Конспект урока изоискусства
Цели деятельности учителя:
- ознакомить с историей возникновения матрешки;
- учить изготовлять узор для наряда матрешки;
- воспитывать бережное отношение к искусству.
Планируемые результаты:
личностные:
- понимание требований, предъявляемых учителем;
- стремление выполнить качественную работу.
предметные:
- использование приёмов вырезания изображений по шаблону;
- применение жизненного опыта и логического мышления для ответов на вопросы.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование урока: для учителя: учебник «Изобразительное искусство», 3 класс, Горяева Н.А.; презентация, проектор
для учащихся: цветная бумага, краски, кисти, ножницы
Словарная работа: матрешка (Тверская, Семеновская, Вятская, Полхов-Майданская, Сергиево-Посадская).
Этап, время | Методы, приёмы | Содержание деятельности учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг. момент 15 сек. | словесный | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут ….и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Повернитесь к своему соседу по парте и пожелайте друг другу хорошей работы! | приветствовать учителя | настроиться на урок, концентрировать внимание и поведение |
2.Мотивационный 1-2 мин. | словесный фронтальный опрос | Актуализация знания и опыта - Над какой темой мы работаем в этой четверти на уроках изоискусства? Верно! Что нового вы узнали о профессиях? В чем особенности разных профессий? | активно слушать, отвечать на вопросы, оценивать свои знания -«Художник и музей». | умение пользоваться полученной информацией |
3.Постановка учебной задачи 1-2 мин. | эвристический вопрос, наглядный | Подведение к определению темы урока. - Ребята, посмотрите на слайд. Что вы здесь видите? - Каким общим словом все это можно объединить? Верно! А сейчас, отгадайте загадку. В деревянной Машеньке Внутри кукла Сашенька. Открой куклу Сашеньку, А там — крошка Дашенька. А в сестрице Дашеньке Есть малютка Пашенька. -Что же это? -Верно, матрешка. Предположите, какую тему мы будем изучать? - Какое задание выполним? Схема-опора – на слайде. Познакомимся _________________________________________ Выполним_____________________________________________ Тема: Народные предметы (Хохлома, Жостово, Дымково) Познакомимся: с историей матрешек, их видами. Выполним: выполним эскиз матрешки | самостоятельно или с помощью опоры формулировать тему урока, цель -Хохлома, Жостово, Дымково -Народные предметы. | умение самостоятельно определять круг учебных задач |
4.Решение учебной задачи 30 мин. | Эвристический, беседа, наглядный наглядный, словесное пояснение демонстрационный, практический инструктаж самостоятельная | 1) Знакомство с новым материалом-3-4мин. -Ребята, попробуйте своими словами сказать, что такое матрешка. Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. -Ребята, как думаете, почему матрешку так назвали? Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Матрешки бывают очень разными! Тверская разновидность матрёшки. Это самая сказочная и интересная матрёшка, поскольку сами куклы выполнены в виде героев русских народных сказок, таких, как Василиса Премудрая и Прекрасная, Царевна Несмеяна и другие. Каждая последующая кукла, отличается от предыдущей, поэтому вовнутрь матрёшки будет интересно заглянуть любому ребёнку и взрослому. Бывают матрешки больших размеров, а бывают и крохотных, всё зависит от уровня мастерства изготовителя. Семёновская разновидность матрёшки. Такая матрёшка – настоящая сельчанка, с расписным платком и цветочным платьем. Такие виды матрёшек подойдут для творчества, поскольку не требуют выполнения чётких правил росписи. Вятская разновидность матрёшки. Особенностью данного рода куклы является её украшение, и это не только сложные и аккуратные рисунки, но и использование такого материала, как ржаная солома, что клеится поверх краски, создавая неповторимый костюм. Самостоятельно раскрасить и «одеть» куклу, может только настоящийиумелец. Полхов-Майданская разновидность матрёшки. Этот вид куклы очень интересный, мастеров выгодно отличает от всех остальных, разнообразие росписи игрушки. Существует несколько разновидностей раскрашивания, это – цветы наводкой и без, а так же рисунки, выполненные под масло. Такие виды матрёшек делают исключительно в городе Полхово-Майданске. Ещё одной особенностью данного рода куклы, является её форма. Сергиево-посадские разновидности матрёшек. Такие виды матрёшек называют ещё загорскими. Уникальность этой куклы состоит в том, что расписана она в интересной манере, простой, но и одновременно изысканной. Кукла одета в платок, из-под которого можно заметить выступающую прядь волос. Она раскрашена гуашью, имеется красивый сарафан и рубашка, довольно лаконичный, без масштабных цветов, а с простой змейкой. На такого рода куклах, обычно, рисуют и передник. Загорская матрёшка – простая русская девушка, без лишнего лоска. После росписи красками, матрёшки стоят до полного высыхания, после чего вскрывают слоем лака. Этот сувенир может простоять долго, поскольку защищён дополнительным покрытием. -Ребята, кого олицетворяют матрешки? Матрешка олицетворяет русских женщин, красивых от природы, без дополнительных элементов. -Как вы думаете, какое у нее настроение? -Верно, за счет ярких красок и большого количества узоров, наша всегда в хорошем настроении. 2). Анализ изделий (образов, композиций) -2-3 мин. -Ребята, посмотрите внимательно на матрешку. Какие части фигуры вы можете выделить? Верно! Матрешка может быть украшена различными способами, она обязательно будет яркой и красочной. Педагогический показ приёмов выполнения задания-3-4мин. -Посмотрите, у вас на столах лежат шаблоны. Смотрите на то, что я делаю очень внимательно! Рисуем вместе. 1 этап – сначала мы черным фломастером наносим части матрешки – лицо, платок, ручки, фартук. 2 этап – а сейчас, давайте окрасим фон нашего платка. Не забывайте, что он должен быть ярким. Украшение вы продолжите сами.Сейчас наносим узор – цветок, листья, ягоды… 4). Постановка творческой задачи- 15 сек. -А сейчас приступаем к выполнению работы. Главное, придумать узор из цветов и ягод. Желаю вам успешной работы, проявите оригинальность! 5). Самостоятельная практическая работа учащихся -20мин. (на фоне играет русская народная музыка) - Поощрение всех учащихся. - Демонстрация лучших работ классу с анализом достоинств. | наблюдать за объектами; высказываться по теме; аргументировать свое мнение; анализировать особенности объекта; под руководством учителя или самостоятельно выявлять особенности композиции, характеристик объекта наблюдать, запоминать порядок выполнения задания слушать, воспринимать задание выполнять задание соблюдать требования, проявлять творчество | умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать умение проводить анализ, выявлять общее, типичное, частное в объекте умение следить и усваивать практические приёмы работы умение принимать учебную задачу умение сконцентрироваться на работе, соблюдать время выполнения задания |
5. Итог урока Рефлексия 4-5 мин. | Словесный демонстрационный | 1). Итоги темы- -Итак, ребята, о чем мы с вами сегодня говорили на уроке? -Верно, о матрешках. Какие матрешки бывают? -Из каких элементов состоит матрешка? Молодцы! 2). Итоги практической работы – Выставка всех работ - осмотр и анализ, оценка качества выполнения задания. Рекомендуется учить проводить анализ отдельных учащихся, включать самоанализ 2-3 учащихся. | осматривать выставку, анализировать качество выполнения задания; оценивать достижения свои и товарищей | умение анализировать результаты труда своего и одноклассников |