Развитие искусства средневековья в западной Европе обычно делят на 3 периода:
1- Раннее средневековье 5-10вв.
2- Романское искусство - 11-12вв.
3- Готическое искусство - 13-14вв.
В 5-8вв. на развалинах старого Рима возникали варварские государства: остготское (а затем лангобардское) на Апеннинском полуострове, королевство вестготов на Пиренейском полуострове, англо-саксонское королевство в Британии, государство франков на Рейне и другие (Рис. 391) Народы смешивались с коренным населением, где господство Рима пустило глубокие корни. Эти "варвары" сделали большое историческое дело: они омолодили и оживили мир. Они были не только разрушителями, но и родоначальниками новой культуры. Сметя одряхлевшую римскую цивилизацию, покончив с рабовладением, они установили строй (еще предфеодальный), где основой был труд свободного крестьянина. Когда варварские племена объединились в государства и приняли христианскую религию, их искусство, как и социальный строй, не могло оставаться прежним.
В соприкосновении с классическим искусством античности; некоторыми элементами, заимствованными с Ближнего Востока, художественные традиции варварских племён составили основу, на которой выросло всё искусство западного средневековья. На всех этапах развития последнего отчётливо будут проступать характерные черты искусства варваров: динамизм форм и их повышенная экспрессивность.
Характерной чертой искусства эпохи переселения народов является преобладание орнамента и любовь к ярким цветовым сочетаниям. Орнаментально-декоративные формы искусства этого времени отличались чрезвычайным богатством. В замысловатые узоры вплетались изображения сказочных зверей (этот варварский стиль называют звериным, или тератологическим, то есть чудовищным). Эти узоры, по представлениям варваров обладали магическими свойствами: охраняли от нечистой силы. Эти изображения запечатлели восприятие природы варварами, уподоблявшими мир человеку: землю – плоти, воду – крови, воздух – дыханию, огонь – теплу человеческого тела. Природа одушевлялась.
|
Рис. 392. - Украшение корабля в виде головы зверя. 9в.
Особенно высоко стояла техника художественной обработки металлов, в частности ювелирное дело.
Рис 392а. – Застёжка – фибула. Франки. 7 -8 вв. Фибула – металлич. застёжка для одежды, служившая и для украшения. Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего средневековья.
Искусство рельефа также претерпевало существенные изменения. Рельеф становится плоским, приобретает орнаментально декоративный характер.
Рис. 393 - Рельеф из Хорнхаузена с изображением всадника. В верхней части рельефа очень условно изображен всадник. Пропорции фигуры нарушены. Нижнее поле рельефа занято сплетениями "звериного орнамента".
Надписями и различными изображениями украшали большие каменные кресты, которые устанавливали чаще всего на перепутьях. Рис. 393а. - Каменный крест. 10 в. Ирландия.
В века, следующие за переселением народов, скульптура исчезает из европейского искусства на несколько столетий. Искусство, если не считать изделий прикладного характера, служило тогда чуть ли не целиком церкви. А в её кругах представление о круглой, особенно монументальной, скульптуре долго ассоциировалось с идолопоклонством. Исчезновение скульптуры было обусловлено и тем, что эта форма искусства была чужда художественным навыкам осевших в Европе варваров.
|
Архитектура. В этот период начали строить каменные церкви - небольшие, грубые, но все же перенимающие план римских базилик.
Архитектура испытывала римское влияние. Рис.393б. Гробница короля Теодориха. Ок. 453 – 526 гг. Равенна. Италия.
В ранний период средневековья особенно распространены были евангелия, поучения отцов церкви и богослужебные книги. В книжной миниатюре получил распространение орнаментальный стиль, характерной особенностью которой является геометризм и линейно-плоскостная трактовка форм, распространившаяся и на изображение человека. Наиболее яркая школа миниатюры сложилась в Ирландии. Ирландия рано приняла христианство и играла большую роль в его распространении в Западной Европе. Характерная черта школы: крупный инициал, занимающий в высоту не менее половины страницы. Часто встречающиеся мотивы орнаментов: спирали; ломающиеся под прямым углом линии; шахматный узор; зверино – ленточные мотивы (ленты, наделённые на концах змеиными или звериными головами, сплетаются в сложные композиции); точки, бегущие вдоль очертания букв и изображений. Особенно были широко распространены символические изображения евангелистов. Ангел – Матфей, лев - Марк, бык – Лука, орёл – Иоанн. Миниатюры выполнены пером, раскрашены акварелью. Моделировка светотенью отсутствует. Цвета – зелёная, кирпично-красная, жёлтая. Реже применяются голубой и лиловый цвета. Золото и серебро отсутствуют.
Рис. 394 - Символ евангелиста Матфея. Миниатюра Евангелия из Дурроу. Около 700г. Ангел уподобляется плоской, покрытой геометрическим орнаментом стеле, к которой приставлена голова в фас и ноги в профиль, в то время как руки вовсе отсутствуют.
Рис. 395 - Символ евангелиста Марка. Миниатюра Евангелия из Эхтернаха. Середина 8в.
Рис. 396 - Евангелист и символы. Миниатюра Сент-Галленского евангелия. 8в.
Рис. 397 - Заставка к Евангелию от Матфея из Ландисфарна. Конец 7в.
Рис 397а. – Инициал. Ирландская рукопись. 10 век.
Этот стиль проявляется и в произведениях прикладного искусства из металла и в резьбе по кости.
Рис.398 - Бронзовое распятие из Атлона.