Системный, кибернетический, информационный подходы.
2. Районная планировка и районирование.
3. Район - основной объект планировки.
Проблемы прогнозирования и проектирования.
Экспертная оценка.
Рекомендуемая литература:
1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. - М.: Мысль, 1983.
2. Владимиров В. В. Районная планировка - М.: Мысль, 1986г.
3. Географические границы // Под ред. Б.Б. Родомана и Б.М. Эккеля. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
4. Каганский В.Л., Новиков А.В. Новый метод выделения существенных признаков для разработки региональных классификаций // Известия АН СССР. Серия Географическая, 1989, № 1.
5. Модели в географии/ Под ред. П. Хаггета, Дж. Чорли.- М.: Прогресс, 1971.
6. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.: Учебник для 10–11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М.: Просвещение, 1995.
7. Экономическая и социальная география на пороге ХХI века. - Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.
Источники:
1. www.businesspravo.ru
2. www.mvtp.kg
3. www.voronova-on.ru
Системный, кибернетический, информационный подходы
Общие положения. В процессе принятия решений в районной планировке всегда возникает проблема разумного сочетания достижения стратегических целей с решением тактических задач. Традиционные, методы прогнозирования и проектирования все чаще обнаруживают свою слабость в решении подобных проблем. Поэтому возникает необходимость сделать процесс выработки и принятия решения более объективным. В этих условиях системный подход в районной планировке должен рассматриваться как методологическая основа структурной- функциональной организации, прогнозирования и развития сложных, систем, каковыми и являются объекты районной планировки.
На современном уровне развития системный анализ — в значительной степени искусство, вобравшее в себя основы науки, законы логики, различные специфические процедуры и категории. «Системные» модели по существу лишь незначительно отличаются от большинства умозрительных моделей, но основное их достоинство состоит в том, что они эксплицитны, благодаря чему по сравнению с интуитивными больше поддаются анализу и контролю.
В настоящее время в теории. системных исследований одновременно существуют самые разнообразные определения основных понятий. Из всего многообразия определений целесообразно принять • следующие:
система — целостный комплекс взаимосвязанных элементов, свойства которого не сводятся, к. сумме свойств его составляющих частей, представляющий собой элемент системы более высокого порядка и делящийся в свою очередь на системы более низкого порядка;
элемент — минимальный компонент системы, дальнейшее членение которого в соответствии с целями является предельным;
структура— определенный тип связей между элементами системы.
В системном анализе исследовании операций обычно выделяют пять основных этапов решения проблемы:
определение цели (или совокупности целей);
определение альтернативных средств, обеспечивающих достижение цели; определение ресурсов; построение модели;
определение критерия выбора предпочтительной альтернативы.
Районная планировка с самого начала ее возникновения по своей сущности была системным методом, поскольку главное, ее содержание состоит в том, чтобы на основе анализа и синтеза взаимосвязей природных, социально-экономических и технических составляющих территории, создать интегрированную модель района и с учетом конкретных условий установить мероприятия для ее реализации.
Поэтому механическое перенесение современных приемов системного подхода в районную планировку, внедрение одной лишь голой схемы без развития конструктивного начала, свойственного районной планировке, без совершенствования системы информации, без развития методов анализа, прогноза и синтеза не может, повысить ее эффективность и сделать надежным.инструментом решения проблемы формирования и развития территориальных систем. Вместе с тем именно системный подход в районной планировке в состоянии упорядочить логику разработки сложных территориально-планировочных проблем, соразмерить поставленные цели с имеющимися ресурсами и достаточно надежно выбрать предпочтительный вариант планировочного решения.
С системных позиций объект районной планировки необходимо трактовать (в соответствии с принятым определением) - как территориально - планировочную систему, представляющую собой, с одной стороны, целостный комплекс взаимосвязанных, элементов, а с другой стороны — элемент системы более высокого порядка, которая в свою очередь делится на системы более низкого порядка.
В любом районе между подсистемами существуют определенные взаимосвязи, характер, структура, число, интенсивность и устойчивость которых позволяют судить о системе как о сложной или простой,: стабильной или функционирующей, статической или динамической, поли- или моноструктурной.
Представив район как результат взаимодействия различных подсистем-, можно полнее исследовать специфику его организации и определить альтернативы будущего развития. Системное решение проблемы позволяет четко структурировать наиболее важные представления об объекте исследования, определить цели и задачи, разработать конкретные реализующие мероприятия.
Таким образом, системное решение проблемы связано прежде всего с выделением из внешней среды объекта исследований как сложной и большой системы, характеризующейся многообразными внутренними и внешними связями различного происхождения — естественного, технического, социального и т. п. Район можно представить в виде динамического взаимодействия двух систем — природной и антропогенной, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд взаимодействующих подсистем: природная — на геосистему и экосистему; антропогенная—на подсистемы производственную, градостроительную, инфраструктурную. Характер функционирования' планировочной системы в целом определяется динамикой процессов, протекающих в субсистемах, а также интенсивностью прямых и обратных связей между ними. Помимо совместного функционирования эти субсистемы, как и весь район в целом, находятся в постоянном взаимодействии с системами более высокого ранга: экзогенные связи весьма интенсивны. Так, система расселения, будучи подсистемой региона, является составляющей системы расселения более высокого ранга — национальной; гидросистема района, являясь его подсистемой, в то же время служит элементом более крупной системы — бассейновой и т. д.
Природная подсистема определяется взаимодействием систем более низкого порядка (по принципу иерархичности после геоподсистемы и экоподсистемы) — гидро- геоподсистемы, аэроподсистемы, гидроподсистемы, биоподсистемы, литоподсистемы.
Дальнейшее расчленение выделенных подсистем дает возможность, с одной стороны, избавиться от «огрубления» первоначального этапа их выделения, а с другой — на более низких уровнях структуризации выявить необходимые взаимосвязи, их тип и число, с тем чтобы максимально «объективизировать» разработку проектного решения.
Антропогенную систему определяет взаимодействие трех следующих подсистем:
система территориально - производственного комплекса района как' результат взаимодействия подсистем: промышленность — сельское хозяйство — лесное хозяйство — наука и научное обслуживание- образование — социально-культурное обслуживание;
система расселения как результат взаимодействия подсистем: жилище—обслуживание — рекреация;
инфраструктурная система как результат взаимодействия подсистем: транспортной, водохозяйственной, энергетической, инженерной.
Вскрыв весь комплекс взаимодействующих подсистем и определив системные «границы» их функционирования, появляется реальная возможность более объективно подойти к рассмотрению всех возможных альтернатив по каждой подсистеме.
Следующим этапом системное рассмотрение объекта районной планировки предполагает разработку. основных процедур принятия решения, способствующих с помощью исследования: операций достичь новых теоретически обоснованных результатов. Это возможно лишь в том случае, если сформирована структура исследования, если она практически реализуема, а самое главное — может быть в будущем улучшена как в методологическом, так и в методических аспектах..
Таким образом, возникает задача выработки «типового» процесса решения проблемы, который можно условно представить в несколько последовательно' выполняемых этапов.
Постановка проблемы. Противоречие между желаемым результатом и возможностью его осуществления можно назвать проблемной ситуацией, а определение этого несоответствия — выявлением проблемы. Анализ проблемной ситуации — одна из наиболее ответственных Стадий, так как неправильно выявленная проблема «сформулирует» адекватно неправильную цель, что повлечет за собой неправильное окончательное решение. Исследование проблемной ситуации предполагает:
анализ реального состояния и тенденций естественного развития системы;
определение предпочтительного состояния системы;
выявление проблемной ситуации как результат; сравнения двух состояний системы.
Корректно выявленная проблема определяет основную цель, что является не менее важной процедурой, так как намного важнее корректно выявить цель, чем правильно выбрать систему.
Формирование целей. В качестве целей первого уровня необходимо принимать стратегические задачи развития народного хозяйства, градостроительства, инфраструктуры, сохранения и улучшения природной среды применительно к данному району. Исходными позициями для выбора целей этого уровня должны служить цели, установленные в Генеральной схеме развития и размещения производительных сил СССР, экономических районов, Генеральной схеме расселения на территории СССР, региональных схемах расселения. Цели первого уровня подразделяются на более конкретные применительно к специфическим задачам рассматриваемого района.
Одним из распространенных методов системных исследований является метод «дерево целей», который необходимо использовать:
для выделения основных подсистем, каждая из которых ориентирована на достижение соответствующей подгруппы целей;
для определения однородности задач и их недопустимого дублирования;
для определения соподчиненности, сопоставимости и полноты поставленных задач;
для оценки различных альтернатив развитие;
для повышения эффективности разработки комплексных программ социально- экономического развития;
для определения действенных мероприятий по реализации.
При построении дерева целей определяются основные цели функционирования и развития района. Эти цели последовательно детализируются и конкретизируются вплоть до конкретных, неделимых задач, реализация которых обеспечивает достижение поставленных целей. Таким образом, метод построения дерева целей заключается в разложении глобальной цели создаваемой системы на совокупность подчиненных ей подцелей, представляемых в виде многоуровенного графа, где глобальная цель — корень «дерева», а реализующие ее подцели — вершины нижних уровней графа.
В отличие от целей верхнего уровня, носящих весьма общий, качественный характер, цели более конкретных, нижних уровнен, выражаются в форме заданий по решению конкретных конструктивных задач или проведению определенного вида работ.
Структуризацию: каждой.цели можно считать завершенной, если в процессе дальнейшей ее конкретизации начинают перечисляться не смысловые компоненты содержания, а альтернативные пути реализации,, т. е. когда наступает этап перехода от детализации цели к анализу средств ее достижения.
Необходимым условием успешного применения метода «дерева целей» является определение качественно-количественных характеристик.
В процессе формирования целей развития конкретного района должны быть соблюдены определенные условия:
Соподчиненность — цели нижнего уровня подчиняются целям более высокого уровня, вытекают из них и обеспечивают их. достижение;
сопоставимость цели одного масштаба и значимости располагаются на одном уровне «дерева»;
полнота — вся совокупность подцелей определяет содержание главной цели высшего уровня;
взаимоувязанность в системе целей не могут быть взаимоисключающие я изолированные цели;
определенность — предметная, временная, объектная;
реалистичность - обоснованность достижения целей с точки зрения реальных возможностей и ресурсов.
Кроме того, цели могут быть равнозначными (например, социальная, экологическая и экономическая цели на высшем уровне), поддерживающими (достижение одной способствует эффективности другой) и состязательными (по отношению к распределению ограниченных ресурсов).
Главные цели конкретизируются в системе целей первого уровня, цели первого уровня — в системе целей второго уровня и так далее до тех пор, пока цели более низких уровней не дифференцируются на элементарные и конструктивные задачи, решение которых может быть обеспечено конкретными мероприятиями. Любая цель формулируется первоначально в виде общественно необходимой функции, а затем последовательно детализируется до конкретных объектов, реализующих целевую функцию, что позволяет в конечном итоге определить потребное количество ресурсов.
При выделении целей более низких, уровней необходимо проводить их ранжирование на основе экспертной оценки, по - критериям величины эффекта достижения целей. Ранжирование целей должно учитывать их взаимосвязь (т. е. достижение каждой цели должно способствовать реализации других целей), а также конкурентность (возможность более высокой степени реализации одних целей за счет снижения степени достижения других).
Таким образом, ключевое звено рассматриваемого целевого подхода — определение целей системы, ранжирование, конкретизация, выявление средств и критериев их эффективного достижения. '" Ниже более подробно рассмотрено типовое «дерево» целей проекта районной планировки. Можно выделить три главные взаимосвязанные цели развития района — социальную, экономическую и экологическую.
Главная социальная цель (1.0) — обеспечение наиболее высоких темпов социально-культурного развития населения района — реализуется через выполнения следующей группы подцелей:
1.1 — расширение возможности выбора мест приложения труда, приобретения и повышения квалификации;
1.2 — повышение уровня комфортности мест проживания;
1.3 — повышение уровня и разнообразия видов и форм культурно-бытового обслуживания;
1.4 — повышение уровня рекреационного обслуживания.
Цель 1.1 достигается через выполнение следующих подцелей:
1.1.1 — повышение разнообразия используемых профессий и уровней квалификации в местах приложения труда;
1.1.2 — повышение разнообразия видов и уровней профессиональной подготовки в специальных учебных заведениях;
1.1.3 — повышение транспортной доступности мест приложения труда и специальных учебных заведений.
Цель 1.2 предполагает:
1.2.1 — повышение уровня комфортности условий проживания;
1.2.2 — повышение уровня комфортности мест отдыха;
1.2.3 — улучшение санитарно-гигиенических и архитектурно-ландшафтных условий.
Цель 1.3 реализуется через:
1.3.1 — повышение разнообразия видов и форм обслуживания;
1.3.2 — повышение обеспеченности населения обслуживанием по каждому из видов;
1.3.3 —сокращение транспортных затрат времени, связанных с обслуживанием.
Цель 1.4 предполагает следующую реализацию:
1.4.1—повышение разнообразия видов и форм рекреационного обслуживания;
1.4.2 — повышение обеспеченности населения местами отдыха по каждому из видов;
1.4.3 — сокращение затрат времени местного населения на поездки к местам отдыха.
Главная экономическая цель (2.0) — интенсификация развития народнохозяйственного комплекса района и повышение его экономической эффективности — предполагает следующую конкретизацию целей:
2.1 — повышение эффективности-использования трудовых ресурсов;
2.2 — повышение эффективности использования материальных и природных ресурсов;
2.3 — повышение эффективности-. функционирования различных инфраструктур.-
Цель 2.1—предполагает реализацию следующих условий:
2.1.1 — удовлетворение потребности отраслей народного хозяйства городов в трудовых ресурсах;
2.1.2 — удовлетворение потребности отраслей народного хозяйства сельской местности в трудовых ресурсах;
2.1.3 — повышение степени соответствия трудовых ресурсов потребностям народного хозяйства в зонах трудового тяготения.
Цель 2.2 достигается через выполнение следующих подцелей:
2.2.1 — улучшение условий технологического и хозяйственного кооперирования;
2.2.2 улучшение условий научно-производственного кооперирования;
2.2.3 — интенсификация использования территории.
Цель 2.3 предполагает реализацию следующих условий:
2.3.1 — повышение эффективности- использования транспортной и инженерно-технической инфраструктур;
2.3.2 — повышение эффективности функционирования рекреационной инфраструктуры;
2.3.3—повышение эффективности, функционирования инфраструктуры культурно- бытового обслуживания населения.
Главная экологическая цель (3.0) — поддержание экологического равновесия — реализуется через выполнение следующих подцелей:
3.1—сдерживание отрицательных антропогенных воздействий на природную среду;
3.1.1 — снижение уровня техногенных загрязнений природной среды;
3.1.2—снижение уровня физических антропогенных нагрузок на природные ландшафты; 3.2 — повышение репродуктивной способности природной среды;
3.2.1—повышение репродуктивной способности по воспроизводству кислорода, воды, биомассы;
3.2.2—сохранение уникальных и эталонных природных комплексов;
3.2.3— повышение устойчивости природной среды к антропогенным нагрузкам и т. п.
Анализ ресурсов. В эту часть процесса решения проблемы входит анализ природных условий, трудовых, материальных и других ресурсов (восполнимых и невосполнимых), определяется степень ресурсообеспеченности района с учетом прогнозных данных. Здесь же необходимо провести анализ в комплексную оценку территории района.
Диализ основных проблем. Этот этап — неотъемлемая часть всего процесса принятия решения. В процессе разработки данной процедуры, с одной стороны, необходимо «вскрыть» механизм функционирования исследуемой системы в прошлом, а с другой стороны, структурировать необходимую информацию для формирования предпочтительной системы и ее эффективного управления функционированием в будущем.
На данном этапе необходимо осуществить различные процедуры, связанные с выявлением, описанием и структуризацией формирующих факторов. Для анализа подобных процессов достаточно эффективны методы корреляционного и регрессионного анализа. Эффективными методами, позволяющими выявить круг первичных формирующих факторов, являются методы факторного анализа. Для формирования обобщенных факторов, число которых меньше числа исходных факторов, применяется метод главных компонентов. Для определения минимального числа факторов, достаточно полно отражающих результаты функционирования системы, в теории принятия решений используют методы канонического анализа.
На этом этапе также определяется хозяйственная и демографическая емкость, репродуктивная способность района с позиций намеченных целей и выявленных ресурсов.
Формирование основных направлений развития района. Здесь рассматриваются основные направления развития хозяйства, градостроительства, инфраструктуры, состояния окружающей среды района. Определяются основные соотношения важнейших отраслей, общие показатели перспективной численности населения, промышленного и сельскохозяйственного производства и т. д. На этой же стадии осуществляется предварительная увязка основных целей и ресурсов.
Главный критерий выбора основных направлений развития района — соответствие его хозяйственного комплекса условиям, определяемым развертыванием научно-технической революции, с одной стороны, и необходимостью учета особенностей его природной среды с другой.
На основе всестороннего анализа современного состояния хозяйства и природной среды района, тенденций, влияние которых можно ожидать на протяжении расчетного периода, формулируются основные проблемы, которые выступают в самом общем виде как разница между нормативным (ориентированным на достижение определенной цели) уровнем и современным состоянием. Выявление главных проблем позволяет разработать основные перспективные направления его развития.
Основные направления развития хозяйства, изменение природной среды (в том числе ее изменение в результате антропогенных воздействий) прогнозируют с учетом не только многообразных тенденций, но и на основе определенных ранее целей развития, которые на этом этапе конкретизируются и уточняются в соответствии с реальными условиями.
Одна из главных задач прогноза — оценить общую потребность в сырьевых, материальных, технологических, энергетических, транспортных, трудовых, финансовых, информационных ресурсах для обеспечения предполагаемого объема выпуска, реализации и потребления продукции (в стоимостном и натуральном выражении), а также для выполнения намеченных конструктивных мероприятий. Прогноз может разрабатываться в нескольких вариантах применительно к различным возможностям решения проблемы. Оценки прогнозируемых показателей желательно получить в виде наиболее вероятного максимального и минимального значений.
Структурно-функциональный анализ объекта. На этом этапе после того, как проведен анализ ресурсов, основных проблем и сформированы основные направления развития района, в соответствии с сформированной структурой целей необходимо выделить основные функциональные системы в рамках которых и должны быть реализованы проектируемые процессы.
Выявленные подсистемы со всеми взаимосвязями (внутри них самих и между собой) позволяют более корректно осуществить этап формирования различных альтернатив, с одной стороны, а с другой — уточнить границы проектируемой системы и повторно уточнить сформированные цели.
Существуют по крайней мере два обстоятельства, определяющих необходимость структурно-функционального анализа территории района. Во-первых, район как объект районной планировки должен рассматриваться как сложная система комплексной территориальной организации определенной пространственной ячейки хозяйства, общества и природной среды. Рациональная координация во времени н пространстве и оптимизация процессов развития и функционирования всех элементов указанной системы составляют основную цель разработки схем и проектов районной планировки, так как рациональная территориально-планировочная организация этих процессов решающим образом влияет на эффективное социально-экономическое развитие района. Во-вторых, необходимость выявления главной, структурообразующей части проектируемого объекта, постоянно возникает в проектной практике особенно на ранних, наиболее ответственных стадиях творческого поиска, когда формируется основная идея организации объекта. Определив структурную основу проектируемого объекта, можно оперативно моделировать и сравнивать различные варианты формирования и развития территориальной системы, не прибегая к трудоемкому детальному анализу всех аспектов этого сложного процесса.
В результате такого функционального анализа и па основе сформированного «дерева целей» можно определить основные формирующие территориальный объект подсистемы, не имея в виду еще их территориальной «привязки». Здесь же желательно попытаться провести «расчленение» функциональных подсистем до элементарных неделимых функций.
В процессе своего развития каждый территориальный объект функционирует как система, состоящая из неделимых элементов, связанных определенными системообразующими отношениями, и характеризуемая четкими пространственно-временными параметрами.
Реальные функционально-пространственные связи, па основе которых эти элементы объединяются; формируют элементарную структуру системы. Под «структурой» здесь понимается не множество относительно неделимых элементов; составляющих систему, а тип связи и организации этого множества.
Именно поэтому возникает необходимость комплексной оценки различных альтернатив планировочного формирования района, так как одной функциональной структуре его организации может более или менее соответствовать несколько- вариантов ее планировочной организации.
Формирование альтернатив. Процедуру формирования альтернатив желательно проводить в соответствии с выявленными функциональными подсистемами объекта, что дает возможность быстрее и.корректнее выявить предпочтительный вариант развития согласно поставленным целям. Такой подход должен быть основан на предварительной разработке и оптимизации систем более. низкого уровня с- обязательным учетом и фиксацией всех важнейших связей между ними, т. е. предполагается последовательное формирование альтернатив развития сначала отдельных подсистем, а затем ' и всего их комплекса в рамках единой территориальной системы объекта проектирования.
Подобный подход к решению комплексных по своему существу проблем районной планировки может считаться достаточно корректным в методическом отношении, если формирование' альтернатив каждой из трех подсистем и дальнейшей их оптимизации осуществляется при постоянном учете целей и ограничений двух других. Сформированная концепция объекта районной планировки предполагает анализ трех ее основных подсистем: подсистемы территориально-производственного комплекса, подсистемы расселения, подсистемы окружающей среды, обслуживаемых единой инженерно- коммуникационной инфраструктурой.
Упрощенная схема составления альтернатив предусматривает разработку для каждой из основных подсистем объекта как минимум трех принципиальных вариантов развития (целевого, традиционного и экстраполяцнонпого) и одного или двух под- вариантов по условиям ресурсообеспеченности.
Испытание и оценка альтернатив. Из числа сформированных альтернатив необходимо провести предварительный отбор действительно конкурентоспособных вариантов. В этих целях используется хорошо известный в районной планировке метод комплексной оценки и функционального зонирования территории, с помощью которого на основе выявленных территориально - планировочных, экономических и экологических ограничений возможно заранее исключить неконкурентоспособные, но теоретически возможные планировочные решения, т. е. оценка и отбор вариантов развития отдельных подсистем проводится по принципу их взаимной «непротиворечивости». Суть заключается в том, что для дальнейшего анализа отбирают лишь те варианты, реализация которых не предусматривает осуществления явно взаимоисключающих мероприятий.
Практика показывает, что последовательное применение указанной процедуры позволяет оставить для последующего анализа не более 4—5 альтернатив перспективной функционально-планировочной организации объекта. Дальнейшее сравнение уже отобранных альтернатив может осуществляться по методике «затраты—эффект», т. е. по критерию максимизации степени достижения сформированных целей проекта, приходящихся на единицу связанных с этим затрат.
В рамках исследования операций сравнение альтернатив происходит следующим образом: разрабатывается математическая модель, объективно отражающая основные черты рассматриваемой проблемы; затем определяется критерий оптимальности, выражающий требования эффективного решения проблемы; оптимальное значение критерия указывает наилучшую альтернативу.
Выбор предпочтительного решения. Принятие решения можно определить как выбор наилучшего способа достижения поставленной цели из множества альтернативных способов. На данном этапе на основе «оценочных» математических моделей и комплексной социально-экономической, планировочной и экологической оценки осуществляется испытание сформированных альтернатив, в результате которых ЛПР (лицо, принимающее решение) получает и анализирует различные оценки (количественные и качественные) всех рассматриваемых вариантов по ряду принятых критериев эффективности при выполнении всех основных ограничений функционирования системы.
В основном все оценки качества альтернатив можно разделить на оценки эффективности и стоимости. Многие из оценок качества альтернатив можно получить либо путем построения специальных моделей, либо путем сбора и обработки экспертных заключений. В районной планировке представляется весьма перспективным применение различных методов многокритериального анализа.
Достаточно успешно в процессе принятия решения используется метод «затраты — эффективность», суть которого состоит в следующем:
структуризуются все эффекты (положительные, отрицательные, прямые,, косвенные и т. п.), т. е. строится модель результатов;
структуризуются все затраты, т. е. строится модель затрат;
анализируются временная и распределительная структуры затрат и результатов;
полученные оценки результатов и затрат тем или иным способом соотносятся друг с другом, и строится модель эффективности, которая и используется в процессе принятия решения.
Разработка комплексных программ развития основных подсистем на основе выбранной альтернативы: производственной, градостроительной, программ развития инфраструктуры и сохранения окружающей среды. В рамках комплексных программ разрабатывают подпрограммы развития подсистем более низкого ранга. Так, например, программа развития градостроительной подсистемы может состоять из подпрограмм жилищного строительства, общественного обслуживания, организации массового отдыха и т. д. Разработка комплексных программ — наиболее сложная и трудоемкая часть работы. Именно здесь осуществляется окончательная увязка целей и ресурсов каждой программы, сопоставляются и выбираются их варианты с учетом достижения наибольшего эффекта районной планировочной системы в целом;
Поскольку в целях каждой программы отражаются и наиболее важные цели других программ, достижение которых может рассматриваться как определенное ограничение для оптимального выполнения основной программы, неизбежен неоднократный пересмотр программ развития подсистем посредством ряда последовательных итераций. Наилучший вариант программы, увязанный с целями и ресурсами н наиболее эффективный для системы в целом, принимается в качестве основного и включается в завершающий этап работы.
Разработка проектного плана района. Здесь долгосрочные программы развития отдельных подсистем получают необходимую территориальную привязку, составляется перспективный земельный баланс, разрабатываются организационные и технические мероприятия по реализации.
Рассмотренные выше этапы системного исследования и принятие решения в общих чертах отражают традиционную структуру разработки схем и проектов районной планировки. Многие из перечисленных этапов могут осуществляться одновременно, так как в процессе разработки любого проекта, как правило, различные подходы и процедуры непрерывно взаимодействуют друг с другом. [3]
Районная планировка и районирование
Районная планировка представляет собой один из видов сложной, многоцелевой проектной работы, главной целью которой является разработка соответствующей проектной документации, содействующей правильной организации хозяйственного строительства. В круг основных задач районной планировки входят также обеспечение наиболее рационального решения территориально-хозяйственного устройства проектируемого района, формирование его архитектурно-планировочной структуры и функционального зонирования в целях создания оптимальных условий для развития производства, градостроительства, сохранения и улучшения природной среды, сохранения памятников материальной культуры при условии эффективного и комплексного использования естественных, экономических и трудовых ресурсов.
Основными объектами районной планировки в силу ее специфики, во многом связанной с масштабами, в которых она выполняется, являются территориальные системы средней величины — области, входящие в состав экономических районов страны, автономные республики, края, области. В отдельных случаях районная планировка выполняется в рамках малых территориальных систем: национальные округа, административные районы, города и поселки, сельские населенные пункты.
В основные задачи работы по составлению схем районной планировки входят оценка природных, экономических и трудовых ресурсов и связанное с этим выявление потенциальных возможностей развития хозяйственного комплекса значительных территорий (область, край). При этом необходимо обосновать границы внутриобластных (внутрикраевых) районов и составить генерализованную схему зонирования территории. Важное значение имеют определение параметров развития и территориальная привязка важнейших отраслей хозяйства, оценка основных площадок, пригодных для градостроительства, организации массового отдыха и других целей. Необходимо раз работать оптимальную сеть городских поселений и перспективную социальную инфраструктуру. Наконец, следует решить основные вопросы водообеспечения, энергоснабжения и транспорта.
В основные задачи работы по составлению проектов районной планировки входят: комплексная оценка территории и ее функциональное зонирование с анализом площадок для промышленного, гражданского и рекреационного строительства; уточнение и детализация вопросов развития хозяйства, размещения промышленных, сельскохозяйственных и транспортных объектов на конкретных площадках; разработка предложений по формированию систем расселения, организации межселенного культурно-бытового обслуживания и массового отдыха; выявление сети перспективных сельскохозяйственных мест и разработка вопросов развития транспорта, водоснабжения, энергоснабжения с целью обеспечения каждого перспективного населенного места; обоснование предложений по мелиорации, озеленению и благоустройству территории района.
Характерная особенность районной планировки — ее конкретная территориальная направленность. Она не занимается вопросами развития отдельных отраслей хозяйства в пределах какой-либо территории вообще, а только в связи с конкретным размещением объектов этой отрасли, не ограничивается общими вопросами размещения различных хозяйственных объектов, а обязательно «привязывает» их к конкретным населенным местам. Специфично для районной планировки и то, что она опирается на крупномасштабные географические карты, позволяющие показать объекты не внемасштабными знаками, а конкретными контурами, соответствующими в принятом масштабе карты их реальным величинам на земной поверхности.
Важнейшим методом исследования пространственной самоорганизации социально-экономических систем является районирование. Оно столь же важно для географических исследований как классификация растений К. Линнея для биологии и периодическая таблица Д.И. Менделеева для химии.
При