Действие нескольких психологических причин одновременно




Случай 10. "Мальчик И.А., 12 лет, ученик 6 класса. Родился от беременности, протекавшей с токсикозом в нервной обстановке, нор­мальными родами. С самого начала жизни возбудим, упрям, подви­жен, беспокоен, в связи с чем много наказывали. До трех лет отмеча­лись ночные страхи. Развивался обычно. В школу пошел охотно и первые три года успевал хорошо. С переходом к предметному обу­чению в 4 классе успеваемость начала снижаться, а количество пре­тензий к его поведению увеличиваться. К моменту обращения роди­телей за помощью школа настаивает на "психическом нездоровье" мальчика, мотивируя это его низкой успеваемостью, плохой дисцип­линой, нежеланием учиться.

В семье всегда конфликтная обстановка. Бабушка со стороны ма­тери ссорится с зятем, который при скандалах уходит из дома. Обиду за уходы отца мальчик переносит на бабушку, вплоть до физической агрессии в ее адрес, которую сам потом тяжело переживает. Для ба­бушки типичны такие высказывания, как, например: "Ты такой же идиот, как твой отец. Не надо было и рожать тебя". На замечания в доме, часто связанные с учебой, последнее время реагировал ухода­ми: "Вы меня не любите, уйду!". Уходит к другу или сидит во дворе.

 

 

В конце 5 класса мать, желая сгладить школьные трудности сына и как-то обосновать желательность индивидуального подхода к нему, сказала в школе, что была с ним у психотерапевта. С осени следую­щего учебного года обычные претензии к его поведению приняли форму настояний в присутствии класса на визите к психиатру, уг­розах доставить его туда насильно, поместить в "интернат для не­нормальных".

Мальчик смышлен, много знает и умеет, "ребята вокруг него всег­да табуном". Охотно помогает по дому, может сходить в магазин, убрать в квартире, готовит еду, но при напоминании об уроках воз­буждается, кричит, что уйдет. Все чаще высказывания типа: "Хочу в спецшколу, в тюрьму, куда угодно, только не в школе и не с вами... я плохой, идиот, лучше буду жить в подвале на трубах... Если я вдруг начну хорошо учиться, то все подумают, что я и правда псих. А так отдадут в колонию, и все". Часто уходит к другу, по поводу чего мать сказала: "Там спокойно, а мы его все трое тянем в разные стороны". Временами мальчик доверчив и откровенен то с отцом, который мно­го занимается с ним рисованием, то с матерью, то с бабушкой. Радо­стно и по-детски гордо рассказал, что учительница литературы, ко­торая не зовет его "психом", поддержала и похвалила его. Всегда за­мечает и ценит тепло и участие.

Обследование но 8-цветному набору Люшера выявило высокую потребность в самоутверждении и успехе, понимании и поддержке, умеренное снижение работоспособности, выраженное стрессовое напряжение. В структуре интеллекта легкое преобладание показа­телей по невербальным, наглядно-действенным пробам".

(Каган В.П. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопр. психологии. 1984. № 4.С.92)

В данном случае школьная дезадаптация, показателями которой являются низкая успеваемость, плохая дисциплина, нежелание учиться (феноменологический уровень), обусловлена действием нескольких причин одновременно: дидаскалогенией, особенностя­ми темперамента ученика, личностными особенностями родствен­ников.

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава I. Диагностика как общенаучное понятие 7

§ 1. Специфика диагностики как вида познавательной деятельности 8

§ 2. Интуитивное и рациональное в диагнозе 13

§ 3. Место диагностики в системе научного знания 17

§ 4. Разделы и этапы диагностики 19

 

Глава П. Психодиагностика как практическая

деятельность и научная дисциплина „ 25

 

§ 1. Психодиагностика как практическая деятельность 25

§ 2. Психодиагностика как наука и искусство 38

§ 3. Предмет психодиагностики и ее структура 42

Глава III. Основные понятия

процесса постановки

психологического диагноза 56

 

§ 1. Объект психодиагностики как сосубъект и система

психической регуляции 56

§ 2. Состояния объекта психодиагностики. Понятие нормы 65

§ 3. Психодиагностическое описание объекта

как предпосылка диагностического процесса 78

§ 4. Субъект психодиагностики...................... 88

§ 5«Психодиагностическая задача и ситуация 96

§ 6. Психодиагностические средства, процесс, диагноз 117

Заключение........................................................... 143

Литература........................................................... 146

Приложение. Случаи из психодиагностической практики 158

 

Ануфриев Александр Федорович

Психологический диагноз

Издательство "Ось-89", 109202, Москва,

2-й Карачаровский пр-д, 1/1 Лицензия на издательскую деятельность ИД № 01563 от 17.04.2000 г.

Подписано в печать 20.12.05 г. Формат 60x88/16.

Гарнитура "РеГегеЬиг^С".

Печать офсетная. Заказ N° 2047.

Фнз. печ. лист. 12,0. Тираж 3000 экз.

Отпечатано в Подольской типографии – филиале

ОАО "Чеховский полиграфический комбинат" 142110, г. Подольск Московской области, ул. Кирова, 15

 

 


[1] * В некоторых работах термин "диагноз" употребляется в значении диагно­стика (см., напр.: [101]).

.

[2] *ТАТ (тематической апперцепции тест) - одна из проективных методик исследования личности.

[3] * Термин "логический" не совсем удачен для обозначения компонента пси­ходиагностики, характеризующего диагностические мышление практического психолога, поскольку мышление психолога по установлению диагноза может быть не только логическим, но и интуитивным. Однако, опираясь на сложив­шуюся в методологической литературе но диагностике традицию обозначения этого компонента диагностики, на наш взгляд, термин можно на данном этапе анализу оставить без изменения, учитывая высказанное уточнение относительно двоякой формы протекания мыслительного процесса при установлении диаг­ноза.

[4] Регулирующая функция психики, определяя объект психодиагностики как систему психической регуляции, может выступать также в качестве одного из диагностических признаков. Так, в исследовании Г. Е. Залесского разработана процедура диагностики научных убеждений, опирающаяся не только на сведе­ния об уровне сформированности знаний и познавательных умений, но и на данные об особенностях личностного отношения к ним учащихся, "о степени готовности их использовать в качестве регуляторов своего поведения" [82. С. 41].

[5] * В частности, для психолого-педагогической диагностики, с нашей точки зрения, представляет интерес схема многомерной структуры личности, пред­ложенная В. Ф. Моргуном [145].

.

[6] * Случаи 7, 8, 9 приводятся из кн.; Ануфриев А.Ф., Бусарова О.Р. Случаи из школьной консультативной практики. М.. 2005.

[7] * Локус контроля - качество, характеризующее склонность человека при­писывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам или собственным способностям и усилиям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: