Вступление. Рассказ о судьбе В.Г.Распутина.




Ход урока

Организационный момент

Сообщение темы и цели.

В наше время проблема нравственности стала особенно актуальной, так как происходит распад личности. В нашем обществе назрела потребность говорить и размышлять об изменяющейся человеческой психологии о взаимоотношениях между людьми, наконец, о смысле жизни. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств: совести, долга, милосердия, добра.

В нынешней литературе есть имена несомненные, без которых

представить её уже не сможем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен – Валентин Григорьевич Распутин, которому в этом году 15 марта исполнилось бы 80 лет. В 1974 году в иркутской газете «Советская молодёжь» Валентин Распутин писал: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». И собственный его пример лучше всего подтверждает верность этих слов, ведь В. Распутин, как никто другой, пронёс через всю свою жизнь в своём творчестве её нравственные ценности.

Сегодня на уроке мы попытаемся осмыслить мотивы поведения героя рассказа «Уроки французского».

 

Вступление. Рассказ о судьбе В.Г.Распутина.

Сознательное детство Валентина Григорьевича Распутина частично совпало с войной. Родился будущий писатель 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. И рос в этих же местах, в деревне с красивым названием Аталанка. Там в 1944 году он пошел в первый класс начальной школы.
И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной, временами полуголодной.

От автора: «Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, - тогда не придется все время думать о еде. Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались, или он был настолько мал, что мы его не почувствовали. Впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь еще пригодится, а мы по неопытности что-то там делали неверно».

Матери Валентина Распутина трудно было одной в те почти голодные годы поднимать троих детей. Жили они без отца, жили очень тяжело.

От автора: «Вернувшись с фронта в орденах и медалях, отец не пошел в колхоз, а заступил на должность начальника почты. Деревня наша хоть и была небольшой, но считалась центральной среди полдюжины еще меньших, раскиданных по Ангаре. В ней располагались сельсовет, почта, сберкасса, медпункт, сельпо. По почте пересылались денежные переводы, велись иные мелкие расчеты. И когда у заснувшего на пароходе отца во время его служебного отъезда срезали сумку, денег в ней много находиться не могло. Но в те времена в расправе не мелочились. После четырех лет фронта, всего только два года и пробыв дома, на семь лет он загремел в магаданские рудники и вышел только после амнистии после смерти Сталина, совсем «доходягой», как он с грустью говорил о себе. И вероятнее всего, не вышел бы вовсе, если бы не фантастическое везение: в тот же лагерь попал взятый в армию в конвойные отряды его младший брат, мой дядя. Пока разобрались, что они братья, прошло более полугода, в которые отец успел "подкормиться"». (Из очерка «Откуда есть пошли мои книги».)

Маленький Валентин учился хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, но особенно ему доверяли в деревне проверку облигаций. Он перечитал все книги из школьной библиотеки и по вечерам рассказывал из них всякие истории, больше добавляя от себя.

От автора: Валентин Распутин вспоминал: «Свое знакомство с книгами я начал… с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые… За лето я настолько пристрастился к чтению, что придя в школу, почувствовал себя несчастным человеком: читать-то стало нечего. А без книг я уже не мог. В то время я прочитывал все, что могло попасться на глаза, - будь то брошюра, обрывок газеты или плакат. А когда перешел в пятый класс, учиться стал в районном центре».

Учитель: Не просто было Нине Ивановне решиться на это, с ними уже не было отца. А маленький Валентин был старшим в семье, он уже начал серьезно помогать матери. Но не менее страшно было ей отпустить его, совсем маленького, в самостоятельную жизнь. Школа, в которой был пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это – целых пятьдесят километров от родной деревни. Надо было учиться жить одному, без семьи. Для героя рассказа переход в пятый класс стал настоящим испытанием на выносливость и зрелость. Эта история, полная драматических переживаний, изложена писателем в рассказе «Уроки французского».

 

Работа по теме урока

Слово учителя

Валентин Григорьевич Распутин сибиряк, как и Виктор Петрович Астафьев. Он один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Бездумному, суетному существованию он противопоставляет мудрое, бережное отношение к миру, к природе. Ключевые, главные слова в его творчестве – совесть и память. Об этом все его произведения.

-Как объясняет писатель автобиографический характер своего рассказа? Как это характеризует самого писателя? (Распутин пишет о духовной памяти и духовном опыте человека, которые дают направление всей его жизни. Благодарная память писателя сделала добрые дела его учительницы достоянием читателей, он назвал свою статью «Уроки доброты».)

- Почему в «Уроках французского» В.Распутин рассказывает о своей учительнице Лидии Михайловне, а посвящение адресовано другому человеку – Анастасии Прокопьевне и кто такая Анастасия Прокопьевна?

Вот что пишет сам писатель:

«… Мне кажется. Что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жестокого выражения, для которого вроде уже настала пора.

Рассказ «Уроки французского» был впервые опубликован в 1973 году в иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова, Анастасия Прокопьевна – его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестаревшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой.»

Беседа по рассказу «Уроки французского»

· О каком времени пишет писатель? Почему важно, что начало действия относится к 1948 году? Почему так рано, в одиннадцать лет, началась самостоятельная жизнь писателя? (Примерный ответ. Это были первые послевоенные, неустроенные, голодные годы. Людям рано приходилось взрослеть, брать на себя взрослые обязанности. Мальчик был старшим из троих детей, хорошо учился, был «башковитым». В деревне, где жила семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр.)

· С какими трудностями пришлось столкнуться мальчику на первых порах самостоятельной жизни? Какие черты характера проявились в борьбе с этими трудностями? (Примерный ответ. Непривычными оказались трудности с французским языком – мальчик привык учиться хорошо. Тяжело было переносить голод. Еще тяжелее было сознавать, что кто-то ворует еду, которую, отрывая от младших детей, посылала мать. Но самым страшным, оказалась тоска по дому. Все было чужим. Надо было быть мужественным, настойчивым и терпеливым, чтобы переносить все это. Кроме того, испытания развили в мальчике чувство ответственности и бережное отношение к матери.)

· Почему мальчик стал играть в «чику»? Почему Вадик и Птаха избили героя?

Рассказы дополняются другими учащимися, зачитываются отдельные отрывки текста. Обращаем внимание на описание природы, которая соответствует настроению героя.

Сравните два описания той полянки, на которой ребята играют на деньги. Что изменилось, почему?

Первый отрывок со слов: «Федька повел меня за огороды…» до слов: «Мы подошли..»

Второй отрывок со слов: «За мной кинулся было Птаха, но сразу вернулся…» до слов: «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».

Эти два описания передают различные внутренние состояния героя; так пейзажная зарисовка помогает охарактеризовать героя. Прием характеристики героя в эпическом произведении.

Б) Работа с текстом. Составить план произведения В.Распутина. Письменно в рабочих тетрадях!

Итог урока.

-Что вы сегодня узнали нового?

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

Творчество Распутина привлекает читателей тем, что в его произведениях рядом с обыденным, бытовым присутствуют духовные ценности, нравственные законы, противоречивый внутренний мир героев. Автор убеждает нас в том, что у каждого человека есть неисчерпаемый запас добра.

Сегодня мы назвали некоторые приметы послевоенного времени. Работу с рассказом вы продолжите на следующем уроке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: