ИДЕИ И ВОЗЗРЕНИЯ А.БЕРГСОНА.




ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ Ф.НИЦШЕ И А.ШОПЕГАУЭР.

Философы, критиковавшие разум и рационализм, стали больше уделять внимания свободе человеческого духовного опыта Такое направление в философии называют ИРРАЦИОНАЛИЗМ. Главные ее представители: В.Дильтей, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше.

Первым, кто выступил против философии Гегеля, был А.Шопегауэр (1788-1860). Свои основные идеи он изложил в сочинении «Мир как воля и представление». Согласно Шопенгауэру, разум не играет главной роли в деятельности человеческого сознания, так как он не действует по своему собственному плану, а по указаниям воли. То есть выше разума, над разумом он ставит волю. Если рассматривать мир в целом, то он как бы раскалывается на два мира: настоящий, но не воспринимаемый мир (некая «Мировая воля ») и иллюзорный, данный нам в ощущениях мир (наши представления о нем). МИРОВАЯ ВОЛЯ - это абсолютное начало всего, а представление всего лишь проявление (объективация) этой воли. Сам мир нелеп, неразумен, так как первопричина его – Мировая воля есть нечто неразумное, ненасытное сильное влечение, темный глухой порыв этой воли. Бессмысленна и воля к жизни, также как и сама жизнь, в том числе, и человеческая, поскольку человек не хозяин этой жизни, а всего лишь заложник воли, исполнитель ее желаний и хотений.

Ярким представителем «философии жизни» был немецкий философ Ф.Ницше (1884-1900). В основании философской системы Ницше лежит понятие воли к власти. ВОЛЯ К ВЛАСТИ – это то, что составляет основу жизни, дает ей существование, определяет ее содержание, задает смысл и конечную цель. Раскритиковав и отбросив прежнюю мораль, как впрочем, и всю классическую, основанную на разуме, культуру, он объявляет себя первым в истории имморалистом. ИММОРАЛИЗМотрицание морали. Иудейско-христианская мораль, по мнения Ницше, мораль рабов. Она препятствует полному самовыражению человека, поэтому нужно произвести переоценку всех ценностей. Из воли к власти Ницше выводит новые основания морали: мораль господ.

В ее основе должны лежать следующие принципы:

1) «ценность жизни» есть единственная безусловная ценность;

2) существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и «воли к власти»;

3) сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан ни какими моральными нормами.

Этим требованиям, согласно Ницше, удовлетворяет сверхчеловек. СВЕРХЧЕЛОВЕК – в философии Ницше это тот, кто придет на смену современному человеку, существо свободное, с максимальной волей к власти, не связанное никакими условностями и моральными предрассудками. Вырастить такого сверхчеловека основная цель человеческой истории.

ИДЕИ И ВОЗЗРЕНИЯ А.БЕРГСОНА.

Философия жизни Анри Бергсона Длительность – основная идея философии Бергсона. Главная работа – «Творческая эволюция» 1907 год. Работа вышла в 5 томах. 1932 год – «2 источника: Мораль и религия», перевод на русский в 1994 г. Основная работа не переведена на русский. Интуитивизм. Высшая познавательная способность человека – интуиция. Среди всего, что нам известно, наиболее близким и очевидным, нам представляется наше собственное существование (продолжатель Декарта в этом вопросе) Длительность – наиболее важная хар-ка человеческого и всякого другого бытия. Изменчивость – важнейшая черта длительности. Психологические состояния не имеют количественного эквивалента. Бергсон: «Наша личность растет, зреет, меняется постоянно». «Наше восприятие одной и той же вещи никогда не будет тождественно. Пусть нам кажется, что не изменился предмет – изменились мы сами. Наш опыт, наши знания, наша личность несколько иная, чем в любой предшествующий момент». Язык трансформизма становится обязательным для всякой философии. Б.: «Мир – вечное становление». «Вселенная длится (в плане изменчивости)» Длительность составляет саму ткань нашей психологической жизни, и к тому же не существует ткани более прочной, более субстанциальной. Длительность духовна по своей сути. Бергсон –Идеалист. Мысль – чистое изменение, реальная длительность есть вещь духовная, или пронизанная духовностью. Длительность – это поток, который не может пойти назад. НЕВОЗВРАТИМОСТЬ. Бергсон: «Длительность – это непрерывный поток прошлого, вбирающий в себя будущее». 1927 году Бергсон получил Нобелевскую премию по литературе. Бергсон: «Реальная длительность въедается в вещи, оставляя на них отпечаток своих зубов. Если все во времени, то все меняется внутреннее. И одна и та же реальность не повторится никогда». Длительность хар-ется также непредвиденностью. Она предполагает свободу. Б.: «Ошибочно считать, что всё дано». Будущее невозможно вычислить, как функцию прошлого. ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ Бергсона Основное заблуждение науки – идея линейной эволюции. Философы прошлого пытались выделить главное. Этим главным оказался человек. Согласно Б., не существует основной ветви эволюции. Три расходящихся направлений жизни. · Оцепенение (к растительной жизни) неподвижность растений · Инстинкт (животных) · Интеллект (человека) В основе эволюции – творческий жизненный порыв. ЖП состоит в потребности к творчеству. ЖП передается от одного поколения к другому по средством зародышей. ЖП конечен и дан раз и навсегда. В своем развитии ЖП наталкивается на материю. Материя выступает препятствием на пути ЖП. Для движения вперед он должен увлекать материю за собой, но это удается не всегда, ведь ЖП не бесконечен, поэтому он дробится на ответвления, некоторые из которых останавливаются в своем развитии. Иногда эволюция на каком-то участке поворачивает назад. Но все же в 3-х направлениях ЖП достиг прогресса. В других мирах возможно иное развертывание Жизненного Порыва. Бергсон: «На некоторых планетах возможны единые организмы». КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ: Свое учение Бергсон противопоставляет всем прочим объяснениям эволюции. Сводится к 2м подходам: МЕХАНИЦИЗМ (Эволюция жизни- результат соединения физических факторов) ТЕЛЕОЛОГИЯ (Учение о целесообразности) Развитие мира является их реализацией. Обе теории несостоятельны, поскольку противоречат фактам. Основной факт расхождения – это реальность – длительность. Длительность означает создание нового и непредвиденного, в то время как Механицизм и Телеология считает возможным вычисления будущего в случае, если известно прошлое. Оба подхода, отвергаемых Бергсоном, объединяются одной формулой «ВСЕ ДАНО». Инстинкт и интеллект радикально отличны друг от друга. Чаще всего, подчеркивают, что инстинкт бессознателен, а интеллект сознателен. Но по Бергсону это далеко не самое важное отличие. Более важно другое – интеллект анализирует, т.е. становится как бы на внешние точки зрения в отношение вещей. Интеллект без конца разнообразит символы. Интеллект пытается постичь вещь через то, что этой вещью не является. – в этом коренной недостаток. Инстинкт же, напротив, стремится к проникновению в самую суть вещи. Инстинкт есть сочувствие, симпатия. С помощью инстинкта животные знают о вещах очень не многое, но все же самое главное, что им нужно о них знать. С т.з. Бергсона, интеллект имеет приспособительное значение. Задача интеллекта – действие на окружающий мир. Интеллект в силу своей природы не может постичь реальную длительность. И Вот почему: Интеллект ясно представляет себе только прерывное и неподвижное. Б.: «Интеллект, рассматриваемый в его исходной точке, является способностью создавать искусственные предметы, из орудий фабриковать орудия, и бесконечно разнообразить их выделку». Б.: «Материя, рассматриваемая как целое, должна быть скорее течением, чем вещью». Поэтому интеллектуальные понятие отражают не сущность вещей, а «намечают линии нашего действия на материю». Б.: «Вполне возможно, что другие виды живых организмов иначе разделяют материю по предметам. А некоторые, вероятно, и вовсе не выделяют в ней предметов, а видят только качество». (напр., система – съедобное – несъедобное) Бергсон: «Механизм нашего интеллектуального познания имеет природу кинематографическую». Кинематограф получает движение рядом полагая неподвижные кадры. И таково же искусство нашего познания. Изменчивую реальность мы пытаемся разделить на неизменчивые кадры. Понятно, что преуспеть в этом сложно. Бергсон: «Интеллект характеризуется естественным непониманием жизни». Внутрь же самой жизни нас могла бы ввести интуиция. Интуицию Бергсон сближает с инстинктом, но все же не отождествляет. Б.: «Интуиция – это инстинкт, сделавшийся бескорыстным (т.е. интуиция способна не ставить практических целей), способный сознавать самого себя». «Интуицией называется род духовной симпатии, посредством которой переносятся внутрь предметы, чтобы слиться с тем, что есть в нем единственного, и следовательно, невыразимого». Данная интуиция не передаваема в символах, т.е. понятиях интеллекта. Чтобы зафиксировать результат действия интуиции нужны понятия гибкие, подвижные, почти текучие. То что имеется интуиция доказывается наличием художественного творчества. Особенность эстетической интуиции: художник постигает единичное. 2 уровня интуиции: Метафизическая – позволяет достигать знания общего. Мистическая интуиция Позволяет человеку соприкоснуться с богом. Интуитивное познание должно опираться на предварительные достижения интеллекта. Сперва должны быть накоплены некие факты, достижения, и только потом возможно интуитивное озарение. Нужно привлекать разум, чтобы получить гениальный результат. Именно интуиция позволит человеку создать научную философию. Философия будущего – это позитивная метафизика (научная метафизика). Б.: «Или не существует никакой философии, или философия есть усилие интуиции по погружению вглубь вещи». Научная философия должна создаваться многими людьми. Она должна быть результатом суммы многих интуиций. Жизненный порыв по Бергсону в качестве своей основы имеет СВЕРХСОЗАНИЕ. Жизнь – следствие существования Сверхсознания. Можно научно доказать наличие СВЕРХСОЗНАНИЯ: 1. Из II закона термодинамики: «Все изменения, происходящие во Вселенной, имеют тенденцию к унификации. Все изменения переходят в тепловые, а теплота распределяется равномерно (явление тепловой смерти)»: Материя подсказывает нам образ разрушающейся вещи. Всё в мире приходит к однообразию. Т.е. разрушению жизни. Если материальность наводит на мысль о разрушающейся вещи, то процесс созидания должен идти в направлении противоположном материальному. Нематериальное начало, созидающее мир, называется Сверхсознание. 2. Ссылка на интуицию: С помощью метафизической интуиции возможно пережить в обратном порядке генезис Вселенной. Если наш анализ правилен, то в основе жизни лежит СОЗНАНИЕ, или лучше Сверхсознание. Бергсон: «СОЗНАНИЕ, ИЛИ СВЕРХСОЗНАНИЕ, – ЭТО РАКЕТА, потухшие остатки которой падают в виде материй. Сознание есть так же то, что остается от самой ракеты, и, прорезая эти остатки, зажигает их в организме». Имеется в виду: сверхсознание созидает и материю и жизненный порыв, который отлепляется. Понятие «Бог» используется в контексте: «Бог, таким образом определяемый, не имел бы ничего законченного. Он есть непрекращающаяся жизнь, действие, свобода». ­­ Учение Бергсона легли в основу католического модернизма и кризиса современного сознания. В отношение Бога еще одно важное пояснение: ошибочно считать, что творение Богом мира завершено. Сверхсознание – это центр, из которого, как из огромного букета, выбрасываются миры наподобие ракет. Несомненно, что Вселенная растет, путем прибавление новых миров. (Отсюда понятно, что тепловая смерть не может наступить). Политические идеи Бергсона. Общество – это определенный этап на пути развития жизненного порыва 2 источника морали и религии: Социальное давление и любовный порыв. Первоначально преобладает социальное давление. Поэтому выходит закрытое общество. Члены закрытого общества враждебно настроены к чужакам, тесно соединены друг с другом, всегда готовы к нападению и обороне. Закрытое общество опирается на статическую религию и закрытую мораль. Статическая религия является суеверием и к истинному богу отношения не имеет. С.религия создана мифотворческой функцией человека. Мифотворческая функция реализует механизм выживания людей в обществе. Она присуща нам от природы. Ее назначение – сохранение человеческого рода. Зачем для человеческого рода придумывать мифы? Если бы не существовало миф, представлений и люди только опирались бы на разум, то общество неизбежно погибло бы. Разум говорит человеку, что его собственная личность важнее всего, что нужно быть эгоистом и не заботиться о других, Эта установка разума гибельна для общества. Поэтому возникают мифологические запреты в виде запретов, которые якобы исходят от бога. Эти запреты позволяют преодолеть эгоизм у каждого отдельного человека. С другой стороны, миф. функция важна потому, что ограждает человека от страха перед смертью, внушая мысли о загробном существовании, стимулируя человека к активной деятельности. Мифологическая ф-ция – разновидность суеверия. Закрытая мораль основывается на принуждении. Это главный принцип закрытого общества. Как и все культурные ценности, закрытая мораль изменчива. И все-таки она постоянно отрицает факт собственного изменения. Закрытая мораль выдает собственные формы за вечные и неизменные. Закрытому обществу противоположно открытое. Открытое общество – то, которое в принципе охватывает всё человечество. Такое общество еще не создано. Именно в направлении открытого общества движется человечество. С т.з. антисоциальных групп – Жизненный порыв вынужден идти по пути Закрытого общества. Переход к открытому обществу должен произойти благодаря отдельно выдающимся личностям: «Есть гении, которые увлекают за собой человечество». Его основа – не принуждение, а любовь. Христианство движется к открытому обществу. Открытое общество опирается на динамическую религию и отрытую мораль. О.М. предполагает равноправие людей. Принцип О.М. – ЛЮБОВЬ. Динамическая религия напрямую связана с истинным богом. Динамическая религия опирается на мистическую интуицию. Бергсон полагал, что переживания христианских мистиков, подробно им записанные, позволяют заключить о реальном существовании бога. Имеется в виду, невозможно совпадений переживания, если за ними не стоит реальный объект. «Мы располагаем опытно сложенным экспериментальным доказательстовом».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: