Урок изобразительного искусства в 6 классе.
Тема:«Создание образа знакомого человека или литературного героя».
Цели и задачи урока:
- Научить рисовать лицо человека.
- Дать понятие – одиночный портрет, групповой, симметричность портрета.
-Закрепить знания о частях лица и их расположении, уметь передавать их в портрете.
- Развивать воображение, память.
- Воспитывать внимание, трудолюбие, усидчивость.
Оборудование и материалы урока: Лист бумаги или альбом, краски или цветные карандаши, простой карандаш, ластик, баночка с водой, кисточка.
Зрительный ряд репродукции картин художников, дидактические игры, схемы-помощники в рисовании портрета.
Ход урока:
Сообщение темы урока.
Ознакомление с жанром Изобразительного искусства - портретом.
- Слово «портрет» означает в переводе с французского языка «воспроизводить черта в черту» изображаемого человека.
Портрет рисуется с натуры или по представлению. Если портрет выполняется с натуры художник выбирает человека, которого хочет изобразить, придаёт ему красивую позу, иначе говоря, просит позировать.
- Перед художником стоит сложная задача – передать внешний облик человека, его лицо, фигуру, движение, костюм, обстановку, в которой он находится. Но, главная ценность этого жанра в том, что он нам передаёт не только внешний вид человека, но и его характер, настроение, его внутренний мир, индивидуальность. Чтобы достичь этой цели, он тщательно, продуманно подбирает фон. Вот, например, картина «Девочка с персиками».
Её написал русский художник В.Серов. У девочки немножко насмешливый взгляд, наверное, она всегда и во всём умеет подметить смешное. Вокруг неё всё залито лучами солнца. Розовое платье девочки, персики на столе, вся эта нежность, этот покой, которыми наполнена картина, не только приятны глазу, но и радуют сердце. Художник хотел, чтобы все, кто увидит его работу, радовались вместе с ним и научились находить прекрасное в самом обыкновенном, привычном. Картина эта хранится в Государственной Третьяковской Галерее.
- Искусство портрета очень древнее. Оно насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте человек пытался передавать облик богов и мифических героев.
Гомер, поет.
Гиппократ, врач.
С помощью этого жанра мы можем изучать историю человечества. До наших времён дошли портреты императоров
царей, вельмож, выдающихся философов,
знаменитых поэтов, писателей, художников и простых людей, живущих в разные времена и эпохи.
Портреты бывают одиночными и групповыми. На одиночных портретах изображается один человек, а на групповых – группа людей.
Художники рисуют и сами себя, такая картина называется автопортретом.
1905г. Маковский В.
К.С. Малевич.
Портреты имеют разное назначение: Парадными портретами украшают дворцы, залы, музеи. На них изображаются выдающиеся личности в красивых костюмах, в богатой обстановке.
А ещё есть интимные портреты. В них больше передаётся не значимость человека, а его внутренний мир и характер.
Интимный портрет служит напоминанием о дорогих нам людях.
В старину знатные люди заказывали портреты всех членов семьи и передавали их из поколения в поколение. Через портреты можно было познакомиться со своим прапрадедушкой или с мамой прапрабабушки. Собирался целый архив семейных портретов.
С изобретением фотоаппарата художники не перестали рисовать портреты, фотография – это лишь короткий миг, и она не сможет заменить картину, выполненную художником. Ведь в каждой картине присутствует как бы живая душа человека, от неё даже исходит тепло.