Репрезентация влияния цензуры на кинематограф 1920-х




В начале, необходимо отметить, что, по-моему, мнению сама цензура не способна ограничить какую-либо культурную область, она лишь способна ограничить самовыражение автора, и не пропустить его видение до широкого зрителя. Цензура существует для контроля единственной культурного пласта – массовой культуры. В прошлом свободомыслие ограничивалось церковью, как литературу, живопись. Из абзаца вводной информации видно, что кинематограф практически с самого зарождения был помещен уже в некоторые рамки. В современной жизни эти рамки никуда не ушли, целый культурный пласт скрыт от зрителя возрастным цензом, а где-то традиционными ценностями. Но, как мы знаем, из личностного опыта, любые искусственные рамки человек может обойти. Именно поэтому, я считаю, что заинтересованный человек всегда получит интересующую его информацию вне зависимости от цензурных механизмов.

Мы можем пронаблюдать, что сама основа цензурного механизма, контролирующего кинематограф, использующегося непосредственно в 20-х годах, так и частично позже, была заложена с момента зарождения самой кино культуры в России. Если обратить внимание на определенные запреты, то можно проследить некоторые «цензурные аксиомы», соблюдаемые до сих пор. Фильмы порнографического содержания были запрещены к широкому прокату, как в царской России, так и в СССР (как мы знаем, РФ не стала исключением). Запрет на показ образов членов царской семьи, является, на мой взгляд явным оммажем, на ограничение критики действующей власти. В СССР это правило интерпретировалось как «о партии либо хорошо, либо никак». В современной России, официально таких установок нет, но экономические предпосылки, делающие массовое кино невозможным без государственного финансирования, все равно вынуждают следовать желанием «заказчика».

В беседе с Луначарским, Ленин произнес фразу, ставшую в последствии знаменитой. «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Но, если смотреть на состояние кинематографа, на начало третьего десятилетия 20-го века, кино в советской России было практически уничтожено именно наспех сформированным цензурным аппаратом. Отечественное кинопроизводство замерло, во время ожесточенной гражданской войны, зарубежные киноленты не поставлялись в молодую республику по политическим причинам, поэтому главный удар цензуры на себя приняли обширные национализированные запасы старых фильмов. И дело здесь определенно не в жесточайших ограничениях, а в повальной дезорганизации и недостатке сил самого аппарата.

Цензурно-репертуарная комиссия не смогла справиться с составлением перечня изъятых фильмов, в результате в кинотеатрах прокатывался некогда сложившийся единый репертуар, что отразилось на их финансовом состоянии.Новые киноленты не поставлялись в кинотеатры, зритель все больше и больше терял интерес к киноискусству, часто кинотеатрам приходилось попросту закрываться. Все усложнялось самой оценкой киноленты на содержание неугодных элементов, способных развратить советских граждан. Как таковых норм этой оценки не было. Каждый проверяющий исходил из собственного представления «контрреволюции», что часто приводило к путанице и множеству перепроверок.

Можно сказать, что именно зарубежное кино в какой-то степени спасло умирающую отрасль отечественного. Поток иностранных картин вернул интерес к кинематографу отечественному зрителю. Созданная централизованная система цензуры кино, работала пусть далеко не идеально, но в разы лучше предыдущей региональной, что позволяло пропускать гораздо большее количество картин к прокату. В конце концов 1920-е стали колыбелью для бурно развивающегося советского кино.

30-е стали времен окончательного оформления цензурных механизмов в кинематографе. Были определены более точные критерии и установки, зарубежное кино все реже допускалось к прокату. Субъективизм цензоров стал перебиваться нарастающей мощностью бюрократического аппарата.

 

Заключение

В заключение можно утверждать, что цензурный механизм практически уничтожили киноиндустрию в РСФСР к началу 20-х годов. Этому способствовал даже не сам факт наличия запретов на какие-либо темы, а несовершенство самой системы оценки, неорганизованность аппарата в целом. И именно на протяжении 20-х годов, складывались порядок и система оценки кинолент цензорами. Совершилась централизация цезурных механизмов. Но, не смотря на это, субъективизм, присущий эпохе подведомственной цензуры, оставался главным ориентиром для цензоров и после централизации аппарата, и начал сходить на нет, лишь в 30-е.

Литература

· Ю.А. Русина - История советского кинематографа (учебное пособие) URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/68498/1/978-5-7996-2520-7_2019.pdf

· В.В. Устюгова – Раннее Российское кино в традициях отечественного и западного киноведения. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rannee-rossiyskoe-kino-v-traditsiyah-otechestvennogo-i-zapadnogo-kinovedeniya/viewer

· Александр Фролов – Кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики. URL: https://ifap.ru/library/book578.pdf

· А.Р.Насртдинова – статья в журнале «Вестник ВГИК» от июня 2017 – Цензурные механизмы в советской кинематографии. URL: https://www.academia.edu/35049629/Цензурныи_механизм_в_советскои_кинематографии_1920_х_годов_Censorship_Mechanisms_in_Soviet_Cinema_of_the_1920s

Термины

Цензура - система надзора за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кино- и фото произведений, передач радио и телевидения, веб-сайтов и порталов, в некоторых случаях частной переписки для ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых властями нежелательными.

Контрреволюция - Борьба свергнутых эксплуататорских классов против революции за восстановление дореволюционных порядков и своего господства.

НЭП – Экономическая политика, пришедшая на замену военному коммунизму привносящая рыночные элементы в социалистическое государство.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: