Методы определения объема выборки




Формирование выборки

Основные понятия формирования выборки.

Генеральная совокупность – это вся совокупность, про которую необходимо собрать информацию.

Контур выборки – это все единицы совокупности, из которых будет формироваться выборка.

Ошибка определения – это степень отклонения контура выборки от генеральной совокупности. Выборка - это часть совокупности, базовый уровень исследования.

Единица выборки – это объект исследования из кого состоит выборка.

Ошибка выборки – это разница между полученными данными и фактически по совокупности. Репрезентативность выборки – основное распределение признаков в генеральной совокупности.

 

Этапы формирования выборки:

1. Определение целевой совокупности

2. Определение контура выборки (список людей)

3. Устранение различия контр выборки и совокупности

4. Выбор процедуры формирования выборки (какими методами формируется выборка)

5. Определение релевантного размера выборки

6. Формирование выборки

 

Случайные (вероятностные) методы формирования выборки.

Если все единицы выборки имеют известную вероятность быть включенными в выборку, то выборка называется случайной.

Отбор может быть одноступенчатым или многоступенчатым. Отбор при выборочном наблюдении может быть повторным или бесповторным. В маркетинговых исследованиях отбор как правило бесповторный.

Вероятностные методы:

1. Простой случайный отбор. Может осуществляться 2 методами: а) формирование выборки в слепую(спорт лото), б) с помощью таблицы случайных чисел.

         
         
  13      
         
         

 

Также можно использовать генератор случайных чисел.

2. Систематический отбор. Составляется список в котором не должно быть не какой закономерности. Затем рассчитывается шаг отбора. объем генеральной совокупности делим на объем выборки например: 10 000 / 2 000 = 5 т.е. шаг 5. для определения первого номера – шаг делят пополам. Т.е. 3, 8, и т.д.

3. Кластерный отбор (гнездовой). Генеральная совокупность разбивается на однотипные гнезда или группы, внутри которых содержатся разнородные единицы наблюдения.

4. Стратификация (районирование). Проводится группировка единиц генеральной совокупности по различающимся между собой типам. Стратифицированная выборка может быть пропорциональной объему группы, либо не пропорциональной.

 

При многоступенчатом отборе генеральная совокупность разбивается на под совокупности, из их числа на первой ступени в случайном порядке отбирается часть под совокупности. Из отобранных под совокупностей формируется выборка. При необходимости число ступеней может быть увеличено.

В современной практике при проведении массовых крупномасштабных исследований используются районирование и гнездовой подход.

Осуществление многоступенчатого случайного отбора отличается 2 особенностями:

1. Ошибка репрезентативности на каждой ступени возрастает, но эти ошибки могут быть учтены.

2. Требует предварительного анализа и систематизации объекта исследования.

 

В тех случаях когда исследователь не располагает списками используется маршрутный метод, при котором основу выборки составляют адреса.

 

 

Неслучайные методы формирования выборки.

1. Отбор на основе принципа удобства

2. Отбор на основе суждений

3. Метод «снежного кома»

4. Отбор на основе квот

5. Стихийная выборка

 

Бланк квот по набору респондентов

Пол Мужской Женский
Образование Возраст Высшее Неполное высшее Среднее Высшее Неполное высшее Среднее
До 19            
20-29            
30-39            
40-49            
50-59            
60 +            

 

 

Такой бланк составляется на всю выборку, затем расписывается для отдельных интервьюеров (по 10 – 15 человек). Если в генеральной совокупности есть слишком маленькая группа обладающая более выраженными особенностями, то в таком случае формируется выпуклая выборка (минимальный объем 100 человек).

Стихийная выборка:

1. Опросы с помощью средств массовой информации

2. Выборка первого встречного

3. Опросы пассажиров на остановке в транспорте

4. Почтовые опросы

 

Методы определения объема выборки

1. Произвольный подход (5% от генеральной совокупности)

2. Исходя из неких оговоренных условий

3. Исходя из стоимости проведения обследовании

p-доля совокупности приходящая в i-ю страту

Ϭ-стандартное отклонение совокупности в i-ой страте

с-стоимость 1 интервью в i-ой страте

 

Страта дохода Доля Стандартное отклонение Стоимость интервью n
Низкий 0,3     0,06  
Средний 0,5     0,20  
Высокий 0,2     0,08  
        0,34  

 

Этот подход основан на определении минимального объема выборки исходя из определенных требований к надежности и достоверности получаемых результатов. Выборка будет репрезентативной если она будет описывать характеристики генеральной совокупности с минимально допустимой ошибкой. При одноступенчатом случайном бесповторном отборе объем выборки рассчитывается формуле:

n= T2 * N*Ϭ2/N∆2+T2Ϭ2

где N – объем генеральной совокупности

T-коэффициент нормированного отклонения, определяемый исходя из выбранного уровня доверительной вероятности

∆ -значение дисперсии признака

Ϭ -значение допустимой ошибки выборки

Р, с/с                 99.7
Т 0.84 1.03 1.20 1.44 1.65 1.96 2.18 2.58 3.0

 

 

∆=t*корень Ϭ2x/n

t-значение Стьюдента

Для бесповторной выборки:

∆= t*корень Ϭ2x/n(1-n/N)

Чтобы исключить дисперсию признака, приходят к использованию понятия доля признака в общей совокупности наблюдений которую можно оценить экспертным путем. Тогда дисперсия в зависимости от признака будет:

Ϭ2p=p(1-p)

Где p-доля признака в общей совокупности

n= 1/(∆2/p(1-p)t2)+1/N

t-статистика Стьюдента при p=95%

Число степеней свободы t Число степеней свободы t Число степеней свободы Значение t
  2.131   2.056
  2.120   2.052
  2.110   2.048
  2.101   2.045
  2.0   2.042
  2.086   2.021
  2.080   2.000
  2.074   1.980
  2.069 Свыше 120 1.960
  2.064    
  2.060    

 

Пример:

N=10 000 чел

Р=0.2 т.е. 20% потребляет нашу продукцию

95%-вероятность

∆-0.05 допустимая ошибка

Найти объем выборки

Предположим что в результате вычислений выборка =40 чел. Берем это число как число степеней свободы.

 

n= 1/(0.052/0.2(-1-0.2)*(2.021)2 + 1/10 000)= 225 чел.

n=1/(0.052/0.2(1-0.2)*1.962+1/10000)=240 чел.

Также используется формула для расчета выборки, не учитывая генеральную совокупность:

n= T2p%(100-p%)/∆2%

5.Расчет объемов по таблице с ошибкой ∆ = 0.05%

N              
n              

 

При N>100 000 чел, то используется:

Ошибка ∆ % Р степень уверенности
0.95 0.99
±1    
±2    
±3    
±4    
±5    
±10   -

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: