Бланк упражнения «Паспорт проблемы»




Ролевая игра «Выкиньте свои проблемы»

Большинство людей постоянно сталкиваются с различными проблемами производственного или личного характера. Вам предлагается решить проблемы сегодня.

Каждый участник формулирует такие проблемы и записывает свои проблемы на листке бумаги. Затем все комкают листки и выкидывают их в корзину. После того, как все бумажки собраны, образуйте группы из двух человек. По одному человеку из группы вынимают записки из корзины. Так у каждой группы появляется «вытянутая» проблема, группе дается 3-5 минут, чтобы записать и обсудить возможные ее решения.

Затем каждая группа излагает свою проблему и оглашает решения. Остальные участники игры могут сделать добавления по поводу новых предложений.

Игра «Город»

Игра «Город» рассчитана на довольно большое число людей. Каждый представляет собой какой-либо персонаж. Например, врача, продавца, инспектора ГАИ. Однако о его должности знают все жители вокруг, кроме него самого.

Такой эффект достигается следующим образом. На спину всем персонажам прикрепляются листочки с обозначением их ролей: «врач», «продавец», «постовой ГАИ». Окружающие видят роль человека, а сам персонаж в течение всей игры остается в неведении.

Определившись с обязанностями каждого жителя, город начинает функционировать. Люди перемещаются по «городу» (то есть по игровой территории). Они подходят друг к другу, здороваются и обращаются с человеком согласно его роли, указанной на спине. Если перед вами «врач», то вы просите его, чтобы он вас полечил, прописал лекарства или сделал операцию. Если перед вами «продавец», то вы пытаетесь у него что-то купить и поторговаться. Если перед вами «инспектор ГАИ», то действуйте по ситуации и очень уважительно, а то еще без машины останетесь.

Смысл игры сводится к тому, что персонажи должны догадаться, кто они такие, исходя из ваших действий. Глядя на реакцию окружающих, жителю города надо понять, какую роль он играет. Персонажи могут задавать вопросы, относительно себя, но только такие, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет». Например, человек задает вопрос: «Я человек?» В ответ раздается: «Нет». Таким образом, игрок начинает догадываться, что играет роль «домашней собачки».

Окружающие должны стараться как можно выразительнее и ярче реагировать на персонажей. Если перед вами «маньяк», умоляйте его о пощаде так, чтобы у игрока и вправду возникло подозрение, что он должен сделать с вами что-то нехорошее. Однако оставайтесь в рамках разумного, иначе у маньяка появятся жертвы.

Примерный список жителей города: врач, продавец, инспектор ГАИ, маньяк, учительница, водитель, бомж, юрист, иностранец, цыганка, домашнее животное, растение и т.д.

Игру лучше проводить в течение ограниченного времени, например 20-30 минут. Выигрывают те участники, которые сумеют разобраться в городском быте и определить, какая же роль была им уготована «судьбой» (то есть ведущим).

Игра «3 лодки»

Цель: проигрывание проблемной ситуации выбора (риск и помощь нуждающимся) обучение взаимодействию, контактности и быстрому принятию решений в критической ситуации на выделение лидеров.

Оборудование: «лодки» т.е. куски материи размером примерно 1х2 метра. Кол-во – 1 кусок на 5–6 человек (они должны плотно стоять на половине ткани). Стробоскоп, фонари, шум моря.

Ход игры: в начале группе сообщается, что вся она плывет на корабле по океану. Проводятся какие-то «морские» игры на вхождение в ситуацию, поются песни. Через некоторое время, неожиданно для группы гаснет свет, включается стробоскоп, пиротехника, включается шум шторма, мелькают лучи фонарей. Группу быстро собирают вместе и сообщают, что корабль потерпел крушение, быстро надвигается шторм. Группа высаживается на «лодки» (т.е. куски материи), и пытается доплыть до берега (об передвижения и взаимодействие лодок группа продумывает самостоятельно.) Касаться стен, пола – запрещено, В случае малейшего касания группа возвращается в исходную точку. Передвигаться им должно быть трудно. Задачу можно усложнить, завязав кому-то глаза или запретив разговаривать. (То есть «в результате контузии» появились «немые» и «незрячие»). Через некоторое время, когда группы прошли примерно 2/3 пути, сбоку и чуть позади появляется мастерская лодка. (Это несколько, обычно более старших, ребят, которые заранее во время «крушения» ушли в соседнюю комнату.Их количество таково, что одна лодка всех спасти не сможет – 5-6 человек.) Лодка начинает подавать подавать сигналы помощи (т.е. просто кричат). Группам сообщается, что эта лодка налетела на рифы и тонет. Каждая группа решает, стоит ли несмотря на усталость, идти спасать лодку.

Обсуждение проводится по следующим моментам:

  1. Как высаживались на лодки: пропустили ли девушек в перед, а пропустив, подумали ли кто будет управлять и двигать лодку.
  2. Кто лидировал на лодках, как осуществлялось передвижение, взаимодействовали ли лодки.
  3. Кто и как принял решение плыть к тонущей лодке (если поплыли), кого забрали с нее в первую очередь.
  4. Как вел себя лидер, слушал ли других, какие неприятные (или приятные) эмоции у кого остались и т.д.

Примечание:

  • плыть должно быть действительно трудно
  • «самоубийство» моделируется выливанием стакана воды за шиворот

Игра «Паспорт проблемы»

Цели:

  • отработать умение продуктивно действовать и принимать эффективные решения в кризисной ситуации;
  • провести упражнение на анализ конфликта;
  • проработать стратегию решения конфликта, разобраться в преимуществах и недостатках различных стратегий, проверить, какая из стратегий поведения в конфликте характерна для каждого из участников, оценить ее эффективность;
  • потренироваться в определении четких целей деятельности, в выработке индивидуальной и совместной стратегии и тактики успеха.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: бланки на всех участников, ручки.

Время: около часа.

Ход игры

Тренеру стоит позаботиться о создании рабочей атмосферы, достаточного места для комфортной и сосредоточенной работы каждого участника тренинга.

– Мы просим членов группы сосредоточиться каждому на той актуальной конфликтной ситуации, которую сами они представляют на нынешний момент как проблему, требующую решения. Чтобы разобраться в межличностном конфликте (именно этот тип конфликта будет материалом для работы) необходимо четко представить себе, с чем мы имеем дело. Составив паспорт проблемы, мы сможем разработать пути ее решения. Кроме того, ответы на поставленные вопросы помогут определить, какой вид направленности преобладает в нас. Психологи утверждают, что их три: направленность на себя, на других людей и на задачу (на процесс или на результат).

Итак, каждый из участников получает бланк, на заполнение его дается 20–30 минут. В конце упражнения группа может собраться вместе и озвучить проблемы эмоционального, интеллектуального или иного свойства, которые проявились в ходе работы над заданием.

Бланк упражнения «Паспорт проблемы»

1. Сформулируйте и запишите, в чем, на ваш взгляд, состоит суть конфликта.________________

2. Разложите конфликт на составляющие:

  • что происходит (процесс, действие, поведение сторон) _______________
  • к чему это приводит (чьи и какие потребности нарушены)______________
  • чувства по этому поводу (ваша эмоциональная реакция на угрозу потребностям и на развитие конфликта)_________________

3. Определите, что для вас более важно:

  • защита собственных потребностей, принципов, ощущение личного комфорта или
  • сохранение хороших отношений со второй стороной.

4. Какой стиль поведения в конфликтной ситуации вы предпочитаете?

  • уход
  • приспособление
  • принуждение
  • компромисс
  • сотрудничество

5. Если, используя выбранный мною стиль поведения, проблема будет разрешена, конфликт снят, то:

Я ______________

Другая сторона ____________

(Сформулируйте, какие конкретные результаты ожидаются, какова будет эмоциональная доминанта в ощущениях обеих сторон по завершению конфликта, как прогнозируются отношения между сторонами.)

6. Я смогу сказать, что проблема, конфликт разрешены, когда (если)_________________

Дополнительный материал для тренера:

Говорят, что названный противник теряет половину своей силы. «Маска, я тебя знаю!» – и заканчивается волшебство. «Паспорт проблемы» решает поэтому не только интеллектуальную часть вопроса, как разрешить проблему, но и помогает уменьшить эмоциональную напряженность, дать проблеме имя, определить ее составляющие.

При решении проблемы полезно воспользоваться техникой рефрейминга – т.е. переназвать ситуацию. Если вместо усилий по преодолению проблемы мы сосредоточимся на достижении цели, то лишим конфликт части его эмоционального напряжения или, по меткому выражению психолога И. Вагина, «выдернем эмоциональное жало». Это поможет нам уделить гораздо больше сил и внимания решению практической задачи.

Однажды был объявлен конкурс на лучшую этикетку для химических продуктов, включающих яды, а значит, особенно опасных для детей.

Ряд полученных предложений заключался в использовании ярких пугающих цветов. Другие делали упор на пиктограммы с символами смерти, удушья и т.п. Третьи просто указывали: «Опасно для жизни!»

Проблема заключалась в том, что маленькие дети как раз и являлись той группой, для которой эти тривиальные решения.не могли являться предупреждением об опасности: они либо не могли читать, либо не воспринимали череп и кости как пиктограмму предупреждающего и запрещающего характера, либо иначе, чем авторы идеи, воспринимали эмоционально оттенки цвета.

Победил автор, предложивший сделать бутылку с ядохимикатами... колючей! Он на все 100% соотнесен не с проблемой (создание ярлыка для ядохимикатов), а с задачей (избежать попадания яда в детские руки).

 

 

Сценарий деловой игры «Бомбоубежище» используют для отработки навыков ролевого взаимодействия.
Упражнение «Бомбоубежище» занимает важное место в практике тренингов.
Это упражнение проходит оживленно и неизменно вызывает интерес участников.

Исходная позиция: участники сидят за столами по кругу

Реквизиты: бумага для записей, авторучки.

Количество участников: 6 – 12

Инструкция 1

«Давайте представим себе следующую трагическую ситуацию - на Земле началась ядерная война. Но вам повезло, совершенно случайно вы оказались в особо прочном бункере. Наверху все разрушено, уровень радиации очень высок, все погибли. В вашем бункере есть необходимые запасы воды, топлива, воздуха, пищи. Их немного, но примерно год прожить можно. Есть некоторая надежда, что постепенно уровень радиации понизится до безопасных величин и тогда можно будет выйти на поверхность. Что с остальными жителями Земли вам не известно. Очень может быть, что вам придётся начать все сначала и основать новую цивилизацию».

Далее участникам предлагается примерный перечень ролей.

Роли:

  1. Подросток. Девочка, 15 лет. Школьница, учится хорошо, симпатичная. Сейчас находится в шоковом состоянии: молчит и тихо плачет. Нравится мальчик-подросток 16-ти лет, который тоже оказался в бункере.
  2. Подросток. Мальчик, 16 лет. Физически сильный и ловкий. Спортсмен. Учится плохо, двоечник. Не равнодушен к девочке-школьнице.
  3. Мужчина, 25 лет, учится в институте физической культуры (вечернее отделение), занимается альпинизмом. Здоров, физически крепок. Служил в МЧС. При этом склонен к конфликтному поведению. Был уволен из МЧС за драку.
  4. Мужчина, 48 лет. Физик, специалист в области атомного ядра, профессор. Хорошо эрудирован, разбирается в электронике, строительстве, средствах связи. Сердечно-сосудистое заболевание.
  5. Девушка-студентка, 19 лет. Учится в Университете физкультуры по специальности «легкая атлетика». Привлекательная, общительная, но, кроме спортивных успехов, других результатов нет. Беременна.
  6. Девушка, 21 год, учится в медицинском институте. Учится посредственно, и не вполне понятно, сможет ли она самостоятельно лечить людей. Любит шить, вязать.
  7. Мужчина, 32 года, боевой офицер-ракетчик. Знает, что делать, чтобы выжить в сложившейся ситуации. Хорошо физически подготовлен, занимается восточными единоборствами. Тяга к алкоголизму.
  8. Женщина, 26 лет, тренер по общефизической подготовке. Проводит исследования по педагогике, собиралась защищать диссертацию. Работала учителем в школе и инструктором по туризму. Владеет тремя иностранными языками.
  9. Мужчина, 58 лет, академик РАН. Очень образованный человек. Знания в области гуманитарных наук (история, философия, психология). Преподаватель. Имеет много публикаций.
  10. Женщина, 43 года, кандидат сельскохозяйственных наук. Знает, как выращивать сельхозпродукцию даже в неблагоприятных условиях. Знает химию, агрономию, основы геологии. Хобби: кулинария.

Если у ведущего возникает желание изменить данный перечень ролей, то необходимо помнить, что каждая роль, помимо сильных, ценных для данной ситуации качеств, имеет и слабые, отрицательные черты. Поэтому не представляется возможным однозначно выделить какие-либо роли как позитивные, так и негативные для описанной выше ситуации.

После распределения ролей дается следующая инструкция.

Инструкция 2:

«Но вдруг обнаружилось, что кислорода становится катастрофически мало. Дело в том, что бункер рассчитан на меньшее количество людей. Значит, кто-то должен выйти на поверхность и погибнуть, иначе неизбежно погибнут все. Определитесь, кто из вас должен уйти из бункера. При этом обратите внимание, что остаться должны те, кто важнее всего для того, чтобы человечество смогло возродиться. Конечно, добровольно выйти никто не захочет, поэтому каждому из вас необходимо доказать, что именно он нужен для выживания. Но если группа в это не поверит, то вам придется покинуть бункер. Кислорода в бункере хватит на 10 - 15 минут».

Какое количество человек должно быть исключено определяет ведущий, в зависимости от количества участников, обычно это 2-3 человека.

Тайминг:
10 - 15 минут на обсуждение

В течении этого времени ведущий может имитировать чрезвычайные ситуации: выключение света, сильный звук (стук) и т.д. Если в отведенное время групповое решение не принято, то ведущий напоминает, что воздух в убежище заканчивается, и просит в течении 2-х минут принять решение. Если же решение не принято, то дискуссия останавливается, и все участники признаются проигравшими.

Цель ролевой игры:

Отработка умений: общение в ситуации взаимного оценивания и жесткого выбора; отстаивание своих интересов (по роли). Применение различных способов влияния, а также использование навыков группового взаимодействия. Игра дает возможность участникам задуматься о своих личных ценностях.

Обсуждение. Примерные вопросы:

  • Что Вы чувствовали в процессе игры?
  • Какие эмоции испытывали?
  • Чем были вызваны эти эмоции?
  • От чего зависел конечный результат – выбор относительно тех участников, которые покинули бункер?
  • Какие способы убеждения вы использовали и т.д.?

При необходимости в сценарий деловой игры могут быть внесены изменения и дополнения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: