Действующие лица: ведущие - девушки в национальных белорусских костюмах, волонтеры (количество в зависимости от аудитории).
Материалы для мастер-класса: заготовки для сувенира (прошитые выкройки туловища птички из ткани, клювик, крылья), перец, гвоздика для глаз, нитки, шпажки деревянные, наполнитель (древесная стружка, сушенные травы, сено), ножницы, иголки и игольницы, клей, салфетки.
Музыкальное оборудование
Ход мероприятия
Звучит белорусская народная музыка со звуками природы. Выходят ведущие.
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята. А давайте мы отправимся с вами … за чудесами! Да, да, за чудесами!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по полям за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
Ведущий 2: А тема нашего путешествия спрятана в загадке: Ребята, отгадайте загадки и вы узнаете о ком мы с вами будем говорить.
Ведущие по очереди загадывают загадки, дети отгадывают.
Если складываются затруднения ведущие подсказывают описанием птицы или произносят ее звуки.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый...(Воробей)
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и...(Совы)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым,
чистым—
Кле! кле! кле!
|
Поет со свистом. (Клёст)
Кто в берете ярко-красной
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит.
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это кто?... (Ворона)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Ведущий 1: Так о ком мы поговорим сегодня? (ответы детей) Правильно мы сегодня будем говорить про птиц. И не просто говорить. Смотрите, что у меня на столе, у вас (дети отвечают). Ребята мы с вами изготовим птичку, да не простую, а зовут ее «Птушка Клопату» («Птичка Заботы»).
Ведущий 2: А почему ее так зовут?
Ведущий 1: Так вот наступили морозы и нам ведь беспокойно за птиц: за наших воробушков, галок, синиц. Ведь очень холодно в воздухе им. А «Птушка Клопату» напоминает, что нужно помогать. Вот посмотрите вы на свой сувенир дома – сразу вспомните про зимующих птичек, построите кормушку и установите во дворе, чтобы их подкармливать.
Ведущий 2: Друзья мои, а я принесла кормушку. Хочу, чтоб к моей кормушке прилетали птички, и я бы с ними подружилась, но почему-то, ни одной птички не прилетело, помогите мне их позвать.
Ведущий 1: Ребята, почему к кормушке не прилетают птички? (она пустая, в ней нет корма для птиц). Поможем, ребята? Как нужно звать птичек? Смотрите и повторяйте за нами.
Ведущие показывают движения, дети повторяют.
Ведущий 1: Прилетайте, птички, (руки в стороны, плавные движения)
|
Сало дам синичке, (протягиваем две руки с открытыми ладонями вперед)
Покрошу я крошки, (движение пальцами рук перед собой будто щепоткой посыпаем)
Хлебушка немножко.
Эти крошки голубям: гуль-гуль-гуль. (правую руку разводим назад)
Эти крошки воробьям: чик-чирик. (левую руку разводим назад)
Ведущий 2: Вот, спасибо вам ребята. А давайте скорее приступим к изготовлению сувенира, а после покормим птичек на улице.
Ведущие с волонтерами проводят мастер-класс.
Ход работы:
1. Готовое туловище дети набивают наполнителем на выбор (трава, сено, древесная стружка);
2. Формируют хвост и в паре с другим участником или волонтером скручивают и фиксируют его нитками;
3. Сшивают клюв, крылья, приклеивают глаза;
4. Готовое изделие устанавливают на шпажку. Шпажку можно декорировать лентами с белорусским орнаментом или тесьмой красного и зеленого цветов;
5. Во время изготовления волонтеры рассказывают о свойствах натуральной ткани, просят потрогать наполнитель, интересуются какие при этом у них ощущения, хвалят детей за каждый пройденный ими этап изготовления сувенира.
Ведущий 1: Итак, вот наша «Птушка клопату» и готова, ребята. Подскажите, а из какого материала изготовили ее? Что нового узнали о птичках? Из каких частей состоит тело птички? С помощью чего мы скрепляли каждую часть? (ответы детей) Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. А сейчас приводим в порядок свои рабочие места. Посмотрите, чтобы все было чисто и аккуратно. А для тебя (обращается к ведущему 2) у меня есть подарок (дарит сувенир). Не забывай, - эта птичка всегда напомнит тебе, что нужно совершить доброе дело!
|
Ведущий 2: Спасибо, тебе, за подарок! Мы обещаем, что всегда будем заботиться о птицах. А тебя сейчас с ребятами приглашаю поиграть.
Я буду называть только птиц, но слушайте внимательно, если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то хлопните в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и скворцы.
- Что неправильно?
- А мухи — это кто? (Насекомые).
-Прилетели птицы: вороны и кукушки, медведи, снегири.
- Что неправильно?
- Медведи, это кто?
Прилетели птицы: синички и воробушки, дятлы, петухи.
- Что неправильно?
- Петух это птица? Какая? (домашняя)
-Прилетели птицы: Лебеди, скворцы. Все вы молодцы!
Флешмоб «Кто к нам в гости прилетел»
(данную музыкальную композицию можно петь вместе с детьми или танцевать в зависимости от категории участников)
Ведущий 1: О пернатых друзьях, мы должны чаще заботиться. Им нужна наша помощь, особенно в зимнее время. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им пережить тяжелую пору.
Ведущий 2: Не страшна зима птицам, если есть корм! Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идёт. Трудно приходится тем птицам, которые летом питались насекомыми, они переходят на шишки, орехи и зёрна. А этот корм искать надо. Трудное время легче сообща пережить. И вот зимой собираются разные птицы в стайки. Ведь в стайке как? Нашёл один корм, сразу всех оповестил: все сыты будут.
И всё же многие птицы нередко голодают. Помочь пережить им это трудное время сможем мы. Ребята, вы должны запомнить одно важное правило - корм для птиц должен быть в кормушках, а бросать его на мерзлую землю или снег нельзя! Как вы думаете, почему? (Он промерзает на снегу и земле, птицы поедая замерзший корм, ещё больше замерзают. А это может привести к летальному исходу...)
Ведущий 1: Так, давайте, все вместе возьмёмся за дело и подкормим птиц! Птицы будут благодарны нам. Весной они заведут трель, а летом спасут урожай от насекомых!
Участники арт-мастерской выходят на улицу, устанавливают кормушку во дворе учреждения и подсыпают корм для птиц.