Проблемы прогнозирования и проектирования




В 1918 г. особо подчеркивалась необходимость рационального географического размещения производственных сил страны, вызывающих строительство новых и преобразование и развитие существующих городов и других населенных мест. Это дает возможность наиболее эффективно использовать природные ресурсы и имеющиеся трудовые резервы, что связано с общим подъемом экономического состояния каждой республики, области и населенного места.

Строительство и благоустройство населенных мест осуществляют на основе схем районной планировки в пределах территории каждого из экономических районов. Разработки таких схем имеют целями: приближение промышленных и других предприятий к источникам сырья и энергетических ресурсов, а также к районам потребления продукции; подъем народного хозяйства и культуры в ранее отсталых республиках и округах; специализацию и комплексное развитие различных по природным богатствам и другим показателям экономических районов страны.
Исходными данными для разработки схем районной планировки служат пятилетние планы развития народного хозяйства, а также прогнозы научных органов и рекомендации союзных, республиканских и областных планирующих учреждений о перспективах развития каждого из экономических районов страны на 25—30 лет с установлением его границ, основного профиля и темпов развития.

Предварительные прогнозы комплексного перспективного развития народного хозяйства страны в целом и каждого экономического района составляют и научно обосновывают головные институты Академии наук. В таких прогнозах рассматриваются прогрессивные варианты размещения производственных сил с учетом наиболее рациональной специализации экономических районов союзных республик страны. Они имеют целями равномерное размещение новых предприятий в средних и небольших городах и поселках, регулирование роста крупных городов и развитие средних и малых городов, чтобы не допускать скученности населения в отдельных сильно развитых экономических районах и укрупнить сельские населенные места.

В этих целях проектируют комплексную систему взаимосвязанных между собой населенных мест по принципу группового расселения, решаемую схемами районной планировки. Кроме того, в схеме районной планировки, как указывалось, намечают места расположения не только новых городов и поселков, обслуживающих комплексы предприятий, но и существующих предприятий и населенных мест с учетом их взаимосвязи и возможностей развития. В схемах определяют также направления, системы и виды наиболее удобных транспортных скоростных магистралей, энергетических установок и других современных инженерных коммуникаций и устройств, предназначенных для совместного обслуживания ими всех объектов района.

Основными видами районной планировки являются: схемы планировки районов, развивающихся преимущественно на базе добывающей или обрабатывающей промышленности и зон влияния крупных гидротехнических и энергетических сооружений; схемы планировки сельских административных районов, санаторно-курортных районов, а также пригородных зон крупных городов.

Для первых очередей строительства разрабатывают дополнительные схемы планировки с учетом утвержденной схемы районной планировки экономического района в целом. В частности, для первой очереди составляют схемы на 10 лет с определением объектов первоначального комплексного строительства и соответствующей численности населения.

Для комплексного решения в схемах районной планировки всех сложных плановых, экономических, инженерно-технических и градостроительных вопросов предварительно разрабатывают технико- экономические обоснования (ТЭО) перспектив развития производительных сил и реконструктивных мероприятий на территории экономического района в пределах установленных для него границ и с учетом развития народного хозяйства в соседних с ним экономических районах.

Исходными материалами для градостроительных и других обоснований служат директивные указания союзных и республиканских организаций по развитию народного хозяйства в данном экономическом районе, а также научные прогнозы и конкретные технико-экономические изыскания.

На основе технико-экономических обоснований (ТЭО) разрабатывают два-три возможных варианта схем районной планировки, обеспечивающих выбор наиболее прогрессивной и экономически реальной из них для составления проекта схемы районной планировки.

При выборе наиболее оптимального варианта схемы районной планировки исходят из задач достижения высокой экономической эффективности и ускоренных темпов ввода всех видов строительства и реконструкции производственных объектов в районе с учетом наименьших расходов по городскому хозяйству, транспорту, на строительство энергетических и инженерных сооружений и т. п.

К техническим вопросам изысканий относятся: изучение природных условий и ресурсов района с характеристикой особенностей рельефа, гидрогеологических и других инженерного хозяйства, а также ресурсов полезных ископаемых и строительных материалов; выявление площадок, пригодных для размещения предприятий и населенных мест; характеристика транспортного обслуживания, изучение существующих населенных мест, предприятий и транспорта, наличие озеленения, водных пространств и т. д.

При технико-экономическом сравнении вариантов районной планировки учитывают следующие факторы: наличие сырьевой и топливно-энергетической базы и удаленность ее от намечаемых крупных промышленных объектов; характер размещения, объем и способ производства; специализацию и метод производства; возможность кооперирования и специализации отдельных промышленных комплексов и района в целом; возможные сроки ввода в действие основных фондов и т. п.
При решении вопросов расселения в экономическом районе нужно учитывать перспективы развития средних городов, которые могут стать центрами групповых систем взаимосвязанных населенных мест, входящих в сферу их производственного и культурного влияния. [16]

 

 

Экспертная оценка

Оценка территории в районной плани­ровке может быть частной или комплексной. Частная оценка территории производится с точки зрения интересов какого-то одного вида, а общая — с точки зрения интересов всех возможных видов ее хозяйственного использования.

Под комплексной оценкой территории в районной планировке понимается сравни­тельная планировочная оценка отдельных участков всей территории района по комп­лексу природных и антропогенных факторов с точки зрения благоприятности этих участ­ков для размещения основных видов хозяй­ственной деятельности (строительства, мас­сового отдыха, сельского, лесного хозяйст­ва и др.).

В схемах районной планировки задачи комплексной оценки территории обусловле­ны проблемами, которые должны быть ре­шены на данной стадии проектирования и заключаются в следующем:

найти территориальные ресурсы для раз­вития выбранных видов народнохозяйст­венного использования территории или для размещения отдельных крупных промыш­ленных, гражданских и других комплексов, технических коммуникаций и сооружений;

выявить свойства территории, ограни­чивающие и осложняющие развитие того или иного вида ее использования;

определить виды хозяйственной дея­тельности, обеспечивающие выполнение главных задач районной планировки на тер­ритории области (края, АССР).

Комплексная оценка территории в про­екте районной планировки должна базиро­ваться на результатах, полученных при оценке территории в соответствующей схе­ме районной планировки, детализируя, углубляя и развивая их в соответствии с потребностями планировки того или иного района.

В схеме районной планировки в качест­ве основных видов использования террито­рии выступают наиболее генерализованные виды народнохозяйственной деятельности: промышленное и гражданское строительст­во, сельское, лесное, рыбное - хозяйства, массовый отдых, охрана природы, памятни­ков истории и культуры. Выбор того или иного вида использования территории и их число производится в зависимости от по­требностей страны в целом, экономико-гео­графического положения территории — объ­екта районной планировки, ее хозяйствен­ными особенностями, природными условиями, ресурсами и возможностью их освое­ния,

В проекте районной планировки в каче­стве видов использования территории вы­ступают более дробные категории — граж­данское строительство, промышленное стро­ительство, полеводство, садоводство, жи­вотноводство на естественных кормовых угодьях, лесное хозяйство, лесозаготови­тельная промышленность, рыболовство, рыбоводство, длительный отдых, кратковре­менный отдых, охрана природы, охрана па­мятников истории и культуры. Выбор того или иного вида использования территории зависит от природных и хозяйственных особенностей территории района-объекта рай­онной планировки, а также от требований, предъявляемых к данному району задача­ми его планировки. В проекте районной планировки число основных землепользова­телей, применительно к которым произво­дится оценка территорий, как правило, больше, чем в схеме районной планировки.

Объектом комплексной оценки в схеме районной планировки является вся терри­тория области (края, АССР), за исключением территории, народнохозяйственная функция за которыми закреплена навечно (заповедники, заказники, места сосредото­чения памятников истории и культуры, ле­са I группы и др.)

В качестве объекта комплексной оцен­ки в проекте районной планировки, как пра­вило, выступает определенная функциональная зона (или несколько таких зон), выде­ленная в пределах рассматриваемой терри­тории на стадии разработки схемы район­ной планировки. Из процесса оценки целе­сообразно исключать участки территории, изменение вида использования которых яв­но нежелательно по социально-экономическим и экологическим условиям.

Оценка территории производится по двум группам факторов — природным и ан­тропогенным. К природным относятся: ин­женерно-геологические, почвенно-растительные, климатические условия, водные и минерально-сырьевые ресурсы и др. К ан­тропогенным факторам относятся: обеспе­ченность территории транспортными и ин­женерными сетями и сооружениями, пред­приятиями стройиндустрии, транспортная доступность основных промышленных, адми­нистративно-хозяйственных и культурных центров, санитарно-гигиенические условия и требования охраны природы, а также архи­тектурно-эстетические достоинства отдель­ных природных или культурных ландшаф­тов.

Число факторов оценки в проекте рай­онной планировки обычно бывает большим, чём в схеме районной планировки.

Оценка территории по различным фак­торам и их элементам производится по су­ществующему положению с учетом строя­щихся и перспективных объектов, коммуни­каций и мероприятий, осуществление кото­рых намечено в государственных планах) постановлениях министерств, ведомств, ме­стных организаций.

При охвате планировкой значительных территорий показатели оценки могут изме­няться в, больших пределах. Каждый из оценочных факторов в зависимости от кон­кретных значений его показателей может выражать степень благоприятности или не­благоприятности освоения территории кон­кретным видом народнохозяйственного ис­пользования. Поэтому при комплексной оценке территории следует разделять объ­ект планировки на оценочные районы (в _ схемах) и оценочные участки (в про­ектах) по определенной степени пригод­ности территории для того или иного вида хозяйственного использования. Це­лесообразно выделять три группы оце­ночных районов (участков): благоприят­ные, ограниченно благоприятные и неблаго­приятные. Выделение больше­го числа оценочных районов и участков воз­можно, но нецелесообразно, так как ведет к неоправданной перегруженности тексто­вых и графических материалов.

Выделение оценочных районов (участ­ков) и соответственно оценка территории по какому-либо одному свойству того или иного фактора может проводиться по на­туральным показателям оценки этого свой­ства. Эти показатели устанавливаются для каждой категории оценочных районов по каждому свойству каждого фактора. Кон­туры оценочных районов выделяются, исхо­дя из крайних значений установленных для них интервалов натуральных показателей.

В качестве критериев натуральных по­казателей оценки и выделения оценочных районов (участков) принимаются затраты, необходимые для приведения фактических натуральных показателей оценочных фак­торов до уровня нормативных. При. этом нормативными считают натуральные пока­затели, обеспечивающие наиболее эффек­тивное функционирование того или иного вида хозяйственной деятельности на данной территории. В соответствии с этим к благо­приятным относятся территории с нату­ральными показателями, обеспечивающими функционирование той или иной народно­хозяйственной отрасли без проведения зна­чительных инженерных мероприятий и до­полнительных капиталовложений. К ограни­ченно благоприятным относятся территории с натуральными показателями, требующими проведения инженерных мероприятий, вы­зывающих значительные удорожания при освоении этих территорий. К неблагопри­ятным относятся территории с натуральны­ми показателями, приведение которых до уровня нормативных показателей связано с осуществлением серьезных инженерных мероприятий, что ведет к удорожанию освоения территории.

Комплексная оценка территории может производиться на основе простой и диффе­ренцированной балльной, стоимостной и сме­шанной оценок. Наиболее точная — стои­мостная оценка, основанная на определе­нии сравнительных удорожаний по каждо­му рассматриваемому фактору в зависимо­сти от вида хозяйственной деятельности.

Стоимостная оценка основана на сло­жении стоимостных показателей оценочных районов (участков) при их наложении друг на друга и сопоставлении полученных сумм со сравнительными удорожаниями, определяемыми в зависимости от установленных коэффициентов оценки и базовых стоимос­тей освоения 1 га территории (за базовую принимается общая стоимость освоения 1 га наилучших по природным и антропо­генным условиям участков, территории объ­екта схемы районной планировки).

Стоимостные показатели соответствуют размерам удельных (на 1 га территории) затрат, необходимых для приведения факти­ческих показателей оцениваемых свойств до уровня нормативных [в данном. случае принятых натуральных показателей оценки 'ограниченно благоприятных и неблагопри­ятных категорий районов (участков) до уровня показателей благоприятных катего­рий.

В качестве критериев стоимостной оценки по тому или иному свойству прини­маются частные коэффициенты оценки, а по каждому фактору и совокупности факто­ров—общие коэффициенты оценки (срав­нительные удорожания в % к базовой стои­мости- строительства, сельскохозяйственного или рекреационного освоения 1 га террито­рии). Они получены из сопоставления ба­зовой стоимости освоения 1 га территории для того или иного вида использования со стоимостными показателями, характеризую­щими затраты на проведение дополнитель­ных мероприятий по инженерной подготов­ке территории, привлечению - водных ресур­сов, облесению, необходимому транспорт­ному- строительству и т. д. Частные коэффициенты оценки определяют интерва­лы шкал стоимостных показателей по от­дельным свойствам, а общие коэффициен­ты— по отдельным факторам и группам факторов. [3]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: