ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии
«Утверждаю»
зав. кафедрой___________
проф. Сазонов С.В.
02.04. 2009 г.
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Факультет: лечебно-профилактический
Курс: II (второй)
Семестр: III (третий)
ТЕМА №18: Центральные органы кроветворения и
Иммунологической защиты.
2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: изучить гистологическое строение центральных органов кроветворения и иммунологической защиты, используя световой микроскоп.
3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
3.1. Приобрести навыки чтения гистологических препаратов по теме занятия;
3.2. Ознакомиться с сущностью унитарной теории кроветворения.
3.3. Изучить строение красного костного мозга и его роль как универсального органа гемопоэза и депо стволовых кроветворных клеток в постнатальном периоде.
3.4. Иметь представление о реактивных изменениях миелоидной ткани костного мозга при действии проникающей радиации и других повреждениях.
3.5. Знать современные данные о возможностях трансплантации костного мозга.
3.6. Изучить строение тимуса, его возрастные изменения, роль как центрального органа лимфоцитопоэза и иммуноцитопоэза.
3.7. Научиться дифференцировать корковое и мозговое вещество в тимусе, определять тимическое тельце.
По теме занятия
студент должен знать: гистологическое строение центральных органов кроветворения и иммунологической защиты;
студент должен уметь: самостоятельно работать с гистологическими препаратами, зарисовывать данные препараты в альбоме и делать обозначения их структурных элементов.
|
4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ – 3 часа.
5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫПО ТЕМЕ:
5.1. Классификация органов кроветворения и иммунологической
защиты.
5.2. Строение и функциональное значение костного мозга.
5.3. Тканевой состав и строение тимуса.
5.4. Функциональное значение тимуса в организме, его возрастные
изменения.
5.5. Кроветворение. Унитарная теория кроветворения.
5.6. Миелоидное кроветворение. Эритропоэз. Гранулоцитопоэз.
5.7. Понятие о лимфоидном кроветворении. Моноцитопоэз.
6. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ:
На занятии студенту необходимо выполнить:
6.1. Рассмотреть и изучить препараты.
6.2. Зарисовать в альбом гистологическое строение центральных
органов кроветворения и иммунологической защиты.
6.3. Сделать обозначения к рисункам.
Методические указания к выполнению задания:
Препарат № 1. «Срез костного мозга взрослого», (окраска
ОГП – 76 гематоксилином и эозином).
При малом увеличении рассмотреть срез костного мозга, строма которого образована ретикулярной тканью, заполненной миелоидными и жировыми клетками.
При большом увеличении рассмотреть миелоидную ткань, которая содержит клетки в различных стадиях развития эритроцитов и гранулоцитов, гигантские клетки костного мозга – мегакариоциты. Следует отметить наличие синусоидов - расширенные капилляры костного мозга, стенка которых выстлана эндотелием, а в просвете видны зрелые форменные элементы крови.
Зарисовать костный мозг.
Обозначить:
|
1. Клетки ретикулярной ткани.
2. Миелоидная ткань.
3. Мегакариоциты
4. Синусоид.
5. Жировые клетки.
Препарат № 2. «Вилочковая железа ребёнка», (окраска гематоксилином
ОГП – 80 и эозином).
При малом увеличении рассмотреть дольчатое строение органа капсулу и междольковые перегородки. В соединительной ткани между дольками отметить срезы кровеносных сосудов. В каждой дольке различают корковое вещество по периферии, которое содержит большее количество тимоцитов и мозговое вещество в центре дольки.
При большом увеличении в мозговом веществе наряду с тимоцитами особое внимание обратить на круглые, розовой окраски образования – тельца Гассаля.
Зарисовать участок тимуса (две смежные дольки).
Обозначить:
1. Капсула.
2. Междольковая соединительная ткань с сосудами.
3. Корковое вещество:
а) тимоциты.
4. Мозговое вещество:
а) тимониты
б) тельца Гассаля.
7. ВОПРОСЫК ИТОГОВЫМ КОНТРОЛЯМ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ:
Тестовые задания
1. В миелоидной ткани не происходит образование:
1. эритроцитов
2. гранулоцитов
3. тромбоцитов
4. моноцитов
5. лимфоцитов
2. На препарате кроветворного органа обнаружен лимфоидный фолликул, не
содержащий сосудов, но с отходящими от него тяжами лимфоидной ткани.
Это:
1. тимус
2. костный мозг
3. селезенка
4. лимфатический узел
5. сведений для определения недостаточно
3. Гематотимусный барьер находится в:
1. корковом веществе
2. мозговом веществе
3. и в корковом и в мозговом веществе
4. в капсуле органа
5. в тимусе такого барьера нет
4. Мегалобластический тип кроветворения в норме встречается в:
|
1. стенке желточного мешка
2. печени
3. тимусе
4. лимфатическом узле
5. костном мозге
5. Миелопоэз в постэмбриональном периоде происходит в:
1. селезенке
2. печени
3. тимусе
4. лимфатическом узле
5. костном мозге
6. Слоистые тимусные тельца (Гассаля) мозгового вещества органа
образованы:
1. эпителиоретикулоцитами
2. лимфоцитами
3. плазмоцитами
4. зернистыми лейкоцитами
5. тканевыми базофилами
7. Клетки какой стадии дифференцировки свободно проникают в норме в кровь из костного мозга?
1. стволовые
2. бласты
3. созревающие
4. зрелые
5. все выше перечисленные
Эталоны ответов:
1 – 5 6 – 1
2 – 4 7 – 4
3 – 1
4 – 1
5 – 5
7.2. Вопросы, включенные в билеты к курсовым экзаменам:
7.2.1. Гемопоэз. Общие представления о периодах и особенностях эмбрионального кроветворения. Постэмбриональное кроветворение: характеристика ростков кроветворения и классов зрелости гемопоэтических клеток.
7.2.2. Красный костный мозг: тканевой и клеточный состав. Взаимодействие
стромальных и гемопоэтических элементов. Особенности строения
гемокапилляров. Возрастные изменения.
7.2.3. Тимус. Источники развития. Строение органа и роль в образовании Т-лимфоцитов. Характеристика клеток «микроокружения» для тимоцитов. Т-лимфоциты: субпопуляции и их функции. Понятие о антигензависимой и антигеннезависимой пролиферации и дифференцировке Т-лимфоцитов. Гематотимический барьер. Эндокринная функция тимуса. Возрастная и акцидентальная инволюция органа.
8. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕМЫ:
8.1 Основная:
8.1.1. С.Л.Кузнецов и Н.Н.Мушкамбаров Гистология, цитология и
эмбриология: Учебник для студентов медицинских Вузов МИА,
Москва, 2005.
8.1.2. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и
эмбриологии / Под ред.Ю.А.Афанасьева, А.Н.Яыцковского. –
М.:Высшая школа,1999
8.1.3. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения. / Под ред.
С.Л.Кузнецова, Ю.А. Челышева. – М.: Геотар. 2001.
8.1.4. Атлас по гистологии, эмбриологии и цитологии / Кузнецов С.Л. с
соавт. – М., 2001.
8.2 Дополнительная:
Гистология: Учебник / Под редакцией Э.Г.Улумбекова,
Ю.А.Челышева. – М.: Геотар, 2001.
8.2.2. Быков В.Л. Частная гистология человека. СПб, 2000.
8.2.3. Эмбриональное развитие человека / Под ред. В.В.Гемонова – М.,
1999.
8.2.4. Гистология. Ведение в патологию:Учебник / Под редакцией
Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Челышева. – М.: Геотар, 1997.