Технология формирования навыков речевой саморегуляции и введения их в речевую коммуникацию.




Логопедические технологии 42-52

Технология работы над интонационной стороной речи при дизартрии и ринолалии.

Основной целью индивидуальных логопедических занятий с детьми с ринолалией и дизартрией является устранение нарушений произносительной стороны речи. При наличии специфики реализации этих направлений при устранении ринолалии, дизартрии можно выделить общие методические рекомендации к проведению занятий с дошкольниками, имеющими данные нарушения речи.

Формирование основных движений органов артикуляции, выработка их определенных положений проводится посредством артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная и мимическая гимнастика при ринолалии и дизартрии проводится в сочетании с логопедическим массажем.

При формировании правильного произношения у детей с ринолалией и дизартрией наряду с развитием артикуляционной моторики проводится работа по развитию речевого дыхания.

Важнейшим направлением логопедической работы при ринолалии и дизартрии является развитие слухового восприятия, а именно формирование у детей слухового восприятия неречевых звуков по громкости, высоте, длительности, количеству звучаний, пространственной разнесенности; развитие фонетического, интонационного и фонематического слуха.

 

43. Использование современных логопедических технологий: компьютерная программа «Видимая речь».

Одним из важнейших направлений исследований отечественной и зарубежной специальной педагогики является разработка «обходных путей» и специальных средств обучения детей с различными нарушениями развития, необходимых для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Освоение SpeechViewer («Видимой речи») в России было начато сурдопедагогами (О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская 1991). Отечественной сурдопедагогике удалось накопить значительный опыт успешного применения данного средства обучения в системе формирования и коррекции устной речи детей с нарушенным слухом младшего школьного возраста. Данное исследование открывает новые возможности оптимизации процесса формирования и коррекции произносительной стороны речи детей за счет включения в арсенал логопеда средства обучения нового поколения, основанного на микропроцессорах и информационных технологиях. Полученные данные могут быть использованы в работе логопедов-практиков системы образования и здравоохранения (детские сады, школьные логопедические пункты, кабинеты логопеда в детских поликлиниках и др.); при подготовке специалистов-логопедов в педагогических Вузах и в системе повышения их квалификации.

 

44. Использование современных логопедических технологий: тренажёр «Дэльфа».

С помощью логопедического тренажёра «Дэльфа -142.1» раздела «Звук» можно решать следующие коррекционные (логопедические) задачи:коррекция речевого дыхания; коррекция силы голоса; устранение назального оттенка голоса; коррекция звукопроизношения гласных и согласных звуков (этап постановки и автоматизации);работа над слоговой структурой слова.

Программа «Дэльта – 142» помогает создать этот положительный фон. Уровень стрессогенности программы снижен до минимума. Темп упражнений спокойный, не утомляющий ребёнка. Если упражнение не получается, его можно повторить столько раз, сколько необходимо. Осуществлён гуманный подход к оценке выполнения заданий. Существует система поддержки при ошибках Наличие нескольких уровней сложностей позволяет даже ученику с очень ограниченными лингвистическими возможностями справиться с упражнением, и, закрепив успех, перейти на более высокий уровень. Приятна и звуковая поддержка программы, при необходимости её можно отключить. Учащиеся – логопаты с удовольствием работают с логотренажёром. Работая в парах, у детей с ОВЗ развиваются коммуникативные навыки.

Подводя итог, можно сказать, что благодаря использованию на логопедических занятиях программы «Дэльта – 142» осуществляется индивидуальный подход к обучению каждого конкретного ученика с ОВЗ, учёт его реальных возможностей и зоны ближайшего развития.

 

Технология формирования навыков речевой саморегуляции и введения их в речевую коммуникацию.

Проблемой изучения и внедрения технических средств коррекции речи занимались сурдопедагоги Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина и педагоги-логопеды Ю.Б. Зеленская, Т.П. Смирнова, Ю.О. Филатова.

Использование компьютерных технологий в коррекции речи является современным и очень актуальным направлением в логопедической науке и практике. Эффект коррекционной работы достигается благодаря следующим возможностям компьютерных программ и тренажёров:

визуализация всех базовых компонентов звучащей речи; режим реального времени; стабильная обратная связь с возможностью последующего многократного прослушивания (слуховой контроль); игровой принцип коррекции речи; многократное дублирование необходимого типа упражнений и речевого материала; использование различного стимульного материала; работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика; комплексность программы по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей; учёт индивидуальных психологических особенностей детей с различными речевыми нарушениями при помощи дополнительных настроек; одновременное осуществление логопедической работы и коррекции психических процессов (восприятия, внимания, памяти).

Эффективность применения компьютерных программ и тренажёров заключается также в следующем. Занимательность, необычность упражнений и видимый уровень своих достижений значительно повышает мотивацию ребёнка к логопедическим занятиям, его активность на них. У ребёнка появляется уверенность в своих силах, желание говорить правильно, развивается осознанность деятельности по преодолению нарушений речи, а также происходит освоение позиции субъекта обучения. Дети меньше утомляются, а в случае неуспеха чаще обращаются за помощью к логопеду. Всё это способствует перестройке взаимоотношений педагога и ребёнка. Эти факты позволяют говорить об оптимизации коррекционно-педагогического процесса в целом.

 

46. Фитотерапия. это одно из направлений официальной медицины, основу которого составляет использование для лечения, профилактики различных заболеваний трав, продуктов пчеловодства, минералов.. В связи с этим фитотерапия рассматривается как часть нетрадиционной медицины, один из разделов натуропатии. В общепринятой медицине раздел, изучающий лечение природными веществами, включая растения и растительные экстракты, называется фармакогнозией. Актуальной задачей является также изучение действия различных растений на больных, страдающих тяжелыми заболеваниями, которые сегодня лечатся при помощи лекарств, имеющих массу побочных эффектов, иногда очень тяжело переносимых больным. К таким заболеваниям относятся, прежде всего, злокачественные опухоли, в лечении которых применяются методы химио- и лучевой терапии, вызывающие массу побочных эффектов. Очень тяжелое длительное лечение высокоэффективными лекарственными препаратами приходится также получать больным СПИДом. Применение фитотерапии могло бы облегчить лечение таких больных.

47.Ароматерапия. это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.

Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.

Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна.

Применение средств ароматерапии позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.

Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на терракотовые и глиняные фигурки, аромамедальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута.

Виды ароматерапии: • ванны;• распыление;• ингаляциия;• массаж.

 

48. Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Преимуществом данного вида лечения является комплексное воздействие на организм посредством слухового, биорезонансного, вибротактильного факторов. Дело в том, что нервная система человека и его мускулатура способны чувствовать ритм. Музыкальный ритмический рисунок выступает как раздражитель, стимулируя физиологические процессы в организме. Музыка может гармонизировать и ритмы отдельных органов человека, производя своеобразную настройку их частот. Коррекционные задачи музыкотерапии: • нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;• стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);• улучшение общего состояния детей;• улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);• коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;• стимуляции речевой функции;• нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);• формирование навыков словообразования;• формирование слоговой структуры слова.Элементы музыкотерапии

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.


49. Хромотерапия – это воздействие цветового спектра на психоэмоциональное состояние человека, и опосредованно на вегетативный статус. Принцип, лежащий в основе метода, называется хромодинамикой. Хромотерапия воздействует на организм двумя путями – через радужную оболочку глаз и через кожу. Воспринимая цвет, рецепторы глаз стимулируют определенные участки центральной нервной системы, которые в свою очередь стимулируют высвобождение целого ряда гормонов и биологически активных веществ. Это и реализуют лечебный эффект. Работа с цветом способствует решению многих задач: • повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;• обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;• знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.

В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности.

Цветотерапия, несомненно, способствует: • улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;• стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;

приобретению детьми навыков психофизической релаксации.

 

50. Литотерапия – это один из методов нетрадиционной медицины, лечение с использованием камней. Литотерапия определяется как пример псевдонаучной теории в медицине. Литотерапевтами утверждается, хотя и совершенно безосновательно, что каждый камень обладает некими «вибрациями и излучениями» соответствующими «вибрациям и излучениям» человеческих органов, благодаря чему, якобы, идёт воздействие на физическое, ментальное, астральное и кармическое тела, и может происходить исцеление. Под литотерапией понимают любое использование минералов, природных и синтетических камней (минералы, кристаллы, драгоценные камни, изделия из камня и ювелирные украшения, твёрдые горные породы, материал раковин современных моллюсков, перламутр и жемчуг, окаменелости вымерших животных и др.) с целью их воздействия на организм или сознание человека.

51. ИМАГОТЕРАПИЯ это психотерапевтический метод тренировки больного в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебной целью. Метод предложен в 1966 г. И. Е. Вольпертом. Относится к группе методов игровой психотерапии, в более широком смысле — вариант поведенческой психотерапии, в основе которого лежит научение адекватно реагировать в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению «лечебного» образа, к мобилизации собственного жизненного опыта.

 

52. СуДжок терапия (Су-Джок) – это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника болезненных точек соответствия (су-джок точки соответствия), указывающих на ту или иную патологию. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связанна с различными частями человеческого тела. При возникновении болезненного процесса в органах тела, на кистях и стопах возникают болезненные точки «соответствия» - связанные с этими органами. Находя эти точки, суджок (су-джок) терапевт может помочь организму справится с заболеванием путем их стимуляции иглами, магнитами, мокасми (прогревающими палочками), модулированным определенной волной светом, семенами (биологически активными стимуляторами) и прочими воздействиями в зависимости от нужд выбранной методики лечения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: