Декоративно прикладное искусство и жизнь человека.




Рабочая программа

 

 

Учебного курса

Изобразительное искусство

С 5 по 9 класс.

Преподаватель: Гуркин Олег Юрьевич.

 

 

Автор-составитель:

методист ИРО
Панова Е.А.

 

Ярославль 2009.

Цели художественного образования:

1 Развитие художественно – творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического восприятия действительности;

2 Воспитание культуры восприятия произведений искусства, декоративно - прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

3 Освоение знаний об изобразительном искусстве, о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

Овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению)

Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

 

Задачи преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство»

1 Эстетически воспитывать школьников, формировать духовную культуру и потребности постоянного общения с искусством;

2 Приобщать к наследию отечественного и зарубежного искусства, уважительное и бережное отношение к художественной культуре России;

3 Воспитывать интерес к искусству народов мира;

4 Формировать художественную компетентность зрителя; приобретать умения анализировать произведения различных видов и жанров искусства;

5 Развивать творческий потенциал личности в процессе освоения образного языка пластических искусств и приемов художественно - творческой деятельности, формировать творческую индивидуальность;

Развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию через участие учащихся в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни семьи, школы, города.

Требования к уровню подготовки учащихся:

в результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать и понимать:

1 Основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

2 Основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

3 Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

4 Наиболее крупные художественные музеи России и мира;

Значение изобразительного искусства в художественной культуре.

Уметь:

а) Применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

б) Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

в) ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1 восприятия и оценки произведений искусства;

Самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно – конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Пояснительная записка

Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все остальные виды искусства: графику, скульптуру, архитектуру, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов Художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждые из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведения искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство» входит в учебный комплект «Школа России» (для начальной школы) и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных задач преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемым темам, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных интерьеров. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание культуры своего народа.

Тематическая цельность и последовательность развития программы позволяет обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности – форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция – осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно видеть ясную структурную целостность программы, цели и задачи каждого года и четверти, обеспечивающие поступательность развития учащихся.

 

Класс.

Декоративно прикладное искусство и жизнь человека.

Задачи:

1 Формирование нравственно эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни.

2 Формирование художественно творческой активности.

3 Формирование художественных знаний, умений и навыков.

 

.

Тема урока Содержание
  1 четверть «Древние корни народного искусства»  
  Единство формы, конструкции декора в народном жилище Беседа, выбор композиции интерьера избы.
  Интерьер крестьянского дома Цветовое решение работы
  Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы. Импровизация на тему древних образов
  Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Вырезание и роспись предметов быта
 
  Внутреннее убранство крестьянского дома «В русской избе» - линейный рисунок.
  Народная праздничная одежда. Беседа, выполнение проекта праздничного костюма.
 
  Праздничное народное гулянье. Обобщение темы четверти. Эскиз «Народное гулянье».
  2 четверть «Связь времен в народном искусстве»  
  Древние образы в современных народных игрушках. Видеофильм. Дымково.
  Единство формы и декора в игрушках. Полхов – Майданская матрешка.
  Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжельская роспись.
 
  Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Хохлома.
 
!6 Современный интерес к народным промыслам. Жостово.
  3 четверть «Декор – человек, общество, время».  
  Зачем людям украшения Древний Египет. Украшения.
    Украшения в жизни древних обществ   Древняя Греция, вазы.
 
 
  Что такое эмблемы? Зачем они людям? Аппликация «Мой герб».
 
  Одежда выражает принадлежность человека к различным слоям общества. Костюм различных эпох.
 
 
  Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Обобщающий урок. Игра «Одежда – стиль»
  4 четверть «Декоративное искусство в современном мире»  
  Человек и одежда. Мода и ее особенности. Эскизы одежды различных стилей
  Язык моды Прическа
  Современные формы одежды. Женские и мужские ансамбли. Составление ансамбля одежды.
         

 

  Фольклорный стиль в современной одежде. Вышивка, рисунок на ткани.
  Современная мода. Художественное оформление одежды. Узор на платье.
  Современная мода. Дополнения, украшения, аксессуары. Обработка шляпки, аксессуары.
  Человек и мода. Обобщение темы. Коллективная работа.
  Декоративное искусство в нашей жизни. Беседа. Завершение работы.

 

Учебно-наглядные пособия: плакаты по архитектуре, цветоведению, изображением поэтапного рисунка фигуры человека, натюрморта, перспективы.

Схемы изображения растений, деревьев, животных, птиц, фигуры человека.

Цифровые образовательные ресурсы:

Общеобразовательные цифровые инструменты учебной деятельности, используемые в курсе изобразительного искусства, относятся в частности: текстовый редактор, редактор создания презентаций.

Экранно-звуковые пособия:

Видеофильмы: по цветоведению, по жанрам и видам в искусстве, по ДПИ.

Учебно-практическое оборудование:

Различные художественные материалы для преподавателя: краски гуашевые и акварельные, пастель, бумага, картон, кисти….

 

 

Календарно-тематическое планирование.

Наименование разделов, тем. Всего часов В том числе: Форма контроля. Дата
Лекции Пр. занятия Экскурсии.
1 четверть
  Единство формы, конструкции декора в народном жилище.         Сам. Р.  
  Интерьер крестьянского дома.         Сам. Р.  
  Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы.         Сам. р  
  Конструкция и декор предметов народного быта и труда         Сам. р  
          Сам р.  
  Внутреннее убранство крестьянского дома         Сам.р  
  Народная праздничная одежда.         Сам.р  
          Сам.р  
  Праздничное народное гулянье         Сам.р  
  2 четверть            
  Древние образы в современных народных игрушках. Создание игрушки.         Фильм  
  Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Фрагмент росписи.         Сам. р  
  Искусство Городца. Истоки и современное развитие. Фрагмент росписи.         Сам. р  
  Искусство Жостова. Истоки и современное развитие. Фрагмент росписи.         Сам.р.  
  Роль народных промыслов с современной жизни. Беседа.         Текст.  
3 четверть.
  Зачем людям украшения. Беседа.         Текст.  
  Украшения в жизни древних обществ.         Сам. р  
  О чем рассказывают гербы и эмблемы. Геральдика.         Пров. Р.  
  Одежда и костюм Западной Европы 17 века. Анализ.         Сам. р  
  Одежда говорит о человеке. Композиция к сказке «Золушка».         Сам.р  
          Сам. р  
  Герб как отличительный знак русских городов. Рисунок герба.         Сам. р  
  Символы и эмблемы в современном обществе. Создание эмблемы класса.         Сам.р  
  Роль декоративного искусства в жизни общества. Игровая викторина.         Тест.  
4 четверть
  Выразительные средства в декоративной композиции. Язык, цвет и др.         Сам. р  
  Язык моды. Современные формы одежды. Женские и мужские ансамбли.         Сам. р  
          Сам. р  
  Военная мода. Стиль, цвет, особенности.         Сам. р  
  Декоративное искусство в нашей жизни. Беседа.         текст  
  Декоративная работа в материале. Выполнение панно.         Кол. р  
           
  Ты сам мастер. Знакомство с различными техниками и материалами         Фильм,Беседа  
  Посещение выставки Декоративно-прикладного искусства         Выставка.  
    Итого 34          
               
               
               
               

Требования к уровню подготовки учащегося:

в результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать и понимать:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: