| № | Тема урока | Содержание |
| 1 четверть «Язык изобразительного искусства» | ||
| Виды ИЗО и основы их образного языка. | Беседа | |
| Рисунок – основа языка всех видов ИЗО | Графические упражнения. | |
| Объем – основа языка скульптора. | Эскиз скульптуры. | |
| Черное и белое – основа языка графики. | Пейзаж с передачей планов и тени. | |
| Цвет – основа языка живописи. | Составление гаммы, различные приемы. | |
| 2 четверть «ИЗО и мир природы». | ||
| Пейзаж – сфера искусства, в которой формируется отношение к природе. | Беседа о развитии пейзажа. | |
| Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр и жанр пейзажа. | Зарисовки животных. | |
| Пейзаж в графике. | Пейзаж с животными. | |
| Художник выражает свое понимание красоты природы. | Архитектурный пейзаж. | |
| Построение пространства в пейзаже. | Гуашь. | |
| Роль колорита в пейзаже. | Эскизы с разными колоритами. | |
| 3 четверть «Мы и мир наших вещей» | ||
| Отношение художника к миру вещей. | Работа с натюрмортами. | |
| Цвет в натюрморте. | Работа с натюрмортом. | |
| Натюрморт в графике. | Составление натюрморта, композиция, графическое решение. | |
| Это – мы, вглядываясь в человека. | Беседа, эскиз портрета, портреты литературных героев. | |
| 4 четверть «Вглядываясь в человека: жанр портрета». | ||
| Портрет в графике. | Эскиз с натуры. | |
| Портрет в живописи. | Характерный портрет. | |
| Обобщение темы «Вглядываясь в человека» | Сравнение портретов. | |
| Музеи мира. | Просмотр и анализ репродукций. | |
| Госуд. Третьяковская галерея. | Рассказ. | |
| Пейзаж, портрет, натюрморт в музеях искусства. | Урок – отчет. |
Календарно – тематическое планирование.
| № | Наименование разделов, тем. | Всего часов. | Форма контроля. | Дата. | |||
| Лекции. | Практика | Экскурс. | |||||
| 1 четверть. | |||||||
| ИЗО в семье пластических искусств. Беседа. | Тест. | ||||||
| Рисунок – основа языка всех видов ИЗО. Линия. Графические упражнения. | Сам.р | ||||||
| Объем – основа языка скульптора. Эскиз скульптуры. | Сам.р | ||||||
| Черное и белое – основа языка графики. Пятно. Пейзаж с передачей планов, тени. | Сам.р | ||||||
| Цвет – основа языка живописи. Гамма, различные приемы составления. | Сам.Р | ||||||
| Итого: 8 | |||||||
| 2 четверть | |||||||
| Реальность и фантазия в творчестве художника. Беседа. | |||||||
| Изображение предметного мира – натюрморт. Натюрморт плоских изображений. | Сам.р | ||||||
| Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Конструирование геометрических тел. | Сам. Раб. | ||||||
| Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Зарисовка геометрических тел. | Сам. Раб. | ||||||
| Освещение. Свет и тень. Изображение гипсовых тел. | Сам.р | ||||||
| Натюрморт в графике. Тушь. Гелевая ручка. | Сам.р | ||||||
| Цвет в натюрморте. Настроение в натюрморте. | Сам.р | ||||||
| Выразительные возможности натюрморта. Натюрморт – автопортрет. | Сам.р | ||||||
| Итого: | |||||||
| 3 четверть | |||||||
| Образ человека – главная тема искусства. Беседа. | |||||||
| Конструкция головы человека. Пропорции. Выполнение набросков. | Сам.р | ||||||
| Изображение головы человека в пространстве. Объемная конструкция. | Сам.р | ||||||
| Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Рисунок с натуры. | Сам.р | ||||||
| Портрет в скульптуре. Скульптура литературного героя. | Сам.р | ||||||
| Сатирические образы человека. Дружеские шаржи. | Сам.р | ||||||
| Образные возможности освещения в портрете. Наброски пятном. | Сам.р | ||||||
| Портрет в живописи. Композиция портрета. | Сам.р | ||||||
| Роль цвета в портрете. Автопортрет в цвете. | Сам.р | ||||||
| Великие портретисты. Беседа. | Тест. | ||||||
| Итого: | |||||||
| 4 четверть. | |||||||
| Жанры ИЗО. Беседа. | Тест. | ||||||
| Изображение пространства. Беседа с зарисовками. | Сам.р | ||||||
| Правила линейной и воздушной перспективы. Изображение аллеи. | Сам.р | ||||||
| Пейзаж большой мир. Организация изображаемого пространства. | Сам.р | ||||||
| Пейзаж – настроение. Природа и художник. (Пленер). | Сам.р | ||||||
| Городской пейзаж. Пленер. | Сам.р | ||||||
| Выразительные возможности ИЗО. Язык и смысл. Беседа. | Конт.р | ||||||
| Итого: | |||||||
| Всего: |
Требования к уровню подготовки учащегося:
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Знать и понимать:
Место и значение ИЗО в культуре и жизни общества,
Художников мирового отечественного искусства,
Средства художественной выразительности,
Разные художественные материалы и техники,
Жанры и виды изобразительного искусства.
Уметь:
Пользоваться красками и графическими материалами,
2 Анализировать содержание и образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства,
Изображать с натуры, по памяти и представлению,
Самостоятельно создавать тематические композиции,
5 Владеть навыками работы различными материалами;
Использовать знания и умения в практической деятельности:
Восприятия произведений искусства и высказывания суждений о них,