Дидактические игры по мотивам хохломской росписи в старшем дошкольном возрасте.




Воспитатель: Бондарева А.С.

«Найди лишнее».

Цель: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных, развивать внимание, наблюдательность, речь.

Материал: 3 – 4 изделия одного промысла и одного любого другого.

Правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры: выставляются предметы. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.

«Художественный салон».

Цель: учить устно, описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь – описание.

Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.

Правила: точно описать предмет, который хочет «купить».

Ход игры: предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные – «покупатели». Они выбирают предмет и точно описывают его. «Продавец» может задавать вопросы.

«Что изменилось?»

Цель: закреплять представления о какой – либо росписи, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и объяснять их.

Материал: предметы разных промыслов.

Правила: игрок, первым заметившим изменения должен первым поднять руку для ответа. Если ответ верный, то становится ведущим.

Ход игры: перед игроками 5 предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив их расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами и убирает какой – либо. Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена, выбираются другие ведущие.

«Узнай элементы узора».

Цель: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой – либо росписи, учить вычислять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал: большие карты, украшенные какой – либо росписью, в нижней части которой 3 – 4 свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом и деталями.

Правила: определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.

Ход игры: получив большую карту и несколько маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

«Домино».

Цель: закрепить представления об основных элементах какой – либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал: карточки прямоугольной формы, разделенные на 2 части. На каждой из них изображен элемент узора, варианты отличаются цветом, деталями.

Правила: игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого – либо элемента точно соответствовало тому же изображению другой карточки. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.

Ход игры: принимают участники от 3 и более детей. Все карточки выкладываются в центре стола рисунками вниз – это «базар». Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Первым делает тот ход, у кого есть карточка – дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет нужной игрок пользуется «базаром». Если «базар» пуст – пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек.

«Лото».

Цель: те же, что и в «Домино».

Материал: большие карты с изображением предметов, украшенных какой – либо росписью. По краям карт до 6 клеток с изображением элементов данной росписи. Карточки с вариантами элементов узора, отличающихся цветом, деталями.

Правила: игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы на своей карте.

Ход игры: участвуют от 2 и более детей. Ведущий раздает каждому по одной большой карточке, маленькие перемешивает. Затем, вынимает по одной карточке, ведущий спрашивает, что за элемент на ней изображен и кому нужна такая карточка.

«Найди пару».

Цель: те же, что и в «Домино».

Материал: прямоугольные карточки, разделенные на две клеточки: одна с элементами узора, другая – пустая. Карточки с вариантами элементов узора, образующие пары к рисункам на полосках.

Правила: игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках.

Ход игры: принимают участие от 2 и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковое количество двойных карт, маленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбирают пару элементам на своих карточках.

«Составь узор».

Цель: учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету, - разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

Материал: плоскостные изображения разных предметов, элементы росписи, вырезанные по контуру, образцы украшенных узором силуэтов.

Правила: составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи.

Ход игры: Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор.

«Разрезные картинки».

Цель: закреплять знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.

Материал: два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части.

Правила: быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение изделия.

«Угадай и расскажи».

Цель: закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно – прикладного искусства. Закрепить умение узнавать игрушки по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора, Развивать эстетический вкус.

Материал: карточки с изображением изделий народного промысла.

Правила: дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена.

«Составь хохломской узор».

Цель: закрепить умения детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять названия элементов росписи: «осочки»,«травинки», «трилистики», «капельки». Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.

Материал: трафареты посуды хохломских художников из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи.

Правила: детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете посуды методом аппликации.

«Художественные часы».

Цель: закрепить знания детей о народных художественных промыслах, умение находить нужный промысел среди других и обосновывать свой ответ.

Материал: планшет в виде часов (вместо цифр наклеены картинки с изображением разных промыслов). Кубики и фишки.

Правила: играющий бросает кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (отсчет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Рассказать нужно о промысле, на который указала стрелка. За правильный ответ – фишка. Побеждает тот, кто больше наберет фишек.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: