Рабочая программа
Учебного курса
Изобразительное искусство
С 5 по 9 класс.
Преподаватель: Гуркин Олег Юрьевич.
Автор-составитель:
методист ИРО
Панова Е.А.
Ярославль 2009.
Цели художественного образования:
1 Развитие художественно – творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического восприятия действительности;
2 Воспитание культуры восприятия произведений искусства, декоративно - прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
3 Освоение знаний об изобразительном искусстве, о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
Овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению)
Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Задачи преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство»
1 Эстетически воспитывать школьников, формировать духовную культуру и потребности постоянного общения с искусством;
2 Приобщать к наследию отечественного и зарубежного искусства, уважительное и бережное отношение к художественной культуре России;
3 Воспитывать интерес к искусству народов мира;
4 Формировать художественную компетентность зрителя; приобретать умения анализировать произведения различных видов и жанров искусства;
|
5 Развивать творческий потенциал личности в процессе освоения образного языка пластических искусств и приемов художественно - творческой деятельности, формировать творческую индивидуальность;
Развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию через участие учащихся в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни семьи, школы, города.
Требования к уровню подготовки учащихся:
в результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать и понимать:
1 Основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
2 Основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
3 Выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
4 Наиболее крупные художественные музеи России и мира;
Значение изобразительного искусства в художественной культуре.
Уметь:
а) Применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
б) Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
в) ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
|
1 восприятия и оценки произведений искусства;
Самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно – конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Пояснительная записка
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все остальные виды искусства: графику, скульптуру, архитектуру, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов Художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждые из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведения искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
|
Программа «Изобразительное искусство» входит в учебный комплект «Школа России» (для начальной школы) и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных задач преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемым темам, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных интерьеров. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание культуры своего народа.
Тематическая цельность и последовательность развития программы позволяет обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности – форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция – осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно видеть ясную структурную целостность программы, цели и задачи каждого года и четверти, обеспечивающие поступательность развития учащихся.
Класс.
Декоративно прикладное искусство и жизнь человека.
Задачи:
1 Формирование нравственно эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни.
2 Формирование художественно творческой активности.
3 Формирование художественных знаний, умений и навыков.
.
№ | Тема урока | Содержание | ||
1 четверть «Древние корни народного искусства» | ||||
Единство формы, конструкции декора в народном жилище | Беседа, выбор композиции интерьера избы. | |||
Интерьер крестьянского дома | Цветовое решение работы | |||
Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы. | Импровизация на тему древних образов | |||
Конструкция и декор предметов народного быта и труда. | Вырезание и роспись предметов быта | |||
Внутреннее убранство крестьянского дома | «В русской избе» - линейный рисунок. | |||
Народная праздничная одежда. | Беседа, выполнение проекта праздничного костюма. | |||
Праздничное народное гулянье. Обобщение темы четверти. | Эскиз «Народное гулянье». | |||
2 четверть «Связь времен в народном искусстве» | ||||
Древние образы в современных народных игрушках. | Видеофильм. Дымково. | |||
Единство формы и декора в игрушках. | Полхов – Майданская матрешка. | |||
Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. | Гжельская роспись. | |||
Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. | Хохлома. | |||
!6 | Современный интерес к народным промыслам. | Жостово. | ||
3 четверть «Декор – человек, общество, время». | ||||
Зачем людям украшения | Древний Египет. Украшения. | |||
Украшения в жизни древних обществ | Древняя Греция, вазы. | |||
Что такое эмблемы? Зачем они людям? | Аппликация «Мой герб». | |||
Одежда выражает принадлежность человека к различным слоям общества. | Костюм различных эпох. | |||
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Обобщающий урок. | Игра «Одежда – стиль» | |||
4 четверть «Декоративное искусство в современном мире» | ||||
Человек и одежда. Мода и ее особенности. | Эскизы одежды различных стилей | |||
Язык моды | Прическа | |||
Современные формы одежды. Женские и мужские ансамбли. | Составление ансамбля одежды. | |||
Фольклорный стиль в современной одежде. | Вышивка, рисунок на ткани. | |
Современная мода. Художественное оформление одежды. | Узор на платье. | |
Современная мода. Дополнения, украшения, аксессуары. | Обработка шляпки, аксессуары. | |
Человек и мода. Обобщение темы. | Коллективная работа. | |
Декоративное искусство в нашей жизни. | Беседа. Завершение работы. |
Учебно-наглядные пособия: плакаты по архитектуре, цветоведению, изображением поэтапного рисунка фигуры человека, натюрморта, перспективы.
Схемы изображения растений, деревьев, животных, птиц, фигуры человека.
Цифровые образовательные ресурсы:
Общеобразовательные цифровые инструменты учебной деятельности, используемые в курсе изобразительного искусства, относятся в частности: текстовый редактор, редактор создания презентаций.
Экранно-звуковые пособия:
Видеофильмы: по цветоведению, по жанрам и видам в искусстве, по ДПИ.
Учебно-практическое оборудование:
Различные художественные материалы для преподавателя: краски гуашевые и акварельные, пастель, бумага, картон, кисти….
Календарно-тематическое планирование.
№ | Наименование разделов, тем. | Всего часов | В том числе: | Форма контроля. | Дата | ||
Лекции | Пр. занятия | Экскурсии. | |||||
1 четверть | |||||||
Единство формы, конструкции декора в народном жилище. | Сам. Р. | ||||||
Интерьер крестьянского дома. | Сам. Р. | ||||||
Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы. | Сам. р | ||||||
Конструкция и декор предметов народного быта и труда | Сам. р | ||||||
Сам р. | |||||||
Внутреннее убранство крестьянского дома | Сам.р | ||||||
Народная праздничная одежда. | Сам.р | ||||||
Сам.р | |||||||
Праздничное народное гулянье | Сам.р | ||||||
2 четверть | |||||||
Древние образы в современных народных игрушках. Создание игрушки. | Фильм | ||||||
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Фрагмент росписи. | Сам. р | ||||||
Искусство Городца. Истоки и современное развитие. Фрагмент росписи. | Сам. р | ||||||
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие. Фрагмент росписи. | Сам.р. | ||||||
Роль народных промыслов с современной жизни. Беседа. | Текст. | ||||||
3 четверть. | |||||||
Зачем людям украшения. Беседа. | Текст. | ||||||
Украшения в жизни древних обществ. | Сам. р | ||||||
О чем рассказывают гербы и эмблемы. Геральдика. | Пров. Р. | ||||||
Одежда и костюм Западной Европы 17 века. Анализ. | Сам. р | ||||||
Одежда говорит о человеке. Композиция к сказке «Золушка». | Сам.р | ||||||
Сам. р | |||||||
Герб как отличительный знак русских городов. Рисунок герба. | Сам. р | ||||||
Символы и эмблемы в современном обществе. Создание эмблемы класса. | Сам.р | ||||||
Роль декоративного искусства в жизни общества. Игровая викторина. | Тест. | ||||||
4 четверть | |||||||
Выразительные средства в декоративной композиции. Язык, цвет и др. | Сам. р | ||||||
Язык моды. Современные формы одежды. Женские и мужские ансамбли. | Сам. р | ||||||
Сам. р | |||||||
Военная мода. Стиль, цвет, особенности. | Сам. р | ||||||
Декоративное искусство в нашей жизни. Беседа. | текст | ||||||
Декоративная работа в материале. Выполнение панно. | Кол. р | ||||||
Ты сам мастер. Знакомство с различными техниками и материалами | Фильм,Беседа | ||||||
Посещение выставки Декоративно-прикладного искусства | Выставка. | ||||||
Итого 34 | |||||||
Требования к уровню подготовки учащегося:
в результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать и понимать: