Слушание: «Чакона» И.С.Баха
-Это произведение написано для скрипки-соло-В её звучании мелодия сочетается с аккордами. Её исполняет 1 инструмент - скрипка, а у слушателя создается впечатление одновременно звучащих мелодии и аккомпанемента.
-Сохраняется ли эмоциональное состояние до конца фрагмента? (появляется скорбь, порыв, тревога)
-Главный принцип развития музыкальной мысли в этом сочинении - варьирование.
«чакона »: первоначально народный танец, известный в Испании с конца 16 в., оживленного характера, сопровождался игрой на кастаньетах и пением. Со временем чакона распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого характера. Во Франции она становится балетным танцем. В 17-18 веке - включается в многочастные инструментальные сочинения.
Слушание: П Чайковский «Мелодия»
-Трепетность лирического высказывания подчеркивается не только повторениями главной мелодии, её волнообразным движением, взлетающими пассажами скрипки, но и синкопированным ритмом аккомпанемента на фортепиано.
-В средней части слышится контраст: ускоряется темп, учащается ритмическое движение, появляются элементы танцевальности.
-В кульминации - выразительные трели скрипки - фортепиано исполняет главную тему, вступая в диалог со скрипкой.
-На протяжении всей пьесы - мажорный лад.
-«Мелодию» можно сравнить с картиной Жилинского «Альтист». Есть ли общие черты в музыке и живописном полотоне? Что различает эти два художественных образа?
Слушание А. Шнитке «Concerto grosso №1»
«Concerto grosso №1» - большой концерт - произведение инструментального жанра, в котором чередуется и противопоставляется звучание всего состава инструментов и группы солистов.
-Старинная это музыка или современная?
-Сравните это звучание с главной мелодии «Чаконы» Баха. Есть ли между ними сходство? (страстность, взволнованность, драматизм)
-Шнитке противопоставляет другой мир - злобный, враждебный. Звучание тембров скрипки воспринимается как вторжение сил, противостоящих активности главной темы.
Лучшие скрипки были созданы скрипичными мастерами Николо Амати, Антонио Страдивари, Андреа Гварнери.
А знаете ли вы имена великих скрипачей Антонио Вивальди, Николо Паганини?
Сегодня хочу рассказать о великом итальянском скрипаче-виртуозе Николо Паганини.
Паганини Никколо (1782—1840), итальянский скрипач и композитор.
Родился 27 октября 1782 г. в Генуе в семье мелкого торговца. Отец первый заметил в сыне способности к музыке и стал обучать его игре на скрипке и мандолине. Эти уроки стали для мальчика настоящей пыткой, так как Паганини-старший отличался необузданным характером, Николо доставалось за малейшую ошибку, и любой другой на его месте возненавидел бы музыку. Тем не менее талант взял своё: в восемь лет Паганини написал первую сонату, а с девяти начал концертировать в Генуе.
С 16-летного возраста, освободившись наконец от опеки отца, он выступал самостоятельно с неизменным успехом как скрипач-виртуоз. Необыкновенный, доселе невиданный талант быстро сделал Паганини знаменитостью.
Он играл не только в Италии, но и по всей Европе. Яркостью исполнения и техническим блеском музыкант открыл новую эру в искусстве скрипичной игры. Такие приёмы, как игра на одной (4-й) струне, техника двойных нот, разнообразные штрихи для создания колористических эффектов, — всё это он не только применял сам, но и ввёл в собственные сочинения. Многие из них из-за технических трудностей считались долгое время неисполнимыми.
Паганини писал для скрипки, которой владел в совершенстве, а также для гитары (около 200 произведений). Из скрипичных сочинений наиболее известны 24 каприса (изданы в 1820 г.), 6 концертов для скрипки с оркестром (1815—1830 гг.), 12 сонат, вариации на оперные и балетные темы.
Досконально изучив скрипичное искусство, Паганини собрал целую коллекцию скрипок знаменитых итальянских мастеров: Д. Амати, А. Страдивари. Свой инструмент работы Гварнери он завещал родной Генуе, где скрипка хранится до сих пор.
Личность Паганини, его необыкновенные способности, считавшиеся «сверхчеловеческими», порождали многочисленные легенды о нём. Так, например, говорили, что свой талант он получил от дьявола в обмен на душу. Паганини не оспаривал эти домыслы и даже сам иногда подпитывал их, что прибавляло некий ореол таинственности к его громадной популярности величайшего скрипача.
Умер 27 мая 1840 г. в Ницце.
На своем инструменте Паганини мог подражать звучанию гитары, флейты, труб, голосам птиц и зверей. Излюбленным его трюком стало исполнение сложнейших вариаций на только лишь двух или даже одной струне скрипки, производившее впечатление, что где-то спрятана вторая скрипка, звучащая одновременно с первой.
Но никакие слухи не помогли бы Паганини стать великим, если бы не исключительный музыкальный талант и трудолюбие музыканта.
Свою скрипку Паганини перед смертью завещал родному городу Генуе. Стоимость хранящегося в музее инструмента оценена в три миллиона долларов.
Одним из самых известных сочинений Паганини стал «Каприс №24».
(«Каприс» в переводе с французского – прихоть, каприз,).
Слушание: Паганини. «Каприс № 24».
Николо Паганини своим творчеством привлекал не только Музыкантов и композиторов, а также скульпторов и кинематографов
В 1986 году на экраны вышел советский минисериал «Никколо Паганини» посвященный жизни и творчеству великого скрипача и композитора. Выход картины был приурочен к двухсотлетнему юбилею Паганини.А в 2013 выходит мировой мюзикл Бернарда Роуза «Паганини: Скрипач Дьявола».
Послушайте, как звучат музыкальные произведения, сочинённые для скрипки композиторами разных времён.
«Чакона» И,С,Бах(18 век) - величаво, взволновано, торжественно; волны.
«Мелодия»П.И.Чайковский - мягкий, душевный, диалог скрипки и фортепиано; дугообразные линии.
«Концерт №1 для скрипки с оркестром»А.Шнитке. – тревожный, напряженный, отчаянный; ломаные линии.
Домашнее задание:Прочитать отрывок из рассказа К.Паустовского «Струна», в котором созданы образы музыкального сочинения, исполняемого на скрипке, образ музыканта-скрипача.