Демпинг в международной практике имеет неоднозначное толкование. Например, согласно определению Европейского союза демпинг — это установление экспортной цены на уровне ниже сравнимой цены (средних издержек) в отношении аналогичного товара при обычных условиях торговли в экспортирующей стране (стране происхождения товара или стране, где товар подвергся существенной переработке). Причем это относится к случаям, когда товар экспортируется из страны с рыночной экономикой. Если же товар экспортируется из страны не с рыночной экономикой (например, из России до ее признания страной с рыночной экономикой), то в качестве нормальной цены берутся цены третьих стран с рыночной экономикой, условия которых приближены к указанной стране. Среди них могут оказаться и высокоразвитые страны. Часто для стран с нерыночной экономикой демпинговая разница бывает завышенной. В этом случае весьма важен выбор страны для определения, нормальной стоимости производства товара для стран с нерыночной экономикой,
Странами с нерыночной экономикой считаются страны, где влияние государства или иных факторов способно исказить рыночный механизм формирования цен. При этом в мировой практике комиссии по антидемпинговому законодательству пользуются возможностью свободно выбирать базу для сравнения цен, что играет решающую роль при констатации факта демпинга. Из всех возможных цен выбираются те, которые в наибольшей степени отвечают интересам продуцентов соответствующей страны-импортера, а нередко пытаются проводить сравнение с их внутренними ценами.
Причины применения демпинга в международном маркетинге:
- Компания стремится реализовать стратегию завоевания зарубежного рынка и вытеснения местных производителей;
|
- Компания, экспортирующая свою продукцию за границу, стремится установить минимальную экспортную цену, чтобы преодолеть эффект эскалации экспортной цены и выдержать ценовую конкуренцию;
- Компания намерена избавиться за счет экспорта по заниженным ценам от чрезмерных запасов товара, сложившихся у себя в стране.
В случае обвинения компании в демпинге для нее складывается весьма неблагоприятное положение.
Во-первых, если демпинг будет доказан судом, страна импортера применяет различного рода санкции; вводит эмбарго на ввоз данных товаров данной фирмы в свою страну, устанавливает высокие антидемпинговые таможенные пошлины (10—45%) на период до пяти лет и т.д.
Антидемпинговые пошлины могут быть временными и постоянными.
Временные антидемпинговые пошлины являются предупреждающими о возможности принятия более суровых мер и не отражаются на ходе антидемпингового расследования. Экспортер может защищать свои интересы и имеет право ставить вопрос о продлении срока их действия (на два месяца), а в это время вести подготовку к переговорам и урегулированию антидемпинговой процедуры.
Постоянные антидемпинговые пошлины — жесткая протекционистская мера, которая приводит к существенным потерям для экспортера и может вызвать его уход с данного рынка. Пересмотреть эти пошлины экспортер может не ранее, чем через год после их введения. Аргументом в этом случае будут цены поставок за данный период и, если они соответствуют уровню, указанному антидемпинговой комиссией как достаточному, то решение вопроса может быть положительным.
|
Ущерб в антидемпинговых процедурах может толковаться весьма произвольно. Для его определения, как правило, пользуются косвенными показателями: увеличением объема импорта, доли рынка, сокращением производства в данной отрасли промышленности в стране-импортере.
Во-вторых, если демпинг в судебном порядке не будет подтвержден, компании наносится моральный ущерб и, кроме того, на период, разбирательства ее груз оказывается под арестом, нарушаются обязательства перед зарубежным партнером, приостанавливаются аналогичные поставки и т.д.
От ответчика требуются четкость, оперативность, активность и настойчивость в обеспечении своих интересов, а также глубокое знание конъюнктуры конкретного рынка и движения цен. Полезным представляется проведение прямых переговоров с сотрудниками антидемпинговой службы, ознакомление с документами, а в ряде случаев встречи с инициаторами жалобы.
Ответчику надлежит оперативно направить в адрес Комиссии по антидемпинговому разбирательству заявление в качестве заинтересованной стороны (30 дней с даты сообщения об открытии процедуры плюс семь дней для прохождения почты), а также запрашиваемую информацию в полном объеме или частично. Можно обратиться с просьбой о продлении срока представления данных по вопроснику, который в обязательном порядке направляется антидемпинговой службой ответчику. Если ответчик в положенный срок не заявляет о себе, то решение может быть вынесено без его участия на основании имеющихся в Комиссии фактов.
|
При подготовке ответа для Комиссии следует готовить документальное подтверждение по всем упоминаемым данным. При этом некоторые сведения по решению организации могут быть определены как конфиденциальные и оформлены отдельно от прочей передаваемой в Комиссию информации.
Ответчик может обратиться к услугам адвокатов, которые весьма компетентны в тонкостях антидемпингового права, антидемпинговых процедур и прецедентов, что позволяет избежать ошибок в делопроизводстве, однако это довольно дорогостоящее мероприятие.
В случае принятия экспортером на себя обязательств по решению антидемпинговой комиссии он обязан соблюдать установленный минимальный уровень цен (не ниже) или ограниченный объем поставок, что оформляется письмом или сообщением по e-mail. Комиссия в свою очередь извещает о получении такого извещения, но не публикует конкретные данные, рассматривая их как конфиденциальные. Экспортер также обязан подробно информировать Комиссию о ценах. При этом обязательства распространяются на все действующие контракты на поставку данного товара в данную страну (или сообщество стран) вне зависимости от даты их заключения.
Комиссия может проводить пересмотр обязательств (обычно не ранее шести месяцев с даты их принятия) путем обмена письмами. Если же экспортер не отвечает, Комиссия открывает новую процедуру и немедленно штрафует экспортера путем введения в действие временной пошлины.
Обращение в суд (для стран ЕС — Европейский) с иском в отношении противоправных и ошибочных решений антидемпинговой комиссии можно рассматривать как исключительную меру и прибегать к ней только при условии наличия неоспоримых подтверждений своей позиции — разбирательство в судах связано со значительными финансовыми затратами.
В практике международного маркетинга компании все чаще прибегают не столько к ценовому, сколько к неценовому демпингу. Неценовой демпинг (иногда его называют качественный) предполагает предложение по средней, принятой на рынке цене товара лучшего качества, с большим набором сопутствующих услуги т.д. Это позволяет компании уклониться от преследования по поводу демпинга и в то же время получить значительные международные конкурентные преимущества.