ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ




ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ,

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ САЙТА»

Образовательная программа

дополнительного образования для детей среднего и старшего школьного возраста.

Срок реализации программы - 1 год

 

 

Составитель: Деева Ольга Олеговна, учитель информатики

 

 

Кирсановский район – 2014 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1. Название программы: Основы проектно-исследовательской деятельности школьников, технология создания сайта.
2. Фамилия, имя, отчество составителя: Деева Ольга Олеговна, учитель информатики Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Уваровщинской средней общеобразовательной школы
3. Координатор программы Администрация Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Уваровщинской средней общеобразовательной школы
4. Основные исполнители программы 1. Учитель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Уваровщинской средней общеобразовательной школы. 2. Обучающиеся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Уваровщинской средней общеобразовательной школы 9- 10 класса
5. Задачи курса Обучить умениям и навыкам исследовательской работы: научить обучающихся оформлять научные идеи, размышления; научить создавать и размещать в сети Интернет собственный сайт личностное самоопределение и самореализация.
6. Срок реализации: 1 год
7. Основные разделы программы Основы проектной деятельности. Технология создания сайтов

 

Направление деятельности - научно-техническое

Уровень освоения - углубленный, краткосрочный

Тип программы - модифицированная

Возрастной диапазон - 14-16 лет

Контактный телефон: ************


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Система образования в нашей стране вступила в эпоху фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием перехода к новым концептуальным подходам к разработке и использованию технологий обучения. Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможна без использования современных методов и средств информатизации - мультимедиа и телекоммуникационных технологий.

Программа «Основы проектно-исследовательской деятельности школьников, технология создания сайта» позволяет научиться создавать свои собственные web-страницы и общий сайт учреждения с помощью различных компьютерных программ, выполнять поиск и систематизацию информации для создания проекта. Таким образом, данная программа направлена на решение задач развития общей культуры личности, адаптации личности к жизни в современном обществе, создание условий для осознанного выбора профессии и формирования жизненных планов. Данный курс привлекает особое внимание детей. Во-первых, это возможность узнать новое в области компьютерной графики, дизайна, коммуникационных технологий. Во-вторых, возможность создать сайт и проект на тему, которая интересна, прежде всего, самому кружковцу, а так же сайт для родного учреждения. В-третьих, получение знаний, которые являются востребованными современным рынком труда. Таким образом, данная программа связана с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей детей в зависимости от их способностей, последующих жизненных планов, а так же с интересами всего учреждения.

Основа курса личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике предоставить обучающимся возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех сетевых технологий каждый обучающийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является web-сайт и проект, темы которых обучающийся определяют для себя самостоятельно. Осознание и присвоение обучающимися достигаемых результатов происходят с помощью рефлексивных заданий. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.

Общепедагогическая направленность занятий – сопряжение социализации и индивидуализации обучения по отношению к сетевым информационным технологиям. Знания, умения и способы конструирования web-сайтов, создание проектов являются элементами информационной компетенции – одной из ключевых компетенций средней и старшей школы.

Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях. Во-вторых, к совместной проектной деятельности учителя и ученика сегодня побуждает сам ученик, осознающий свои собственные образовательные потребности и стремящийся к их удовлетворению. Реальным эффективным инструментом совместной проектной деятельности являются информационные технологии.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., выступающей в качестве одного из важнейших нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования, указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Новизна дополнительной образовательной программы в том, что она способствует формированию следующих компетенций школьников: ценностно-смысловой; общекультурной; учебно-познавательной; информационной; коммуникативной; социально-трудовой; компетенция личностного самосовершенствования.

Модифицированная программа составлена на основе рабочей программы учителя информатики МОУ Балыклейская сош Барыщук Л.А., в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.), соответствует примерной программе среднего (полного) общего образования, изложенной в программно-методических материалах под редакцией А.А. Кузнецова. Л.Е. Самовольновой, Н.Д. Угриновича (Дрофа, 2000г.).

Цель программы: формирование творческой личности, обладающей навыками самостоятельной проектно-исследовательской работы, ориентирующейся и продуктивно действующей в информационном Интернет-пространстве, использующей для достижения своих целей создаваемые web-ресурсы.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Образовательные: обучить умениям и навыкам исследовательской работы, собирать необходимую информацию, факты; обучить умениям анализировать информацию с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения; повысить мотивацию обучающихся к самостоятельному научному поиску познакомить обучающихся с современными методами проектно-исследовательской работы научить обучающихся оформлять научные идеи, размышления сформировать навыки элементарного проектирования, конструирования web-сайта, его функциональными, структурными и технологическими особенностями; научить создавать и размещать в сети Интернет собственный сайт по выбранной тематике.

Развивающие: развитие эстетического вкуса; развитие мышления, памяти, воображения развитие творческой инициативы, смекалки; развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; развитие навыков критического мышления.

Воспитательные: воспитание усидчивости, аккуратности; воспитание трудолюбия и адекватной самооценки развитие навыков сотрудничества, формирование общей культуры (общение, поведение в социуме); формирование творческого отношения к выбранному виду деятельности; формирование потребности в саморазвитии; формирование активной жизненной позиции; развитие культуры общения.

Образовательная программа дополнительного образования «Основы проектно- исследовательской деятельности школьников, технология создания сайта» - научно- технической направленности. Она составлена с учетом психологических и физиологических особенностей детей. Предлагаемый курс программы рассчитан на 1 год – 72 часа, в том числе практических работ – 54 часа. Курс обучения состоит из двух разделов. Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, индивидуальную и практическую работу. Практические и теоретические занятия научны и доступны для понимания.

Алгоритм занятий: мотивация, подготовительная беседа, практическое задание, анализ деятельности. Используются следующие формы проведения занятий: беседа, объяснение, рассказ, игра, практические занятия. Для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Практические занятия в каждом блоке занятий строятся следующим образом. Сначала выполняются упражнения по образцу, представленному руководителем с помощью мультимедийной установки, при этом происходит обучение приемам работы. Дети повторяют все шаги, показанные на экране, для выполнения следующей практической работы дети сами ставят цель, задачи, составляют план работы. Продолжительность выполнения такой работы растягивается на несколько занятий, во время которых руководитель оказывает индивидуальную помощь, разъясняя принципиальные моменты выполняемой работы, организовывает обучение другим приемам работы (не представленным на первом занятии), но которые дети могут применить в своих работах, помогает детям найти нужный материал.

Преимущества практических работ заключается в том, что кружковцы самостоятельно работают на компьютере, выполняя определенные задания. Они учатся выявлять главное и добывать необходимые сведения, что и помогает заложить фундамент для самостоятельной дальнейшей работы. Скорость выполнения работы зависит от индивидуальных качеств детей и уровня подготовленности. Поэтому работы будут разной сложности в их выполнении.

Для успешного проведения занятий необходимо создать локальный сайт, на котором должны находиться все материалы курса: теоретический материал в виде обучающих программ, электронных книг и т.п., визуальные материалы для занятий, список рекомендуемой литературы, адреса интересных web-сайтов, практические задания и работы учащихся, заготовки с рисунками, анимациями, текстом и др. Все эти материалы можно посмотреть, скачать на свой компьютер и дальше с ними работать. Это позволит каждому кружковцу выстроить индивидуальную образовательную траекторию. На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Результатом работы должно стать проектирование и создание реальных продуктов – свои собственные странички, сайты (или сайт групп по интересам, класса и т.п.) и полноценный сайт учреждения (коллективная работа), размещение их в сети, что приближает учащихся к «реальной жизни». Появляется возможность создания практически полезного продукта.

Из способов оценивания предлагается мониторинговая модель, как наблюдение за работой, описание особенностей поведения ребёнка.

Динамику интереса можно будет отслеживать путем:

ü собеседования в процессе работы;

ü анкетирования на первом и последнем занятии.

Результат может вылиться и в участие кружковцев в различных конкурсах района, области и конкурсах, организованных в Интернете: по графике. презентациям, web-дизайну и т.п.

Программа построена на принципах:

Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения. Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности.

Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ состоят в формировании у обучающихся следующих компетенций:

ценно-смысловые компетенции: умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…); осуществлять индивидуальную образовательную траекторию;

общекультурные компетенции: владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п.;

учебно-познавательные компетенции: умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности; умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат; владение навыками использования компьютеров и коммуникационными технологиями, умение работать со справочной литературой, инструкциями; умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне;

информационные компетенции: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-ROM, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;

коммуникативные компетенции: владение формами устной речи; ведение диалога «человек» - «техническая система»; умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста; умение работать в группе, искать и находить компромиссы; толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов;

социально-трудовые компетенции: осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности; анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта; владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.).

компетенции личностного самосовершенствования: создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.); создание условий для самопознания и самореализации; создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.); наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности); создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

Формы работы – теоретические, практические, индивидуальные и групповые занятия, тренинги. Каждая тема начинается с постановки задачи - характеристики образовательного продукта, который предстоит создать обучающимся.

Основным методом занятий в данном кружке является метод проектов. Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере. За счет времени, отведенного на индивидуальную работу, возможен резерв для более глубоко изучения тем. Кроме того, отводится время для публичной презентации индивидуальных или групповых проектов учеников, где оценивается не только эффективность выполнения учебных заданий, но и способность личности познавать окружающий мир, общение с другими в процессе работы.

Формы проверки результатов освоения программы кружка включают в себя следующее:

ü теоретические зачеты;

ü отчеты по практическим занятиям;

ü оценку разработанных проектов и публичную защиту результатов.

Условиями успешности обучения в рамках программы кружка являются:

ü активность обучаемого;

ü повышенная мотивация;

ü связь обучения с жизнью учебного заведения;

ü самостоятельность мышления;

ü презентация работы на научно-практической конференции;

ü возможность размещения работы в сети Интернет.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы дополнительного образования составляет 14-16 лет.

За период обучения обучающиеся получают определенный объем знаний.

Начальная диагностика проводится в начале обучения. Ее результаты позволяют определить уровень развития практических навыков.

Промежуточная диагностика проводится по темам программы – тематические тесты беседы.

Итоговая диагностика проводится в конце обучения. Ее результаты – овладение новыми практическими навыками, умение применять знания на практике. В качестве итогового контроля проводится защита проектов.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Тема Количество часов    
Теоретические Практические работы
  Раздел 1. Основы проектной деятельности      
1.1 Вводное занятие. Цели и задачи кружка.     -
1.2. Основы проектирования. Планирование учебного проекта.      
1.3. Информационные материалы к проекту.      
1.4. Создание дидактических и методических материалов. Виды организационно- распорядительных документов.      
1 .5. Обработка графической информации.      
1.6. Создание мультимедийной презентации.      
1.7. Анимация. Понятие анимации.      
1.8. Создание публикации.      
1.9. Электронные таблицы в проектной работе.      
  Раздел 2. Технология создания сайтов      
2.1. Возможности Интернета. Инструменты и средства.      
2.2. Введение в технологию создания сайтов. Способы проектирования модели сайта (функции, эскиз, карта).      
2.3. Виды сайтов. Создание страниц сайта.      
2.4. Сборка и установка сайта. Web-дизайн сайта. Internet и авторское право.      
2.5. Выполнение индивидуальных и коллективных проектов.   -  
2.6. Подведение итогов курса. Защита проектов.   -  
  ИТОГО      

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Вводное занятие. Назначение, цели и задачи кружка. (1 ч.)

Безопасная работа в компьютерном классе. Формы организации и проведения занятий. Техника безопасности при работе в компьютерном классе.

 

Тема 2. Основы проектирования. Планирование учебного проекта. (2 ч.).

Подготовка к разработке учебного проекта. Нацеленность обучающихся на конкретный результат проекта, созданным ими как результат их самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности. Планирование учебного проекта. Работа над проектом в группе. Распределение задач по исполнителям.

Практические занятия: Выбор темы проекта, обсуждение проблемных вопросов по теме проекта.

 

Тема 3. Информационные материалы к проекту (2 ч.).

Библиографические правила цитирования источников. Работа с различными источниками. Обсуждение с обучающимися возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав. Электронные ресурсы для учебного проекта. Информационная безопасность.

П рактическое занятие: Использование электронных энциклопедий в деятельности по проекту. Поиск полезной информации в Интернете.

 

Тема 4. Создание дидактических и методических материалов. Виды организационно- распорядительных документов. (4 ч.).

Использование текстового редактора в проектной работе. Структура документа. Практические занятия: Оформление организационно-распорядительной документации. Форматирование шрифта и абзацев. Таблицы. Создание дидактических материалов в текстовом редакторе. Создание краткой справки по проекту, хронологии событий, справки открытий, согласно выбранной темы.

Тема 5. Обработка графической информации (6 ч.).

Обзор графических редакторов. Графические примитивы. Растровая и векторная графика. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов. Сохранение отдельных текстовых, графических, звуковых файлов, видеороликов из Интернета.

Практические занятия: Работа с графическим редактором - создание изображения, внесение текста в изображение, вырезание и копирование части изображения, преобразование изображения, использование масштабирования для редактирования изображения.

Тема 6. Создание мультимедийной презентации (6 ч.).

Использование мультимедийных презентаций в учебной деятельности. Способы создания презентации. Планирование презентации и слайда. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и изображения. Критерии оценивания презентаций.

Практические занятия: Создание и разметка слайда. Редактирование слайда. Сортировка слайдов. Подготовка обучающимися мультимедийных презентаций результатов исследования.

Тема 7. Анимация. Понятие анимации. (4 ч.).

Анимационные элементы. Средства управления анимацией. Визуализация анимации.

Практические занятия: Создание и редактирование анимации. Настройка анимации объектов слайда. Смена слайдов. Настройка и показ электронной презентации.

 

Тема 8. Создание публикации (3ч.).

Технология создания публикаций. Создание публикаций обучающимися в виде информационного бюллетеня и буклета. Планирование текста, создание оглавления, Поиск необходимой информации. Создание собственных визиток, пригласительных билетов, используя ту же методику, что и при работе над публикациями.

Практические занятия: Создание публикации учащегося. Критерии оценивания публикаций. Корректировка описания проекта.

Тема 9. Электронные таблицы в проектной работе (4 ч.).

Работа с электронной таблицей (ввод текста, чисел и формул, автоматическое заполнение ячеек, вычисления в таблице, создание диаграмм, создание отчета на основе электронной таблицы). Способы использования обучающимися электронных таблиц в проектной работе. Организация групповой работы над документом. Этика и право при создании и использовании информации.

Практические занятия: Ввод и редактирование данных. Форматирование таблиц. Создание диаграмм. Создание дидактических материалов по проекту.

 

Тема 10. Возможности Интернета. Инструменты и средства (7 ч).

История развития Internet. Компьютерная сеть: назначение, классификация, компоненты сети (аппаратные и программные). Локальные сети: сетевой адаптер, сервер, станция (клиент), канал связи. Глобальные сети: модем, передача данных, доступ к сети. Знакомство с возможностями электронной почты для поиска партнеров по проекту. Основные службы Internet. Общие принципы функционирования электронной почты. Доска объявлений. Телеконференции. Internet. WWW. Web-сайты, обращение к нужным web-страницам. Технология поиска информации в сети. Браузеры. Правила сетевого (телекоммуникационного) этикета.

Практические занятия: Создание собственного электронного адреса. Составление электронного письма. Заполнение адресной книги. Операции с корреспонденцией.

 

Тема 11. Способы проектирования модели сайта. Введение в технологию создания web-сайтов. (7 ч.).

Функции, эскиз, карта сайта. Функциональные особенности web-сайта, содержание web-сайта. Понятие наиболее общих тенденций «сайтостроения» и тематики создаваемых Интернет-ресурсов.

Практические занятия: Создание структуры web-сайта проекта. Логотип, баннер. фирменный стиль сайта.

 

Тема 12. Виды сайтов. Создание страниц сайта (5 ч.).

Структура web-страницы. Основные элементы web-страниц. Гипертекст. Браузер. Тег. Разметка. Заголовок. Тело. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Оформление гиперссылок. Анимационные элементы. Специфические особенности разработки дизайна сайта.

Практические занятия: Разработка web-сайта. Создание гиперссылок. Создание внедренных и связанных объектов.

 

Тема 13. Сборка и установка сайта. Web-дизайн сайта. Internet и авторское право. (7 ч.).

Гипертекстовьте ссылки. Внутренние ссылки. Активные ссылки. Посещенные ссылки. Абсолютные адреса. Относительные адреса. Дизайн. Формат графического файла. Протоколы передачи. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Способы защиты авторских прав в сети Интернет.

Практические занятия: Отладка. Редактирование. Содержание и оформление web-сайтов. Гипертекстовая структура. IР-адрес. Домен. Провайдер. Администрирование сайта. Объединение и размещение разработанных материалов на едином информационном ресурсе – web-сайте. Дополнительные эффекты на сайте.

 

Тема 14. Выполнение индивидуальных и коллективных проектов (11 ч.).

Практические занятия: Выполнение индивидуальных творческих работ. Поиск информации в сети Интернет. Регистрация сайта в поисковых системах.

 

Тема 15. Подведение итогов курса. Защита проектов. (2 ч.).

Демонстрация – зачет готовых проектов обучающихся. Критерии оценивания. Тема и структура web-сайта. Анализ разработанных web-сайтов. Экспертная опенка web-сайтов.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании курса программы обучения обучающиеся должны владеть следующими

Обучить умениям и навыкам исследовательской работы: научить обучающихся оформлять научные идеи, размышления; научить создавать и размещать в сети Интернет собственный сайт личностное самоопределение и самореализация.

знаниями:

1. основы html;

2. редакторы сайтов;

3. основы web-дизайна;

умениями:

1. оформлять научные идеи, размышления;

2. создавать и размещать в сети Интернет собственный сайт;

3. размещение, «раскрутка» и поддержка сайта в сети.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: