Репрезентация цензурных механизмов и устройства их работы в 1920-х в СССР




Введение

Актуальность темы моей работы заключается в том, что в современной России, в частности в ее медиа-пространстве, все чаще поднимается вопрос о применении повальной цензуры к любому творчеству советской эпохи, в частности, к кинематографу. Речь идет как о цензурировании элементов отечественного кино, так и о механизме проверки зарубежного. В данный момент существуют кардинально противоположные мнения относительно данной системы. Поэтому целью этого эссе является, описание системы цензурных механизмов, и анализ их краткосрочного и долгосрочного влияния на кинематограф, который является неотъемлемой частью советской культуры. Для упрощения задачи в тексте будет объят только один из временный промежутков работы органов цензуры, а именно 20-е годы, как время их становления в виде систематизированной структуры. В связи с этим предметом эссе будет является непосредственно сам цензурный механизм.

 

Репрезентация цензурных механизмов и устройства их работы в 1920-х в СССР

Кино, как и его цензура, не были чем-то новым для РСФСР, а позже СССР. Еще с 1896 года в Российской империи началась популяризация кинематографа, который к началу 20 века стал в достаточной степени доступным, чтобы удовлетворять зрителей большинства крупных городов. Во всю развивалась индустрия отечественного кино. И, как и к любому, способу массового распространения информации, к кино стали применятся разного рода ограничительные меры. Так, например, существовали запреты на какое-либо изображение в кинофильмах особ царской династии, полный или частичный запрет на показ святых образов, церковных обрядов, богослужение любых христианских вероисповеданий, за исполнением которых следил специальный отдел духовной цензуры при Синоде. А в 1908 году в Москве был впервые издан указ о запрете к показу фильмов «парижского жанра» (порнографии).

Установление же «большевистской» цензуры произошло в эпоху военного коммунизма. 15 февраля 1918 года президиум Московского Совета выпустил постановление о необходимости введения цензуры при производстве кинофильмов. А по пришествии чуть меньше полугода, с 17 июля 1918 года регулированию подлежал и кинопрокат. Тогда же главной движущей силой аппарата цензуры стал Кинокомитет Наркомпроса РСФСР в который входили – Центральная комиссия по просмотру фильмов и Отдел Рецензий. Первая занималась непосредственно изучением коллекций кинокартин национализированных учреждений (именно там вносились предложения по изъятию сцен или полного запрета фильмов), а в обязанности сотрудников последнего входило регулярное посещение картин действующего репертуара и составлением в дальнейшим отчета об их содержании. Подобная система была децентрализованной, комиссии и отделы имели региональное устройство, оценка «на соответствие» происходила исключительно из субъективного мнение рецензента. В результате чего, такой цензурный аппарат был малоэффективен. Члены комиссии по просмотру фильмов часто не успевали обрабатывать весь имеющийся у них материал, из-за чего множество фильмов на месяцы застаивались в фондах государственных учреждений. Актуальный репертуар не пополнялся, интерес зрителя неуклонно падал.

Новая экономическая политика, получив в наследство от военного коммунизма многие ошибки, недоработки и инновации во большом количестве аспектов жизни общества, усердно начала привносить свои изменения в устоявшиеся положение вещей. Изменения затронули в том числе и культуру кинематографа. С 1921 по 1928 был возможно единственным периодом в истории СССР, во время которого производились массовые закупки зарубежных кинокартин (они составляли около 80% полученной прибыли от проката). Сильные изменения претерпел и цензурный механизм. Так, например, наконец был создан централизованный орган цензурирования - Главлит, объединивший все виды цензуры. Надзор за кинематографом стала осуществлять Кино-секция учрежденного 9 февраля 1923 года Главреперткома (ГРК), его полное наименование — Главный комитет по контролю за репертуаром зрелищных предприятий при Главлите. Отныне кинолента не могла быть допущена к показу без разрешения ГРК. Так образовалась государственная система цензурирования в кинематографе. Правда, вплоть до конца НЭПа в некоторых городах сохранялись и региональные комитеты, которые производили первичную проверку и имели право допустить картину к прокату. Затем их решение проверял ГРК. Такая система проверок была представлена главным образом в Ленинграде, где была одна из главных баз поставок зарубежных кинолент.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: