1 этап – проблематизация: исходная проблема проекта приобретает личностную окраску, определяется значимость проекта. В результате появляются первые очертания будущей работы, неявно сформулированная цель. Из проблемы вытекает тема: краткая формулировка исходной проблемы.
На этом этапе разъясняется актуальность и новизна проекта по сравнению с аналогами. Актуальность – это степень важности проекта в данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи, вопроса.
Обоснование актуальности проекта – это объяснение необходимости, нужности и полезности выполнения данного проекта. Интерес вызывают те проекты, которые имеют практическую ценность. Следовательно, в отчете важно подчеркнуть значимость проекта (его продукта), в том числе и в будущей профессиональной деятельности.
Пример 1. «… Актуальность проекта обусловлена необходимостью разработки …, основанных на… и способных…»
Пример 2. «… В связи с этим актуальным видится исследование … на предмет… и создание…»
Раздел «Актуальность проекта» можно считать качественно прописанным, если:
- описано, почему возникла необходимость выполнения проекта;
- ясно, какие обстоятельства побудили написать проект;
- проблема выглядит значимой для территории, группы, профессии и т.д.;
- исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта;
- масштабы проекта разумны, не делается попытки «решить все мировые проблемы сразу»;
- проект поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками на практический опыт, ключевые научно-методические источники;
- проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект (проект ориентирован на клиента);
|
- нет голословных утверждений, минимум наукообразных и специальных терминов;
- актуальность вызывает интерес для дальнейшего чтения;
- четко определен способ решения проблемы.
2 этап – целеполагание: достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. Необходимо определить, каким будет проектный продукт: что будет сделано для достижения цели проекта.
Цель проекта – осознанное представление результата деятельности по проекту. Цель возникает при выявлении проблемы и определяет образ желаемого результата.
Определение цели – важный момент процесса проектирования, нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если четко знаешь, что именно хочешь добиться.
В проектной деятельности существует несколько подходов к постановке цели. Один из них S.M.A.R.T.- подход. S.M.A.R.T. – это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов.
S —Specific (конкретный) \ Что именно я сделаю? Формулировка должна быть конкретной.
M —Measurable (измеримый) \ Какой показатель будет говорить о том, что цель достигнута? Результат должен быть измеримый.
A —Achievable (достижимый) \ Как и за счет чего вы достигните своей цели? Как и за счет чего мы придем к результату? Результат должен быть достижимым.
R —Relevant (актуальный) \ Какие выгоды принесет решение поставленной задачи? Гипотеза должна способствовать движению к цели.
T —Time-bound (ограниченный по времени) \ К какому времени это сделаю? Для выполнения проекта должен быть временной интервал.
Формулировка цели должна умещаться в 1-2 предложения, которые логически связаны и вытекают из потребностей и проблемы. В цель необходимо включить:
|
- ожидаемый результат (положительный эффект или изменения должны быть следствием решения существующей проблемы);
- собственно саму проблему, которая требует решения;
- целевую группу, которой адресован проект;
- главное средство получения ожидаемого результата.
3 этап – планирование действий, которые предстоит совершить от исходной проблемы до реализации цели проекта. На этом этапе необходимо определить задачи проекта, предполагаемый продукт, методы работы над проектом и область его применения.
Задачи проекта – это шаги, приближающие к достижению цели. Это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения.
Задачи формулируются в виде перечня исследовательских действий и могут начинаться словами:
- изучить…;
- установить…;
- составить список…;
- выявить основные формы…;
- описать основные характеристики…;
- систематизировать…;
- проанализировать…;
- сравнить…;
- обобщить…;
- дать оценку…;
- провести тестирование (анкетирование, опрос);
- разработать рекомендации… и т.д.
Исполнение задачи является достижением промежуточного результата. Сумма всех задач однозначно должна приводить к достижению цели. При этом рекомендуется определять для проекта от 4 до 8 задач.
После того, как вы определили задачи для достижения своей цели, проверьте – все ли задачи ориентированы на достижение цели и необходимы, а также будет ли достигнута цель при их выполнении.
Предполагаемый продукт проекта. Результатом работы над проектом (выходом проекта) является продукт.
|
Идея проекта, работа над решением целей и задач – все это должно найти свое отражение в продукте проекта. В общем виде это – средство, которое разработано для разрешения поставленной проблемы.
Иногда бывает, что форма продукта сразу обозначена в самой теме проекта. Например, «Разработка Web-сайта». Но чаще всего выбор продукта – непростая творческая задача. Проект под названием: «Исследование влияния цветовых сочетаний в интерьере детской комнаты на настроение ребенка» может завершиться защитой обыкновенного реферата на тему "Психологическое влияние цвета на настроение ребенка", а может вылиться в подготовку "Дизайнерского макета цветового оформления детских комнат в зависимости от темперамента ребенка".
Результаты проекта должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, то ее конкретное решение; если практическая – конкретный результат, готовый к использованию.
Приведем перечень возможных выходов проектной деятельности:
|
|
На данном этапе также необходимо определить требования к создаваемому продукту, т.е. какими качествами он должен обладать.
Методы работы над проектом - это способы достижения поставленной цели.
В обосновании методов работы над проектом нужно указать методы исследования, которые использовались в исследовательской работе и желательно пояснить ваш выбор методов исследования, т.е. указать, почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.
Огромное количество методов исследования, применимых в исследовательской работе (проекте), можно объединить на методы эмпирического уровня, экспериментально-теоретического уровня и просто теоретического уровня.