Тема 3. Формы и методы государственного управления.




Вопросы:

3.1. Понятие и формы управленческой деятельности.

3.2. Методы государственного управления

3.1. Понятие и формы управленческой деятельности.

Органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют цели и функции государственного управления посредством управленческой деятельности - специфического вида труда людей, требующего адекватной профессиональной подготовки и реализации в соответствующих приемах, способах, формах, методах и т.п.

Ее можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

Формы управленческой деятельности представляют собой внешние, постоянно и типизированно фиксируемые выражения (проявления) практической активности государственных органов по формированию и реализации управленческих целей и функций и обеспечению их собственной жизнедеятельности.

По формам мы можем судить о том, что и как делается в государственных органах по осуществлению их компетенции.

Обычно среди форм государственно-управленческой деятельности выделяют: а) установление норм права б) применение норм права в) осуществление организационных действий г) осуществление материально-технических операций.

Можно по сути говорить о двух формах:

правовых - посредством которых фиксируются управленческие решения и действия, имеющие юридический смысл;

организационных - связанных с осуществлением определенных коллективных либо индивидуальных действий.

Правовые формы управленческой деятельности используются главным образом при подготовке, принятии и исполнении управленческих решений. Важно, чтобы информационные сведения, законодательные нормы, социологические данные и др., лежащие в основании управленческих решений, были четко документированы, т.е. представлены в должной правовой форме. От их достоверности во многом зависит управленческое решение.

Управленческое решение представляет собой в большинстве случаева правовой акт. Существует проблема соотнесения его с компетенцией данного государственного органа.

Соблюдение правовых форм необходимо также и при исполнении управленческих решений. Это правила доведения решений до исполнителей, вплоть до их росписей с указанием даты получения; типовые документы об оперативном и контрольном информировании хода исполнения; акты проверок и статистические сведения, и многое другое, что требуется для того, чтобы иметь достоверное знание о качестве государственного управления.

В общем правовые формы придают “материальную” выразимость управленческой деятельности, что способствует ее совершенствованию и измерению с точки зрения эффективности проведения в жизнь целей и функций государственного управления.

Организационные формы можно охарактеризовать как способы свободного коллективного поиска оптимального варианта решения какой-либо управленческой проблемы.

В организационных формах представлены различные точки зрения и подходы, обсуждения и дискуссии. Здесь предлагаются различные идеи, проводятся “мозговые атаки”, обеспечивается компромисс и согласование возможных управленческих решений и действий.

В управленческой практике используется много организационных форм: сессии, заседания, совещания, конференции и т.д.

Часто слабый профессионализм управленческих кадров, кризисное состояние управленческих ситуаций приводят к тому, что посредством изобилия организационных форм демонстрируется активность управленческой деятельности и ее якобы демократизм. На самом же деле все сводится к пустым разговорам. Недооцениваются условия и факторы рациональности организационных форм управленческой деятельности: состав участников, заинтересованных и компетентных в обсуждаемой управленческой проблеме, способы актуализации интеллектуального и должностного потенциала собравшихся; время и длительность проведения мероприятия; фиксация результатов обсуждения и придание им публичного звучания, контроль за исполнением итогов обсуждения.

На использование организационных форм затрачивается крупные материальные и финансовые ресурсы, но отдача от них часто очень низка. Нередко с помощью организационных форм ведется бюрократическая игра, создается видимость того, что проблемы находятся в поле внимания. Их обсуждают, но не решают.

К организационным и правовым формам управленческой деятельности необходим комплексный подход; они применяются в сочетании, с учетом сильных и слабых сторон каждой из форм, дифференцированно и конкретно, исходя из управленческой проблемы и ситуации, и каждый раз измеряются и оцениваются по результатам практического влияния на управленческие процессы.

 

3.2.Методы государственного управления

В литературе не существует достаточно четкого различия между понятиями способов, форм, методов, процедур управления.

В общем под методами государственного управления подразумеваются способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм, воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях.

Всякое управление проявляется во взаимодействии субъекта и объекта управления. От субъекта (управляющего) исходит командная информация (что, как, в каком объеме делать), а от объекта (управляемого) поступает информация обратной связи (после исполнения команд).

Интенсивность команд и обратной связи зависит от вида и характера субъекта и объекта управления. Например, в управлении армией сильным является канал команды, а обратная связь практически отсутствует. В регулировании рыночной экономики наоборот. При неконкретных и путанных командах обратная связь или искажается, или совсем не обнаруживается.

Командная информация подается в целях достижения определенных поставленных целей, решение задач. Получение результата, естественно, зависит прежде всего от качества, способа подачи командной информации, что в сущности составляет основу методов управления. Все многообразие методов управления базируется на различиях в способах подачи командной информации, которые в свою очередь можно классифицировать по критериям и признакам.

В зависимости от роли человека, общества как объекта управления выделяют демократический и авторитарный методы управления.

Демократическое управление исходит из того, что для человека естественным состоянием является деятельность, работа и что он способен к самоуправлению, самоконтролю и не избегает ответственности. Поэтому данный метод управления не рассматривает внешний контроль как единственное средство достижения целей. Он предполагает делегирование полномочий, предоставление большой самостоятельности.

Авторитарное управление исходит из того, что средний человек изначально избегает труда, не честолюбив, уходит от ответственности, с удовлетворением принимает руководство над собой. Поэтому для повышения эффективности труда его надо принуждать, контролировать. А это может обеспечить централизованная власть, единоначалие при ограничении прерогатив объектов управления.

По характеру взаимоотношений центральной власти с входящими в состав государства административными, национальными единицами управление может быть координационное и субординационное.

При координационном управлении различные функции управления сосредотачиваются на разных уровнях. Координационное управление реализуется в форме федерации или конфедерации. Федерация имеет, а конфедерация не имеет единого органа государственной власти. Члены федерации могут иметь собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы; при конфедерации образующие ее государства полностью сохраняют независимость.

Субординационное управление базируется на жестком административном подчинении, воздействии на нижестоящих должностных лиц органов управления, принуждении к выполнению команд, поступающих из вышестоящих органов управления. Оно характерно для унитарных государств.

По способу учета интересов объектов управления различают административное и экономическое управление.

Административное управление непосредственно воздействует на интересы управляемых с помощью разрешения, запрета, принуждения, применяемых независимо от их мнения.

Экономическое управление воздействует на интересы объектов управления косвенно, т.е. через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику. Отсутствует прямое директивное принуждение или поощрение. Объект управления свободен в выборе варианта действий, но в случае противоречия их законодательству, он возмещает ущерб государству (например, штраф за неуплату налогов).

В зависимости от срока исполнения принимаемых решений управление подразделяется на оперативное, тактическое, стратегическое.

Оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений вопросы. Оно ставит конкретные, количественно измеряемые ориентиры и использует ситуационный подход, при котором выбирается приемлемый вариант исходя из сложившихся условий.

Стратегическое управление определяет цели и задачи,долгосрочную ориентацию по вопросамразвитиястраны в целом или по отдельным сферам, объектам, территориям. Стратегическое управление должно иметь глубокое обоснование и увязывается с общим политическим курсом государства.

Тактическое управление выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок. При этом на базе надежной информации сравниваются показатели стратегического плана с достигнутыми результатами за определенный период.

Разные авторы предлагают различные основания классификаций.

Чиркин В.Е., например, предлагает следующую классификацию: экономические, административные и идеологические методы управления; правовые и неправовые; с точки зрения особенностей волеизъявления государства, его органов - методы стимулирования (поощрения), дозволения, охраны, требования, запрета, ответственности, репрессии, контроля и надзора.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: