Художественно-декоративное оформление интерьера включает различные произведения декоративно-прикладного искусства: настенную роспись, мозаику, витражи, скульптуру, резьбу по дереву, камню, художественное литье, чеканку, художественно выполненные предметы утилитарного назначения, например фонтанчик для питья воды, и пр. К художественному оформлению интерьера относятся элементы наглядной агитации - выставки, плакаты, лозунги, афиши и т.д.
Оформление интерьера всегда обусловливается его функцией, т. е. зависит от того, представляет ли он жилую комнату, вестибюль школы, цирка, зал ожидания на вокзале, станцию метро, заводской цех, спортивный зал и т.д. К каждому типу интерьера предъявляются свои особые требования, целиком зависящие от его назначения. Психологический климат интерьера складывается из таких компонентов, как свет, цвет, температура, шум, запах, чистота, озеленение и т.д. Немалое значение имеют также и размеры помещения: общая площадь и высота потолка.
Специфической особенностью оформления школьного интерьера должна быть его учебно-воспитательная и патриотическая направленность. Если посмотреть на оформление некоторых школьных интерьеров, то можно увидеть, что в одних из-за отсутствия достаточного количества декоративных элементов интерьер выглядит скучным и унылым, в других, наоборот, можно наблюдать другую крайность - перегрузку художественно-оформительским материалом. Поэтому ни то, ни другое не делает школьный интерьер с точки зрения эстетической полноценным.
К основным принципам художественного оформления интерьера школы относятся: 1) единый характер оформления различных по назначению интерьеров; 2) оформление интерьера школы с учетом возрастных особенностей учащихся; 3) сочетание профессионально выполненных работ (например, настенная роспись, мозаика, панно) с повседневной творческой работой коллектива учащихся и учителей (стенная газета, афиша, объявления, подставки для цветов, ограждения и т.д.); 4) однотипные по назначению помещения должны носить индивидуальный характер (например, кабинет биологии по своему оформлению должен отличаться от кабинета физики и т.д.), но принцип оформления кабинетов должен быть общий; 5) художественное оформление интерьеров в школе должно иметь свое «индивидуальное лицо», т.е. отличаться от оформления других школ.
|
В художественно-оформительской работе школы должны принимать участие учащиеся и учителя. Ведущую роль в этом плане играют учителя изобразительного искусства, черчения и труда.
При оформлении интерьера необходимо, прежде всего: 1) ознакомиться с назначением помещения, наметить тематику оформления, сделать пробные эскизы помещения в целом; 2) выбрать наиболее удачный эскиз и начертить по нему чертеж в соответствующем масштабе (1:20, 1:50), перспективе или в изометрической проекции; 3) сделать чертежи для каждой стены в соответствующем масштабе. На этих чертежах представить в эскизном плане содержание и количество размещаемых экспонатов с учетом цвета; 4) разработать сначала эскизы, а затем по ним выполнить чертежи для подставок, рамок, выставочных витрин, макетов и т.д.
При оформлении вестибюля и рекреации ведущее место обычно занимает декоративное панно или стенная роспись, мозаика. Настенное декоративное панно не следует размещать между оконными проемами, поскольку против света они плохо смотрятся. Тематика настенной живописи может быть разнообразной: история страны, история науки и техники, героические дела советского народа, спорт, природа, сказки и т. п.
|
При решении интерьера огромное значение имеет цвет, общий цветовой климат всего помещения и каждого в отдельности. Например, те цветосочетания, которые благоприятствуют тихому отдыху, оказываются неблагоприятными для активного отдыха или рабочей деятельности. Цветовое сочетание в интерьере воздействует на психику человека довольно ощутимо: одни цвета успокаивают, а другие раздражают. Например, красный цвет обладает стимулирующим воздействием. Он нервирует человека, заставляет спешить, вызывает повышение кровяного давления и ускорение ритма дыхания. Поэтому в школьных и жилых интерьерах стены никогда не окрашивают в ярко-красный цвет. Оранжевый цвет вызывает радость, создает ощущение благополучия, но возбуждает и быстро утомляет. Такие цвета, как красный, оранжевый и желтый, стимулируют к активной деятельности, они способны активизировать умственную работу. Но следует заметить, что все эти цвета могуть быть насыщенными (яркими) и малонасыщенными (блеклыми). Если все стены в небольшой комнате окрасить в ярко-желтый цвет, то пребывание в ней человека долгое время вызовет у него головокружение и тошноту.
Зеленый и голубой цвета вызывают чувство свежести, снимают возбуждение, успокаивают. Голубой цвет вызывает чувство прохлады. Поэтому в горячих цехах стены окрашивают в голубой цвет. Эти цвета по сравнению с красным снижают кровяное давление.
|
Фиолетовый цвет - аморфный, безжизненный. Он вызывает чувство печали и пассивности. Коричневые цвета несколько успокаивают, вызывают депрессию, печаль, притупляют эмоции. Чисто белый и светло-серый в больших количествах производят впечатление холода, пустоты.
Цветовая окраска стен и мебели в интерьерах различного назначения должна быть тесно связана со степенью их естественной и искусственной освещенности. Поэтому, если окна выходят на север, то рекомендуется стены окрашивать в светло-желтые, золотистые и бежевые тона. Эти цвета компенсируют недостаток света. В светлых, солнечных комнатах можно применять более насыщенные цвета, а также светло-голубые, светло-зеленые и др. Эти цвета компенсируют избыток света, утомительного для глаз.
В цехах с повышенным шумом, а также в школьных рекреациях не следует окрашивать стены в резких цветовых сочетаниях, например синий и желтый, красный и зеленый. Рекомендуется использовать мягкие пастельные тона.
Цвета условно принято делить на легкие и тяжелые. Человек воспринимает слабонасыщенные цвета, например сине-голубые, как цвет неба. В них ощущается легкость. К тяжелым цветам относятся теплые цвета, например светло-коричневые, оливковые.
Восприятие цвета зависит также и от возраста человека. Пожилые люди любят более мягкие, блеклые цвета, а молодые - яркие, насыщенные.
В школьном интерьере рекомендуется подбирать цветовую гамму в зависимости от возрастных особенностей детей. В интерьере, где занимаются младшие школьники, окраска стен должна быть в светло-серых тонах, так как дети еще слабо различают близкие по светлоте цвета. На светло-сером фоне дети лучше, чем взрослые, различают оттенки цветов.
В школьных классах внимание учащихся привлекает классная доска. Желательно, чтобы цвет этой доски был не черный, а темно-зеленый. Писать на доске рекомендуется мелом, подкрашенным в желтый или оранжевый цвет. Обычный школьный мел можно подкрасить в любой цвет с помощью анилиновых красок (красок для материи или фотобумаги). Порошок разводят теплой водой, в него опускают мел примерно на сутки, затем вынимают мел и сушат его. Недостатком является то, что он пачкает руки. При работе с ним надо завернуть мел в бумагу.
Для учащихся V-VII классов рекомендуется применять слабонасыщенные, зеленый и желтый цвета. В старших классах дети лучше воспринимают более яркие цвета, но тоже не слишком насыщенные. В спортивных залах стены рекомендуется окрашивать в прохладный цвет, чтобы не так ощущалась жара во время спортивных игр и соревнований.
Вестибюль и стены лестничных клеток, а также столовая обычно окрашиваются в веселые, теплые тона. Ритмическое чередование цвета в коридорах (рекреациях), на лестничных площадках, а также в столовой и других помещениях создает разнообразие цветовой гаммы, что влияет на снятие напряженности и повышает трудоспособность учащихся.