Основная часть. Объясняющий модуль.




Урок теоретического обучения

Преподаватель Теплякова Ольга Ивановна olga.teplyakova.67@mail.ru

ВК Ольга Теплякова

Дисциплина: ОГСЭ. 01 Основы философии

Дата. 26.10.2020

Курс: 1 Группа 4 Специальность: Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

Урок № 26

Тема урока: Сущность культуры, генезис, структура. Кризис культуры

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: изучение нового.

Цель урока: Дать определение кризису культуры и раскрыть основные подходы к его определению. Представить общую характеристику кризиса культуры в русской и западноевропейской мысли второй половины XIX - первой половины XX вв.

Основные понятия: Кризис культуры

 

Ход урока.

Организационный этап. Мотивационный модуль.

Вступительное слово преподавателя. Постановка целей урока.

Основная часть. Объясняющий модуль.

План изучения:

1. Культура – сущность, генезис, культура.

2. Кризис культуры

 

По содержанию пунктов плана нужно составить конспект темы, так чтобы

ответить на контрольные вопросы (они в 3 модуле – ниже).

Известно, что сам термин «культура» возник от латинского слова «cultura» и означал первоначально возделывание человеком почвы или обработку земли, т. е. в этом термине отражалась та сфера человеческой деятельности, которая в современном языке обозначается понятием «агрикультура». Однако постепенно стал вырабатываться и переносный смысл данного термина, где внимание акцентировалось уже на значении «преобразовывать», «воспитывать», «культивировать» самого человека, т. е. формировать и развивать способности и задатки человека посредством образования и заботы о его духовной жизни.

Большой вклад в понимание культуры внесли древнеримские мыслители. Например, римский оратор Цицерон в «Трускуланских беседах» (45 г. до н. э.), говоря о культуре ума, ввел в научный оборот понятие культуры. По его словам, «культура ума есть философия» 1. Римский поэт Вергилий в поэме «Энеида» (29–19 гг. до н. э.) вслед за Цицероном осмысляет культуру как деятельное единство человека и действительности, как обживание мира людьми, его очеловечивание, выражающееся в трудовой деятельности, в создании городов и законов и вместе с тем в уважении к традиции, в создании атмосферы искусства и красоты. В Средние века место человека и его культуры как творчески-преобразующей деятельности занимает Бог-творец; понятие культуры, столь ценимое в античном мире, замещается понятием «культ» (средневековый «cultus»).

В понимании культуры происходит смещение акцента с возделывания и усовершенствования естественного мира природы и собственно человеческого мира на заботу и почитание особого рода. Речь идет о почитании сверхъестественной, высшей силы, которая распоряжается судьбами мира и человека. Утверждается принцип теоцентризма, согласно которому Бог выступает как центр мироздания, как его творческая сила, а смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы подготовиться к подлинной жизни, лежащей по ту сторону земного мира.

Новый этап в осмыслении культуры открывает эпоха Возрождения, формируя антропоцентрическое в своей основе самосознание человека. Мыслители Возрождения, исходя из пантеистической трактовки мира, считали все, что существует на Земле, и особенно человека, частью обоготворенной природы. И эта обоготворенная природа представляет человеку неограниченные возможности для преобразования внешнего мира и самого себя

Проблема осмысления феномена кризиса культуры, находящегося в центре внимания на протяжении последних столетий, остается актуальной и в XXI в. Особый интерес к исследованию кризиса культуры возникает в переломные моменты развития человечества. XX век вошел в историю как один из самых кризисных и трагичных периодов за все время существования человечества: две мировые войны, революции, существование тоталитарных режимов, экономические потрясения, интенсивное развитие информационных технологий, превращение техники из орудия человеческого разума в угрозу человечества и связанный с этим кризис духовной веры, веры в прогресс, в идеи рациональности и гуманизма.

Кризис второй половины XIX – первой половины XX вв., охвативший все сферы жизни человека и, в первую очередь, его внутренний мир, ознаменовал собой переход к совершенно иному этапу развития всего человечества. Одним из самых важных проявлений кризиса являлось изменение мировосприятия, выражающееся в ощущении отчужденности и опустошенности, утрате стабильности, крушении ценностных ориентиров и привычных идеалов. Кризисная ситуация рубежа веков получила название в философской литературе «кризис культуры». И речь здесь шла не о кризисе какой-то одной из сфер общественной жизни. Проблема заключалась в том, что человек постепенно утрачивал саму суть человека, полноту жизни, то, что создавало условия подлинности его существования как человека. Эта полнота не была связана с какой-то одной сферой человеческого бытия, но при этом затрагивала их все в специфической форме единства. Таким объединяющим и обобщающим понятием стало понятие «культура».

Поэтому со второй половины XIX века философы обращаются к такой сложной и неоднозначной проблеме, как кризис культуры. Пытаясь объяснить данный феномен, они рассматривали разные его аспекты, выявляли причины, вызывающие кризисные состояния культуры, размышляли о путях выхода из кризиса и перспективах дальнейшего развития.

Тема кризиса культуры сближает западноевропейских философов, но они по-разному трактуют причины, сущность кризиса и пути выхода из него. Представители философии жизни Г. Зиммель и О. Шпенглер понимают развитие культуры как процесс борьбы между саморазвертыванием жизни и ограничивающими её формами. Однако, согласно Г. Зиммелю, кризис культуры – это не какой-то конкретный этап в её развитии, а перманентное состояние, присущее ее сущности. А у О. Шпенглера кризис культуры связан с определенным этапом ее развития, характеризующимся переходом культуры к цивилизации, причем цивилизация понимается как гибель культуры

А. Тойнби и К. Ясперс, говоря о кризисе культуры¸ прежде всего, связывали его с кризисом самого человека. Но в концепциях этих философов есть главное отличие, заключающееся в понимании путей и средств выхода из кризисного состояния. По мнению А. Тойнби, кризис культуры является кризисом человека, который проявляется в невозможности человека дать адекватный Ответ на Вызов, идущий от Бога, в связи с чем реальный выход из кризиса видится только как религиозное возрождение. К. Ясперс же полагал, что в основе кризиса культуры лежит кризис экзистенции, выход из которого может быть обнаружен, главным образом, на путях философской веры, выступающей как синтез веры и разума.

Русские мыслители более остро и болезненно воспринимали и оценивали кризис культуры, нежели западные философы. Особенностью их концепций кризиса культуры является эсхатологизм, без которого невозможно преодоление ключевых противоречий наличного бытия. Также важной особенностью концепций русских философов является то, что эсхатологические мотивы в них переплетаются с мессианскими идеями об особом религиозном предназначении русского народа в мировом развитии.

Идеал разрешения кризиса культуры для Н. Федорова и В. Соловьева совпадал с их пониманием идеала человеческого общества как всеединства, которое понималось или как единство всех в Боге или как всемирное братство людей во Христе. По С. Франку же, кризис европейской культуры является экзистенциальным кризисом и утратой духовных ценностей, и выход из этого состояния невозможен в условиях западной цивилизации. Н. Бердяев, в отличие от других русских философов полагает, что трагичность кризиса культуры может быть преодолена в процессе творческого созидания высших ценностей и смыслов.

При всем многообразии подходов к определению кризиса культуры и путям его преодоления, и русских, и западноевропейских философов объединяет мнение о том, что спасение человечества связано, прежде всего, с совершенствованием его духовных возможностей.

Обобщение материала.

Тренировочный модуль.

Сделаем выводы.

Феномен кризиса культуры второй половины XIX - первой половины XX вв. представляет собой сложное и неоднозначное явление. Кризис культуры во всех его проявлениях в разных частях земного шара не был локальным явлением и имел системный характер. Вызванные кризисом культуры последствия, были общезначимыми для всего человечества и оказали огромное влияние на духовную атмосферу современного общества, пронизанного кризисным мировосприятием.

Философы в своих концепциях рассматривали эволюцию кризисного сознания, выявляли причины и сущность кризиса культуры, а также перспективы развития. Анализируя концепции западноевропейских и русских философов, можно выделить ряд обобщающих точек зрения на данную проблему. Во-первых, многие философы, говоря о ситуации кризиса, связывали кризис культуры с наступлением цивилизации. Например, О. Шпенглер и Н. Бердяев определяли этот процесс как перерождение культуры в цивилизацию. Это свидетельствовало о расколе единого человеческого бытия на культуру и цивилизацию.

Во-вторых, кризис рассматривался как культурная исчерпанность, утрата творческих способностей человека. Это выражалось в утверждении иных, отличных от предшествующих, ценностей. В обществе произошла подмена традиционных гуманистических ценностей, которые обеспечивали сохранение смысловой значимости человеческой жизни. В ситуации кризиса человек явно ощутил свою отчужденность, потерянность и бессмысленность своего существования в этом мире. В обществе произошла победа стандарта над шедевром, материального над духовным, мелочности и корысти над альтруизмом и энтузиазмом. Современный человек, переживающий духовный кризис, не в состоянии адекватно оценить свой потенциал и результаты собственной деятельности.

В-третьих, кризис культуры, по мнению большинства философов, являлся неизбежным и даже необходимым этапом в ее развитии. Как писал философ и культуролог П. С. Гуревич: «Культура развивается через кризисы – это обязательный этап в развитии каждой культуре»

В-четвертых, многие русские мыслители связывали кризис культуры с секуляризацией общества, повлекшей за собой утрату веры в Бога, нравственные ориентиры и религиозную устремленность. В результате этого культура потеряла источник и смысл своего развития. В-пятых, все философы в своих концепциях обращались к проблеме преодоления и поиска путей выхода из кризиса. Западноевропейские философы предлагали различные варианты выхода из него. Одни полагали, что кризис европейской культуры может закончиться либо закатом Европы, в случае, если она отойдет от присущего ей рационального осмысления жизни, либо ее возрождением, благодаря «героизму разума, окончательно преодолевающему натурализм»

Вопросы:

Что такое культура?

Каковы важнейшие функции культуры?

Какие основные подходы к феномену кризиса культуры Вы знаете?

Домашнее задание.

!!! Ребята, конспект выполнить в тетради, сфотографировать, в вордовском докуменете отправить мне на электронную почту olga.teplyakova.67@mail.ru или в ВК

Последнее время приема ответов 27 октября 9 часов 00 минут

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: