I. Знаки препинания. Грамматические паузы.




Логика речи.

1. Знаки препинания. Грамматические паузы.

2. Логическая пауза. Логическое ударение.

 

Нет "чистой логики"! Единственно правильной интонации не существует! Интонация зависит от личной интерпретации исполнителя. Есть лишь некоторые нормы. Исполнитель может заменять знаки препинания, но при этом уважительно относясь к авторскому тексту!

Важна - мысль, которую вы хотите донести! Что (мысль, зерно) хочу сказать? Кому (слушателю)? Зачем (цель)?

НЕ ВЕРНО:

· МНОГОУДАРНОСТЬ

· Выделять отрицание "НЕ".

· Непарные понятия произносить как парные (через ПАРУ минут, правильно - через несколько минут)

 

I. Знаки препинания. Грамматические паузы.

Грамматические паузы - это паузы на месте знаков препинания.

· Точка. Точкой обозначается конец предложения. Нет прямого вопроса и эмоционального оттенка. Голос понижается в конце предложения. Обозначается душкой. ͡

 

! Понижение тона может быть разным: в конце фразы, абзаца, рассказа. И длительность паузы на точке так же. Самая "жирная" точка - в конце мысли, высказывания! Важно донести мысль, а не механически понижать голос!

Примеры:

1. "Они осторожно спустились с берега в заросли кактусов. Из-под ног шарахнулась чья-то тень. Заскрежетало. Пискнуло пронзительно, нестерпимо, тонко. Липла к лицу паутина, упругая, как сеть". (А.Толстой)

 

2. "Император сказал, что он благодарит, и наклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель-адьютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии 3-степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к её величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним".

(Л. Толстой "Война и мир")

 

· Точка с запятой. Означает и разделение, и соединение частей текста, объединенных одной мыслью. Голос несколько понижается, но не так, как перед точкой.

3. "Солнце опустилось на выжженные холмы; в гавани появились огни; на улицах подвалило народу; на бульваре играла военная музыка; звенели колокольчики в кинематографах". (А. Толстой)

 

· Запятая. Запятая означает, что мысль не завершена. Голос повышается на главном ударном слове. Пауза может быть даже длиннее, чем на точке, потому что внимание слушателя привлечено повышением голоса и он ждет продолжения. При перечислении интонация последовательно повышается. Обозначается перевернутой душкой. ͝

 

Пример:

5. "В 1800-х годах, в те времена, когда не было ещё ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стёклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, - в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или гладкой дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики, - когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были еще молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин и из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно и не нечаянно уронённые платочки, наши матери носили коротенькие талии и огромные рукава и решали семейные дела выманиванием билетиков; когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света, - в наивные времена масонских лож, мартинистов, тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, - в губернском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы".

(Л. Толстой. "Два Гусара")

Речевой такт - звучание речи от паузы до паузы.

 

Далее будут использоваться следующие обозначения:

V - люфт-пауза, незначительная, воздушная пауза

I - пауза между тактами

II - между группами тактов, в конце абзаца

III - между кусками

 

ЗАПЯТАЯ НЕ ЧИТАЕТСЯ (на письме берется в скобки):

 

· При обращениях, стоящих в середине или в конце предложения.

6."Как ты постарел (,) Фирс". (А. Чехов)

7."Поедемте (,) господа (,) всей компанией сегодня в театр, пусть он здесь сидит, коли выйти не хочет, я для него не привязана". (Ф. Достоевский)

 

Обращение вначале предложения выделяется паузой:

8."Товарищ Дараган, I вы фуражку забыли". (М. Булгаков)

Или когда в обращение вкладывается особенный смысл, экспрессивная окраска.

9."Я, I почтеннейший, I проходил вчера мимо вашей стойки и до сих пор не могу забыть ни осетрины, V ни брынзы. I Драгоценный мой!" (М. Булаков)

· В сложноподчинённых предложениях с союзами "там, где", "все, что", "после того, как", "тот, который" и т.п. Пауза делается перед сложным союзом.

10."Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, I так же (,) как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место". (А. Пушкин)

11."Голова любит иногда прикинуться глухим, I особливо, если услышит V, то (,) чего не хотелось бы ему слышать". (Н. Гоголь)

 

· При коротких сравнениях.

12."В такие минуты родятся особенно чистые, легкие мысли, I но они тонки, прозрачны (,) словно паутина, V и неуловимы словами". (М. Горький)

 

· Короткие вводные слова произносятся без пауз. Конечно, вероятно, однако, пожалуй, кажется, может быть, впрочем, чего доброго, по-моему, к несчастью, наконец и т.д....

13."Вы (,) однако (,) себе противоречите".

14."Я (,) кажется (,) понимаю, I ты (,) чего доброго (,) обиделся".

 

· Короткие причастные и деепричастные обороты произносятся без пауз на одной из запятых.

15."Из людей (,) осуждавших его, I Берестов отзывался строже всех". (А. Пушкин)

16."Князь что-то пробормотал (,) сконфузясь, I и вскочил со стула; II но Аглая тотчас же села подле него, I уселся опять и он". (Ф. Достоевский)

 

! Запятая читается в случае, если причастный или деепричастный оборот стоит после союзов "а", "и", "но", но пауза переносится и запятая читается ДО этих союзов.

17."Мисс (,) все время странно смотревшая на него, V села на стул I и (,) зажав рот платком, V зарыдала". (И. Бунин)

 

· Вводные части текста. Вводные конструкции, заключенные автором в скобки, следует интонационно отделить от основной части текста, повысив или понизив голос, сделав паузу, ускорив темп.

18. "Последствием такого благополучия I было то (,) что в течение целого года в Глупове состоялся всего один заговор, I но и то не со стороны обывателей против квартальных I (как это обыкновенно бывает), I а (,) напротив того (,) со стороны квартальных против обывателей I (чего никогда не бывает)". (М. Салтыков-Щедрин)

 

· Двоеточие. Означает намерение разъяснить, уточнить, перечислить что-либо. Голос понижается или повышается. Делается пауза.

19."Я не знал, куда деваться: I тут блеют овцы, I там ворчит собака". (М. Лермонтов)

 

· Многоточие. Означает, что мысль прервана, логически незавершена. Вознкает психологическая пауза. Голос не поднимается и не опускается.

20."Он сжал бумажки в комок, I бросил их наземь, I притоптал каблуком и пошёл.. I Отошёл несколько шагов, I остановился, I подумал.. I и воротился... II но ассигнаций уже не было". (А. Пушкин)

 

· Тире. Означает, что пропущено слово или небольшая группа слов. Читается с некоторым повышением голоса.

21."Один солдат нес под мышкой дыню, I другой V - смотанную кругами верёвку, I а сам Паоло I - большое ведро". (С. Чёрный)

 

· Кавычки. Обознчают прямую речь, цитаты, часть текста, выражающую иронию автора. Следует интонационно отделять слова, заключенные в кавычки, от остального текста автора.

22."К слову " Аннушка " V привязали слова " подсолнечное масло ", I а затем почему-то " Понтий Пилат ". (М. Булгаков)

 

· Вопросительный знак. Голос повышается на ударном слове. Если предложение сложное, то на каждом вопросительном слове, больше - на последнем. Если это прямой вопрос! Обозначается перевёрнутой душкой. ͝

 

23." Доколе же ты(,)Катилина(,) будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты в своем бешенстве будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью?"

 

· Восклицательный знак. Выражает экспрессию, активное словесное действие: обвинение, угрозу, требование, приказ, похвалу и т.д.. Голос, как правило, повышается. При нескольких восклицаниях последнее может иметь интонацию завершения.

24."Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове ОТЕЧЕСТВО! Как сладки были слёзы свидания! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю! А для него какая была минута!" (А. Пушкин)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: