтернатив раз­витие;

для повышения эффективности разра­ботки комплексных программ социально- экономического развития;

для определения действенных меро­приятий по реализации.

При построении дерева целей опреде­ляются основные цели функционирования и развития района. Эти цели последователь­но детализируются и конкретизируются вплоть до конкретных, неделимых задач, реализация которых обеспечивает достиже­ние поставленных целей. Таким образом, метод построения дерева целей заключает­ся в разложении глобальной цели создавае­мой системы на совокупность подчиненных ей подцелей, представляемых в виде многоуровенного графа, где глобальная цель — корень «дерева», а реализующие ее под­цели — вершины нижних уровней графа.

В отличие от целей верхнего уровня, носящих весьма общий, качественный ха­рактер, цели более конкретных, нижних уровнен, выражаются в форме заданий по решению конкретных конструктивных задач или проведению определенного вида работ.

Структуризацию: каждой.цели можно считать завершенной, если в процессе даль­нейшей ее конкретизации начинают пере­числяться не смысловые компоненты содержания, а альтернативные пути реализации,, т. е. когда наступает этап перехода от де­тализации цели к анализу средств ее до­стижения.

Необходимым условием успешного применения метода «дерева целей» является определение качественно-количественных характеристик.

В процессе формирования целей разви­тия конкретного района должны быть со­блюдены определенные условия:

Соподчиненность — цели нижнего уров­ня подчиняются целям более высокого уровня, вытекают из них и обеспечивают их. достижение;

сопоставимость цели одного масштаба и значимости располагаются на одном уровне «дерева»;

полнота — вся совокупность подцелей определяет содержание главной цели выс­шего уровня;

взаимоувязанность в системе целей не могут быть взаимоисключающие я изо­лированные цели;

определенность — предметная, времен­ная, объектная;

реалистичность - обоснованность до­стижения целей с точки зрения реальных возможностей и ресурсов.

Кроме того, цели могут быть равнозначными (например, социальная, экологическая и экономическая цели на высшем уровне), поддерживающими (достижение одной способствует эффективности другой) и состязательными (по отношению к распределе­нию ограниченных ресурсов).

Главные цели конкретизируются в си­стеме целей первого уровня, цели первого уровня — в системе целей второго уровня и так далее до тех пор, пока цели более низких уровней не дифференцируются на элементарные и конструктивные задачи, ре­шение которых может быть обеспечено кон­кретными мероприятиями. Любая цель фор­мулируется первоначально в виде общест­венно необходимой функции, а затем по­следовательно детализируется до конкрет­ных объектов, реализующих целевую фун­кцию, что позволяет в конечном итоге определить потребное количество ресурсов.

При выделении целей более низких, уровней необходимо проводить их ранжи­рование на основе экспертной оценки, по - критериям величины эффекта достижения целей. Ранжирование целей должно учиты­вать их взаимосвязь (т. е. достижение каждой цели должно способствовать реализации других целей), а также конкурентность (возможность более высокой степени реали­зации одних целей за счет снижения степени достижения других).

Таким образом, ключевое звено рас­сматриваемого целевого подхода — опреде­ление целей системы, ранжирование, кон­кретизация, выявление средств и критериев их эффективного достижения. '" Ниже более подробно рассмотрено типо­вое «дерево» целей проекта районной пла­нировки. Можно выделить три главные вза­имосвязанные цели развития района — со­циальную, экономическую и экологическую.

Главная социальная цель (1.0) — обес­печение наиболее высоких темпов социаль­но-культурного развития населения райо­на — реализуется через выполнения следу­ющей группы подцелей:

1.1 — расширение возможности выбо­ра мест приложения труда, приобретения и повышения квалификации;

1.2 — повышение уровня комфортности мест проживания;

1.3 — повышение уровня и разнообра­зия видов и форм культурно-бытового об­служивания;

1.4 — повышение уровня рекреационно­го обслуживания.

Цель 1.1 достигается через выполне­ние следующих подцелей:

1.1.1 — повышение разнообразия ис­пользуемых профессий и уровней квалифи­кации в местах приложения труда;

1.1.2 — повышение разнообразия ви­дов и уровней профессиональной подготов­ки в специальных учебных заведениях;

1.1.3 — повышение транспортной до­ступности мест приложения труда и специ­альных учебных заведений.

Цель 1.2 предполагает:

1.2.1 — повышение уровня комфортно­сти условий проживания;

1.2.2 — повышение уровня комфортно­сти мест отдыха;

1.2.3 — улучшение санитарно-гигиени­ческих и архитектурно-ландшафтных усло­вий.

Цель 1.3 реализуется через:

1.3.1 — повышение разнообразия видов и форм обслуживания;

1.3.2 — повышение обеспеченности на­селения обслуживанием по каждому из ви­дов;

1.3.3 —сокращение транспортных за­трат времени, связанных с обслуживанием.

Цель 1.4 предполагает следующую реа­лизацию:

1.4.1—повышение разнообразия видов и форм рекреационного обслуживания;

1.4.2 — повышение обеспеченности на­селения местами отдыха по каждому из ви­дов;

1.4.3 — сокращение затрат времени ме­стного населения на поездки к местам от­дыха.

Главная экономическая цель (2.0) — интенсификация развития народнохозяйст­венного комплекса района и повышение его экономической эффективности — предпола­гает следующую конкретизацию целей:

2.1 — повышение эффективности-исполь­зования трудовых ресурсов;

2.2 — повышение эффективности исполь­зования материальных и природных ресур­сов;

2.3 — повышение эффективности-. функ­ционирования различных инфраструктур.-

Цель 2.1—предполагает реализацию следующих условий:

2.1.1 — удовлетворение потребности от­раслей народного хозяйства городов в тру­довых ресурсах;

2.1.2 — удовлетворение потребности от­раслей народного хозяйства сельской мест­ности в трудовых ресурсах;

2.1.3 — повышение степени соответствия трудовых ресурсов потребностям народного хозяйства в зонах трудового тяготения.

Цель 2.2 достигается через выполнение следующих подцелей:

2.2.1 — улучшение условий технологиче­ского и хозяйственного кооперирования;

2.2.2 улучшение условий научно-производственного кооперирования;

2.2.3 — интенсификация использования территории.

Цель 2.3 предполагает реализацию сле­дующих условий:

2.3.1 — повышение эффективности- ис­пользования транспортной и инженерно-тех­нической инфраструктур;

2.3.2 — повышение эффективности функ­ционирования рекреационной инфраструк­туры;

2.3.3—повышение эффективности, функ­ционирования инфраструктуры культурно- бытового обслуживания населения.

Главная экологическая цель (3.0) — поддержание экологического равновесия — реализуется через выполнение следующих подцелей:

3.1—сдерживание отрицательных ан­тропогенных воздействий на природную среду;

3.1.1 — снижение уровня техногенных загрязнений природной среды;

3.1.2—снижение уровня физических ан­тропогенных нагрузок на природные ланд­шафты; 3.2 — повышение репродуктивной спо­собности природной среды;

3.2.1—повышение репродуктивной спо­собности по воспроизводству кислорода, во­ды, биомассы;

3.2.2—сохранение уникальных и эта­лонных природных комплексов;

3.2.3— повышение устойчивости при­родной среды к антропогенным нагрузкам и т. п.

Анализ ресурсов. В эту часть процесса решения проблемы входит анализ природ­ных условий, трудовых, материальных и других ресурсов (восполнимых и невоспол­нимых), определяется степень ресурсообеспеченности района с учетом прогнозных данных. Здесь же необходимо провести ана­лиз в комплексную оценку территории рай­она.

Диализ основных проблем. Этот этап — неотъемлемая часть всего процесса принятия решения. В процессе разработки данной процедуры, с одной стороны, необходимо «вскрыть» механизм функционирования ис­следуемой системы в прошлом, а с другой стороны, структурировать необходимую ин­формацию для формирования предпочти­тельной системы и ее эффективного управ­ления функционированием в будущем.

На данном этапе необходимо осущест­вить различные процедуры, связанные с вы­явлением, описанием и структуризацией формирующих факторов. Для анализа по­добных процессов достаточно эффективны методы корреляционного и регрессионного анализа. Эффективными методами, позво­ляющими выявить круг первичных форми­рующих факторов, являются методы фак­торного анализа. Для формирования обоб­щенных факторов, число которых меньше числа исходных факторов, применяется ме­тод главных компонентов. Для определения минимального числа факторов, достаточно полно отражающих результаты функциони­рования системы, в теории принятия реше­ний используют методы канонического ана­лиза.

На этом этапе также определяется хо­зяйственная и демографическая емкость, ре­продуктивная способность района с пози­ций намеченных целей и выявленных ресур­сов.

Формирование основных направлений развития района. Здесь рассматриваются основные направления развития хозяйства, градостроительства, инфраструктуры, со­стояния окружающей среды района. Опре­деляются основные соотношения важней­ших отраслей, общие показатели перспек­тивной численности населения, промышленного и сельскохозяйственного производства и т. д. На этой же стадии осуществляется предварительная увязка основных целей и ресурсов.

Главный критерий выбора основных на­правлений развития района — соответствие его хозяйственного комплекса условиям, оп­ределяемым развертыванием научно-техни­ческой революции, с одной стороны, и не­обходимостью учета особенностей его при­родной среды с другой.

На основе всестороннего анализа со­временного состояния хозяйства и природ­ной среды района, тенденций, влияние ко­торых можно ожидать на протяжении рас­четного периода, формулируются основные проблемы, которые выступают в самом об­щем виде как разница между нормативным (ориентированным на достижение опреде­ленной цели) уровнем и современным со­стоянием. Выявление главных проблем поз­воляет разработать основные перспектив­ные направления его развития.

Основные направления развития хозяй­ства, изменение природной среды (в том числе ее изменение в результате антропо­генных воздействий) прогнозируют с учетом не только многообразных тенденций, но и на основе определенных ранее целей развития, которые на этом этапе конкретизируются и уточняются в соответствии с реальными ус­ловиями.

Одна из главных задач прогноза — оце­нить общую потребность в сырьевых, мате­риальных, технологических, энергетических, транспортных, трудовых, финансовых, ин­формационных ресурсах для обеспечения предполагаемого объема выпуска, реализа­ции и потребления продукции (в стоимост­ном и натуральном выражении), а также для выполнения намеченных конструктив­ных мероприятий. Прогноз может разраба­тываться в нескольких вариантах примени­тельно к различным возможностям решения проблемы. Оценки прогнозируемых показа­телей желательно получить в виде наиболее вероятного максимального и минимального значений.

Структурно-функциональный анализ объекта. На этом этапе после того, как проведен анализ ресурсов, основных проб­лем и сформированы основные направления развития района, в соответствии с сформи­рованной структурой целей необходимо вы­делить основные функциональные системы в рамках которых и должны быть реализова­ны проектируемые процессы.

Выявленные подсистемы со всеми взаи­мосвязями (внутри них самих и между со­бой) позволяют более корректно осущест­вить этап формирования различных альтер­натив, с одной стороны, а с другой — уточ­нить границы проектируемой системы и по­вторно уточнить сформированные цели.

Существуют по крайней мере два об­стоятельства, определяющих необходимость структурно-функционального анализа тер­ритории района. Во-первых, район как объ­ект районной планировки должен рассмат­риваться как сложная система комплексной территориальной организации определенной пространственной ячейки хозяйства, обще­ства и природной среды. Рациональная ко­ординация во времени н пространстве и оп­тимизация процессов развития и функцио­нирования всех элементов указанной си­стемы составляют основную цель разработ­ки схем и проектов районной планировки, так как рациональная территориально-пла­нировочная организация этих процессов ре­шающим образом влияет на эффективное социально-экономическое развитие района. Во-вторых, необходимость выявления глав­ной, структурообразующей части проекти­руемого объекта, постоянно возникает в про­ектной практике особенно на ранних, наи­более ответственных стадиях творческого по­иска, когда формируется основная идея организации объекта. Определив структур­ную основу проектируемого объекта, мож­но оперативно моделировать и сравнивать различные варианты формирования и раз­вития территориальной системы, не прибе­гая к трудоемкому детальному анализу всех аспектов этого сложного процесса.

В результате такого функционального анализа и па основе сформированного «де­рева целей» можно определить основные формирующие территориальный объект под­системы, не имея в виду еще их террито­риальной «привязки». Здесь же желательно попытаться провести «расчленение» функ­циональных подсистем до элементарных не­делимых функций.

В процессе своего развития каждый территориальный объект функционирует как система, состоящая из неделимых элемен­тов, связанных определенными системооб­разующими отношениями, и характеризуе­мая четкими пространственно-временными параметрами.

Реальные функционально-пространст­венные связи, па основе которых эти эле­менты объединяются; формируют элементарную структуру системы. Под «структу­рой» здесь понимается не множество относительно неделимых элементов; состав­ляющих систему, а тип связи и организации этого множества.

Именно поэтому возникает необходимость комплексной оценки различных аль­тернатив планировочного формирования района, так как одной функциональной структуре его организации может более или менее соответствовать несколько- вариантов ее планировочной организации.

Формирование альтернатив. Процедуру формирования альтернатив желательно про­водить в соответствии с выявленными фун­кциональными подсистемами объекта, что дает возможность быстрее и.корректнее вы­явить предпочтительный вариант развития согласно поставленным целям. Такой под­ход должен быть основан на предваритель­ной разработке и оптимизации систем бо­лее. низкого уровня с- обязательным учетом и фиксацией всех важнейших связей между ними, т. е. предполагается последователь­ное формирование альтернатив развития сначала отдельных подсистем, а затем ' и всего их комплекса в рамках единой терри­ториальной системы объекта проектирова­ния.

Подобный подход к решению комплекс­ных по своему существу проблем районной планировки может считаться достаточно корректным в методическом отношении, ес­ли формирование' альтернатив каждой из трех подсистем и дальнейшей их оптимиза­ции осуществляется при постоянном учете целей и ограничений двух других. Сформи­рованная концепция объекта районной пла­нировки предполагает анализ трех ее основ­ных подсистем: подсистемы территориаль­но-производственного комплекса, подсисте­мы расселения, подсистемы окружающей среды, обслуживаемых единой инженерно- коммуникационной инфраструктурой.

Упрощенная схема составления альтернатив предусматривает разработку для каждой из основных подсистем объекта как минимум трех принципиальных вариантов развития (целевого, традиционного и экстраполяцнонпого) и одного или двух под- вариантов по условиям ресурсообеспеченности.

Испытание и оценка альтернатив. Из числа сформированных альтернатив необхо­димо провести предварительный отбор дей­ствительно конкурентоспособных вариан­тов. В этих целях используется хорошо из­вестный в районной планировке метод комплексной оценки и функционального зо­нирования территории, с помощью которого на основе выявленных территориально - планировочных, экономических и экологических ограничений возможно заранее исключить неконкурентоспособные, но теоретически воз­можные планировочные решения, т. е. оцен­ка и отбор вариантов развития отдельных подсистем проводится по принципу их вза­имной «непротиворечивости». Суть заклю­чается в том, что для дальнейшего анализа отбирают лишь те варианты, реализация которых не предусматривает осуществления явно взаимоисключающих мероприятий.

Практика показывает, что последова­тельное применение указанной процедуры позволяет оставить для последующего ана­лиза не более 4—5 альтернатив перспектив­ной функционально-планировочной органи­зации объекта. Дальнейшее сравнение уже отобранных альтернатив может осуществ­ляться по методике «затраты—эффект», т. е. по критерию максимизации степени достижения сформированных целей проекта, приходящихся на единицу связанных с этим затрат.

В рамках исследования операций срав­нение альтернатив происходит следующим образом: разрабатывается математическая модель, объективно отражающая основные черты рассматриваемой проблемы; затем определяется критерий оптимальности, вы­ражающий требования эффективного реше­ния проблемы; оптимальное значение кри­терия указывает наилучшую альтернативу.

Выбор предпочтительного решения. Принятие решения можно определить как выбор наилучшего способа достижения по­ставленной цели из множества альтернатив­ных способов. На данном этапе на основе «оценочных» математических моделей и комплексной социально-экономической, пла­нировочной и экологической оценки осуще­ствляется испытание сформированных аль­тернатив, в результате которых ЛПР (лицо, принимающее решение) получает и анали­зирует различные оценки (количественные и качественные) всех рассматриваемых вари­антов по ряду принятых критериев эффек­тивности при выполнении всех основных ограничений функционирования системы.

В основном все оценки качества аль­тернатив можно разделить на оценки эф­фективности и стоимости. Многие из оценок качества альтернатив можно получить либо путем построения специальных моде­лей, либо путем сбора и обработки экспертных заключений. В районной плани­ровке представляется весьма перспективным применение различных методов многокри­териального анализа.

Достаточно успешно в процессе приня­тия решения используется метод «затраты — эффективность», суть которого состо­ит в следующем:

структуризуются все эффекты (положи­тельные, отрицательные, прямые,, косвенные и т. п.), т. е. строится модель результатов;

структуризуются все затраты, т. е. строится модель затрат;

анализируются временная и распреде­лительная структуры затрат и результатов;

полученные оценки результатов и за­трат тем или иным способом соотносятся друг с другом, и строится модель эффек­тивности, которая и используется в про­цессе принятия решения.

Разработка комплексных программ раз­вития основных подсистем на основе вы­бранной альтернативы: производственной, градостроительной, программ развития ин­фраструктуры и сохранения окружающей среды. В рамках комплексных программ разрабатывают подпрограммы развития подсистем более низкого ранга. Так, на­пример, программа развития градострои­тельной подсистемы может состоять из под­программ жилищного строительства, обще­ственного обслуживания, организации массового отдыха и т. д. Разработка комп­лексных программ — наиболее сложная и трудоемкая часть работы. Именно здесь осуществляется окончательная увязка це­лей и ресурсов каждой программы, сопо­ставляются и выбираются их варианты с учетом достижения наибольшего эффекта районной планировочной системы в целом;

Поскольку в целях каждой программы отражаются и наиболее важные цели дру­гих программ, достижение которых может рассматриваться как определенное ограни­чение для оптимального выполнения основ­ной программы, неизбежен неоднократный пересмотр программ развития подсистем посредством ряда последовательных итера­ций. Наилучший вариант программы, увя­занный с целями и ресурсами н наиболее эффективный для системы в целом, прини­мается в качестве основного и включается в завершающий этап работы.

Разработка проектного плана района. Здесь долгосрочные программы развития отдельных подсистем получают необходи­мую территориальную привязку, составля­ется перспективный земельный баланс, раз­рабатываются организационные и техниче­ские мероприятия по реализации.

Рассмотренные выше этапы системного исследования и принятие решения в общих чертах отражают традиционную структуру разработки схем и проектов районной планировки. Многие из перечисленных этапов могут осуществляться одновременно, так как в процессе разработки любого проекта, как правило, различные подходы и про­цедуры непрерывно взаимодействуют друг с другом. [3]

 

Районная планировка и районирование

Районная планировка представляет собой один из видов сложной, многоцелевой проектной работы, главной целью которой является разработка соответствующей проектной документации, содействующей правильной организации хозяйственного строительства. В круг основных задач районной планировки входят также обеспечение наиболее рационального решения территориально-хозяйственного устройства проектируемого района, формирование его архитектурно-планировочной структуры и функционального зонирования в целях создания оптимальных условий для развития производства, градостроительства, сохранения и улучшения природной среды, сохранения памятников материальной культуры при условии эффективного и комплексного использования естественных, экономических и трудовых ресурсов.

Основными объектами районной планировки в силу ее специфики, во многом связанной с масштабами, в которых она выполняется, являются территориальные системы средней величины — области, входящие в состав экономических районов страны, автономные республики, края, области. В отдельных случаях районная планировка выполняется в рамках малых территориальных систем: национальные округа, административные районы, города и поселки, сельские населенные пункты.

В основные задачи работы по составлению схем районной планировки входят оценка природных, экономических и трудовых ресурсов и связанное с этим выявление потенциальных возможностей развития хозяйственного комплекса значительных территорий (область, край). При этом необходимо обосновать границы внутриобластных (внутрикраевых) районов и составить генерализованную схему зонирования территории. Важное значение имеют определение параметров развития и территориальная привязка важнейших отраслей хозяйства, оценка основных площадок, пригодных для градостроительства, организации массового отдыха и других целей. Необходимо раз работать оптимальную сеть городских поселений и перспективную социальную инфраструктуру. Наконец, следует решить основные вопросы водообеспечения, энергоснабжения и транспорта.

В основные задачи работы по составлению проектов районной планировки входят: комплексная оценка территории и ее функциональное зонирование с анализом площадок для промышленного, гражданского и рекреационного строительства; уточнение и детализация вопросов развития хозяйства, размещения промышленных, сельскохозяйственных и транспортных объектов на конкретных площадках; разработка предложений по формированию систем расселения, организации межселенного культурно-бытового обслуживания и массового отдыха; выявление сети перспективных сельскохозяйственных мест и разработка вопросов развития транспорта, водоснабжения, энергоснабжения с целью обеспечения каждого перспективного населенного места; обоснование предложений по мелиорации, озеленению и благоустройству территории района.

Характерная особенность районной планировки — ее конкретная территориальная направленность. Она не занимается вопросами развития отдельных отраслей хозяйства в пределах какой-либо территории вообще, а только в связи с конкретным размещением объектов этой отрасли, не ограничивается общими вопросами размещения различных хозяйственных объектов, а обязательно «привязывает» их к конкретным населенным местам. Специфично для районной планировки и то, что она опирается на крупномасштабные географические карты, позволяющие показать объекты не внемасштабными знаками, а конкретными контурами, соответствующими в принятом масштабе карты их реальным величинам на земной поверхности.

Важнейшим методом исследования пространственной самоорганизации социально-экономических систем является районирование. Оно столь же важно для географических исследований как классификация растений К. Линнея для биологии и периодическая таблица Д.И. Менделеева для химии.

При



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: