Проектная деятельность как интегративный вид деятельности
В современной школе пробивают себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении и эти методы потребовали в первую очередь новых методов обучения. Современной школе нужны такие методы обучения, которые:
-формировали бы активную. самостоятельную позицию учащихся в учении;
-развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные,
-формировали не просто умения, а компетенции, т.е.умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
-были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
-реализовывали бы принципы связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
На долю учителя остаётся трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Принципиально новая философия построения образовательного процесса берет своё начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот американский учёный сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые ещё предстоит приобрести.
На рубеже 1910-20-х годов метод проектов входит в практику отечественной школы. Метод проектов предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решать проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов становится в настоящее время интегрированным компонентом разработанной и структурированной системой образования. Но суть остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другим словом,от теории к практике.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов- это из области дидактик, частных методик,если он используется в рамках определенного предмета. Метод- дидактическая категория. Это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организаций процесса познания. В основу метода проектов положена идея, с оставляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Основные цели и задачи проектного образования младших школьников
Проект - как метод обучения. Основные требования к нему. Цель и задачи проектного метода
Организация проектной деятельности учащихся:
1) из истории метода проектов;
2) основные понятия педагогического проектирования;
3) принципы проектной деятельности;
4) структура учебного проекта;
5) классификация проектов;
6) этапы создания проекта;
7) формы продукта проектной деятельности;
8) критерии оценки проектных работ;
9) особенности организации проектной деятельности младших школьников.
3. Формирование основ научно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира.
4. Использование метода творческих проектов на уроках технологии в начальных классах.
5.Заключение.
6. Список литературы.
Изменения в Российском законодательстве и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя.
Основная цель проектного метода – это развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития личности ребенка:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей:
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем);
формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.