Черты саногенного мышления.




1. Динамизм связи нашего «Я» с миром образов, в которых отражаются жизненные ситуации. С одной стороны, способность «Я» полностью срастаться с ними, при необходимости эффективной деятельности. С другой стороны, наше «Я» характеризуется отделением от ситуации и образов, насыщенных отрицательным эмоциональным содержанием. Эта особенность мышления проявляется в рефлексии, в которой наше «Я» делает объектом рассмотрения именно сами об­разы и эмоциональные реакции на них. Субъект отделяет себя от собственных переживаний и наблюдает их, что освобождает образы от их «эмоциональной энергии». Исчезает не только положительное, но и отрицательное переживание, если наблюдается со стороны. Переживание всегда «занимает» сознание, а рассмотрение пе­реживания направлено на то, как оно «устроено», и происходит его устранение из сознания.

2. При саногенном мышлении интроспекция или размышление, направленное внутрь самого себя, осуществляется на фоне глубокого внутреннего покоя. При этом происходит приспособление к подобным ситуациям, так что при их повторении острые и сильные чувства уже не возникают (фрустрационная толерантность).

3. Саногенное мышление основано на конкретном представлении в сознании строения (структуры) тех психических состояний, которые контролируются. Такое самонаблюдение невозможно без знаний основ психологии чувств и психологии личности.

Овладение саногенным мышлением предусматривает расширение кругозора, которое состоит в понимании истоков происхождения стереотипов и их актуальности в современных условиях. Саногенное мышление – это гибкое мышление.

Саногенное мышление невозможно и без достаточно разви­того уровня сосредоточенности к концентрации внимания на объектах размышления (в нашем случае структуре переживаний), что достигается упражнениями. Саногенное мышление признает право человека поступать свободно, не в соответствии с чьими-то ожиданиями. Оно признаем, что к этому есть причины не каждый раз нам известные, оно признает, что поведение человека определяется им самим.

Усвоение саногенного мышления. Любое поведение, в том числе умственное, усваивается двумя путями:

1) путем самостоятельного исполнения действия;

2) путем наблюдения моделей желательного поведения и подражания выбранному образцу.

Усвоение культурных стереотипов происходит путем наблюдения моделей поведения и мышления значимых других (в реальной действительности, в письменном описании, в рассказе, в кинофильме). Модели закрепляются в сознании, если подкрепляются положительными эмоциями.

Методика обучения саногенному мышления довольно проста: представляется эмоция и педагог (тренер в специальной группе, где происходит обучение) демонстрирует, как нужно о ней думать в соответствии со знаниями о структуре эмоций и содержании соответствующих социальных стереотипов.

Чтобы погасить отрицательную эмоцию, ее нужно либо пережить, что чревато осложнениями, ибо вызывает в ответ отрицательные эмоции окружающих; либо проиграть в уме (при этом в ходе обдумывания важно не испытывать повторных переживаний). Благодаря освоению этого действия человек перестает быть пассивным рабом культурных стереотипов, хотя и продолжает подчеркивать их, ибо культура не может существовать без социально-этических норм. Способность отделить себя от стереотипов делает человека индивидуальностью. Умение прощать себя и других – важный акт саногенного мышления. Позвольте себе и другим «иметь право». Итак, овладение саногенным мышлением – одно из направлений повышения эмоциональной устойчивости и оптимизации педагогического общения.

 

Как устроены эмоции

Как устроена обида (гнев, агрессия)

В основе обиды лежат наши ожидания относительно поведе­ния любимого, значимого, ориентированного на нас человека, которые складываются из опыта общения.

Вторым элементом является поведение этого другого чело­века, отклонившееся от наших ожиданий в неблагоприятную сторону.

Наша эмоциональная реакция.

Обида возникает потому, что мы отрицаем право другого на самостоятельные действия. Обижаясь, мы эксплуатируем лю­бовь другого человека, наказывая его чувством вины.

Обида отличается от оскорбления. Оскорбитель не испыты­вает вины, ибо имеет цель причинить страдание. Если обиду мы рассматриваем как оскорбление, мы освобождаем другого человека от вины, признаем, что он нас не любит. Оскорбление перерастает в гнев и агрессию быстрее, чем обида.

Как устроена вина (элементы структуры)

Структура вины следующая:

• каким должен быть я в соответствии с ожиданиями дру­гого человека или группы людей;

• восприятие собственного состояния «здесь и теперь»;

• сличение модели ожидаемого и реального поведения и обнаружение несоответствия, усиленного обидой на лице партнера.

Вина — это всегда страдание. Попросив прощения, мы тем самым ослабляем собственные страдания.

Как устроен стыд

Стыд — эмоция, регулирующая поведение человека в со­ответствии с нормами, зафиксированными в «Я-концепции».

Под ударами стыда человека влечет к добродетели. Элемен­ты структуры стыда:

ü каким я должен быть «здесь и теперь» согласно «Я-концепции»;

ü каков я «здесь и теперь»;

ü осознание разногласия.

Стыд позволяет определить «Я-концепцию». Если нам стыдно за слабость, значит, мы считаем себя сильными. Осоз­наем, что это не совсем так, стремимся к совершенствованию. Опасна ложная «Я-концепция», заключенная в формуле «Я всегда должен быть...» А собственно почему, для чего и кому должен?

Как устроены зависть, тщеславие, гордыня

Он такой же, как я, по некоторым формальным признакам.

Концентрация внимания на объекте сравнения.

Сравнение и обнаружение нетождественности: в свою поль­зу испытываем гордость, тщеславие; не в свою пользу — за­висть.

Зависть и злорадство имеют одну основу. Злорадство — за­щита против зависти, ибо всегда найдется тот, у кого дела об­стоят хуже, чем у меня. «Зависть порождается идеей равенства; зависть страшнее ненависти, ибо она порождает ее», — гласит афоризм.

Как устроен страх

Страх порождается прогностической способностью ума пред­видеть неприятности.

Источники страха всегда связаны с субъективным воспри­ятием и оценкой ситуации, обстоятельств или другого челове­ка как угрозы для себя.

Структура страха:

• предвидение страдания;

• осознание неэффективности привычных средств защиты;

• эмпатические страхи (бояться вместе с другими);

• предвидение потери радости, удовольствия от чего-либо, связанного с кем-либо.

Виды страдания разнообразны, поэтому разнообразны и стра­хи. Главное в любой ситуации — выявить причину, которая порождает страх, и только после этого возможно определение путей и способов избавления от него. Итак, саногенное мыш­ление — это попытка рационализировать свои переживания. Вербализация чувства сложнее вербализации мысли. Однако именно процесс осмысления переживания сглаживает эмоции, вытесняет их из сознания, снижает интенсивность аффекта, тем самым способствует оптимизации общения. Никому не за­хочется лишний раз испытывать чувство вины, общаясь с обид­чивым человеком.

Овладение саногенным мышлением предусматривает рас­ширение кругозора, которое состоит в понимании истоков происхождения стереотипов и их актуальности в современных условиях. Саногенное мышление — это гибкое мышление.

Саногенное мышление невозможно и без достаточно разви­того уровня сосредоточенности к концентрации внимания на объектах размышления (в нашем случае структуре пережива­ний), что достигается упражнениями. Саногенное мышление признает право человека поступать свободно, не в соответствии с чьими-то ожиданиями. Оно признает, что к этому есть при­чины не каждый раз нам известные, что поведение человека определяется им самим.

Саногенное мышление признает следующие права человека (по К. Келли):

• быть одному;

• быть независимым;

• иметь право на успех;

• быть выслушанным и принятым всерьез;

• получить то, за что платишь;

• отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным;

• просить то, что хочешь;

• выражать свои чувства и мысли;

• делать ошибки и быть ответственным за них;

• не быть напористым;

• иметь право.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: