Закон 4: ничто не дается даром




Закон 1: все связано со всем

В биосфере существует сложнейшая сеть взаимодействий, которая должна предотвратить необдуманное воздействие на природу со стороны человека, так как это может привести к непоправимым и серьезнейшим последствиям.

С учетом современных реалий было бы разумно немного поправить это понятие до следующего вида: все связано со всем, однако эти связи могут быть в пределах от значительных до крайне незначительных (малых).

Экология как теоретическая основа рационального природопользования

Закон 2: все куда-то девается

Немного напоминает современную формулировку закона о сохранении энергии, не так ли?

Но это правило включает в себя рассмотрение проблемы отходом материального производства. Мы извлекаем из недр земли одни вещества, затем преобразуем их в другие, которые потом рассеиваются обратно по окружающей среде. Но мы при этом совершенно не учитываем, что все это тоже куда-то девается.

Казалось бы, мы всего лишь вернули то, что взяли. Но на самом деле нет – большинство преобразованных нами веществ накапливается в тех местах, которые совершенно не предусмотрены природой.

Это интересно!

С точки зрения экологии грязь – это химические соединения не на своем месте.

Эта проблема сегодня особенно остро стоит сегодня, когда массово производятся одноразовые упаковки и изделия, которые придется куда-то девать, но никто не думает, куда.

Эта проблема хорошо описана в книге "Основы экологии и рационального природопользования" Гурова

Закон 3: природа лучше знает

Природные системы вырабатывались на протяжении миллионов лет, так что не нам нарушать выработанные порядки. Вмешавшись в биологическую эволюцию, мы можем навредить и скорее всего навредим, но прежде всего себе самим.

Закон 4: ничто не дается даром

Или иначе – за все придется платить. Природная среда – глобальная экосистема, представляющая собой единый механизм (или организм). И изымая из него что-то, мы обязаны вернуть это или возместить причиненный ущерб.

Экология и научные основы рационального природопользования

Мы должны научиться максимально эффективно пользоваться предоставленными нам природой ресурсами. Решить вопрос разумного природопользования можно следующими способами:

  • Более глубокое изучение условий пользования природными ресурсами;
  • Разработка комплекса мер оптимальных норм пользования;
  • Эффективное и щадящее территориальное расположение производства;
  • Тщательное продумывание региональных систем хозяйствования;
  • Прогнозирование и реальная оценка последствий хоз. деятельности человека и

3. Обобщение материала. Записать в тетрадь.

Экология – наука о связях, на которых основывается устойчивость всех форм жизни.

Практическая значимость экологии проявляется в каждом ее разделе, любом положении, от глобальных законов до частных зависимостей. Главный из них – поддержание и усиление интенсивности круговорота веществ.

Основной принцип экологически грамотного хозяйствования – действовать не против природы, а в соответствии с ее законами. Любое экологическое знание можно превратить в полезную и выгодную людям технологию. Популяционная экология раскрывает возможности управления численностью видов. Знание экологии сообществ позволяет не только поддерживать природные биоценозы, но и управлять производительностью полей, пастбищ и садов. Экология становится наукой, необходимой во всех сферах деятельности человека.

Экология – многогранная и универсальная наука, затрагивающая все формы взаимоотношений человека с природой. Само человечество, как часть живой природы, также подчиняется многим экологическим зависимостям. Они составляют предмет особой области знания – социальной экологии.

4. Домашнее задание.

Вопросы.

1. Почему при саморазвитии сообществ темпы сукцессии постепенно замедляются?
2. Почему чужеземные виды растений чаще всего внедряются в местную растительность по обочинам дорог, насыпям, берегам рек, пашням и другим подобным местообитаниям и не приживаются в лесах, на лугах или в степях?
3. Саморазвитие сообществ на скалах — длительный вековой процесс. Какими способами можно его ускорить? 4. Почему сорные растения первыми осваивают обнажившиеся участки?
5. Почему луга в лесной полосе встречаются в основном вдоль рек?

• Задание.

Сопоставьте списки основных видов птиц, гнездившихся на одной и той же территории в два разных периода, отстоящих на 20 лет. Что произошло в этой экосистеме?
Первый период: коростель-дергач, чибис, перепел.
Второй период: пеночка-весничка, серая славка, зяблик.

5.Литература: учебник Экология 10- 11 класс, Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М. Константинов. изд. Дрофа 2019 год

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: