Нормативно-правовые акты в системе регулирования природоресурсных правоотношений




При наличии большого объема нормативных правовых актов эколого-правового содержания, появляется необходимость единого акта, устанавливающего общие принципы и подходы в регулировании экологических правоотношений. Роль такого нормативного акта, называемого иначе головным или базовым, традиционно отводится Закону «Об охране окружающей среды».

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» - комплексный нормативный акт. Он регулирует природоохранительные отношения в сфере всей окружающей среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство. В соответствии с Законом задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждения вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей среды, улучшение ее качества. Ведущим принципом, направленным на решение задач об охране окружающей среды, Закон называет научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов.[9]

Конституционные нормы являются своеобразной основой развития всего законодательства, в том числе и экологического.

В соответствии с нормами Конституции Республики Беларусь всем предоставляются равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантируются равная защита и равнее условия.[1] Недра, воды, леса составляют собственность государства Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Государство гарантирует гражданам право управлять предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни.

Согласно статье 44 Конституции Республики Беларусь, осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко- культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

В силу статьи 46 Основного Закона нашего государства каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещения вреда, причиненного нарушением этого права. [9]

Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. «Охрана природной среды – долг каждого», - провозглашает статья 55 Конституции Республики Беларусь.[1]

К природоресурсному законодательству относятся самостоятельные по сути подотрасли, объединенные в силу естественной взаимосвязи природных компонентов в окружающей среде:

правовой режим использования и охраны земель;

правовой режим использования и охраны недр;

правовой режим использования и охраны вод;

правовой режим использования и охраны лесов;

правовой режим использования и охраны растительного и животного мира;

Каждую из названных подотраслей экологического законодательства возглавляет соответствующий законодательный акт:

-Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г.,

- Кодекс Республики Беларусь о недрах от 14 июля 2008 г.,

- Водный кодекс Республики Беларусь от 15 июля 1998 г.,

- Лесной кодекс Республики Беларусь от 14 июля 2000 г.,
Законы Республики Беларусь: «О растительном мире»; «О животном мире»; «Об охране атмосферного воздуха»; «Об охране озонового слоя».
Следует отметить, что правовое регулирование растительного мира обособилось от правового режима лесов в связи с принятием в 2003 г. соответствующего закона.[7, 8, 5, 6]

Кодекс Республики Беларусь о земле регулирует имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды [7]

-Лесной кодексе Республики Беларусь устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.

Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности древесно-кустарниковой растительности (насаждений), земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.[6]

-Водный кодекс Республики Беларусьрегулирует общественные отношения, возникающие при владении, пользовании и распоряжении водами и водными объектами, и направлен на создание условий для рационального использования и охраны вод в водных объектах, восстановления водных объектов, сохранения и улучшения водных экологических систем.[5]

- Кодекс о недрах Республики Беларусь устанавливает право землевладельцев, землепользователей и собственников земель на осуществление добычи для своих хозяйственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, а также строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.[8]

-Закон Республики Беларусь «О растительном мире»
устанавливает правовые основы охраны, защиты, воспроизводства, содержания, изъятия, удаления, пересадки объектов растительного мира и пользования ими, а также озеленения, охраны среды произрастания объектов растительного мира, повышения их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций в целях обеспечения благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды, рационального (устойчивого) использования ресурсов растительного мира. [19]

- Закон Республики Беларусь «О животном мире»устанавливает правовые основы охраны и устойчивого использования объектов животного мира и среды их обитания в целях сохранения биологического разнообразия, предотвращения вреда жизни и здоровью диких животных от вредного воздействия антропогенных факторов, болезней, чрезвычайных ситуаций, неблагоприятных условий окружающей среды и обеспечения способности объектов животного мира удовлетворять экономические, эстетические и иные потребности нынешнего и будущих поколений.[3]- Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях»определяет правовые основы функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, являющихся национальным достоянием народа Беларуси, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования. При объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий социально-экологические интересы имеют приоритет над экономическими.[20]Таким образом, можно заметить, что источники природоресурсного права образуют две подсистемы: 1)природоохранительная, 2)природоресурсная. В первую подсистему входит Закон об охране окружающей среды и др. нормативно-правовые акты комплексного правового регулирования. Во вторую входят Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Водный кодекс и др. 3. Технические нормативные правовые акты в системе источников природоресурсного права

В соответствии со ст. 30 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» государственными стандартами и иными техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды устанавливаются требования (нормы и правила) в области охраны окружающей среды, предъявляемые к товарам (работам, услугам), технологическим процессам и соответствующим методам контроля. Государственные стандарты и иные технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов.[4]

Общую правовую основу разработки и принятия стандартов
и технических нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды составляют Закон Республики Беларусь
«О техническом нормировании и стандартизации», который регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области, и Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», устанавливающий организационно-правовые основы оценки на соответствие объектов (продукции, процессов, услуг, систем управления качеством и управления окружающей средой) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.[17,18]

Технические нормативные правовые акты согласно Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» представляют собой технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, в том числе государственные стандарты Республики Беларусь, ветеринарно-санитарные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, утвержденные (введенные в действие) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.[18]

В области охраны окружающей среды применяется система государственных стандартов «Охрана природы», определяющих общие правила сохранения и рационального использования природных ресурсов.

К иным техническим нормативным правовым актам в области охраны окружающей среды относятся технические нормативные правовые акты, утверждаемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, на основании которых устанавливаются требования (нормы и правила) в области охраны окружающей среды, предъявляемые к технологическим процессам и соответствующим методам контроля. Требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые к технологическим процессам,могут также содержаться в технических регламентах. Согласно ст. 16 Закона «О техническом нормировании и стандартизации» технические регламенты должны содержать обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента.[16] В техническом регламенте могут содержаться: правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирования, включая правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия; правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей соответствие их техническому регламенту; требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов. Требования, содержащиеся в технических регламентах, в соответствии с Законом «О техническом нормировании и стандартизации» могут быть изменены только путем внесения изменений и (или) дополнений в соответствующий технический регламент.

Требования в области охраны окружающей среды к товарам (работам, услугам), технологическим процессам могут также содержаться и в технических нормативных правовых актах, принятых с целью обеспечения санитарно-эпидемического благополучия в соответствии с Законом Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения». Такие технические нормативные правовые акты принимаются в форме санитарных правил и норм (СанПиН).

Требования в области охраны окружающей среды могут также содержаться и в технических нормативных правовых актах, принятых в развитие градостроительного законодательства, основу которого составляет Закон Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». Важнейшей частью градостроительного законодательства являются строительные нормы и правила (СНиП). [9]

 

Заключение

Источниками природоресурсного права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Источники природоресурсного права имеют свои особенности: в них представлен значительный вес законов по сравнению с другими формами права; они отличны содержанием так называемых «экологизированных» норм и тех актов, которые, регулируя соответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования охраны окружающей среды. Совокупность нормативно-правовых форм образует законодательство.

Основополагающим источником природоресурсного права являются Конституция Республики Беларусь от 1994 года.

К важнейшим специальным природоресурсным законодательным актам Республики Беларусь как источникам природоресурсного права относятся Кодекс Республики Беларусь о земле, Водный кодекс Республики Беларусь, Лесной кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о недрах,

 

Специальными законодательными актами по охране природных ресурсов, объектов и комплексов, обеспечению экологической безопасности являются законы Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды», , Закон Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях" от 20 октября 1994 г.

Источниками природоресурсного права в Республике Беларусь признаются кодексы: Уголовный кодекс, устанавливающий ответственность за экологические преступления, Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность соответственно за экологические преступления, административные экологические и дисциплинарные проступки.

Источниками природоресурсного права является огромное количество актов законодательства Республики Беларусь по регулированию природоресурсных, природоохранных и связанных с ними других общественных отношений.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: «Беларусь», 2008.

2. Об охране атмосферного воздуха: Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.tamby.info/zakon/zakon-2_2008.htm, 2016 г.

3. О животном мире: Закон Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-3 // текст кодекса с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 г.[Электронный ресурс] Режим доступа:

http://pravo.levonevsky.org/bazaby/zakon/text54/index.htm, 2016 г.

4. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic62/text810.htm, 2016 г.

5. Водный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// http://ecoinfo.bas-net.by/ecolaw/law/vodny-kodex-rb2014.pdf, 2016 г.

6. Лесной кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/by kodeks.htm, 2016 г.

7. Кодекс Республики Беларусь о землег. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/by kodeks.htm, 2016 г.

8. Кодекс Республики Беларусь о недрах [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/by kodeks.htm, 2016 г.

9. Балашенко, С. А. Экологическое право: учебное пособие / С. А. Балашенко, Д. М. Демичев. – Минск.: Ураджай, 1999.

10. Экологическое право: учеб. пособие / С.А. Балашенко [и др.]; под ред. Т.И. Макаровой, В.Е. Лизгаро. – Минск: БГУ, 2008

11. Экологическое право : учеб.-метод. пособие для студентов БГУ, обучающихся по неюридическим специальностям / авт.- сост. С. А. Балашенко [и др.]. – Минск : БГУ, 2009.

12. Основы экологического права: учебное пособие / авт.- сост. Л.Г. Мороз [и др.]. – Минск : 1998 г.

13. 13Указ Президента Республики Беларусь от 13 августа 2010 г. № 420 "Об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности"[Электронный ресурс] Режим доступа: pravo.newsby.org/belarus/ukaz1/uk031.htm

14. Уголовный кодекс Республики Беларусь[Электронный ресурс] Режим доступа: kodeks.by/ugolovnyj-kodeks-rb/

15. Кодекс Республики Беларусь об ад­министративных правонарушениях[Электронный ресурс] Режим доступа: www.pravo.by

16. О техническом нормировании и стандартизации: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2004 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: laws.newsby.org/documents/laws/law0506.htm

17. Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2004 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: laws.newsby.org/documents/laws/law0505.htm

18. Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [Электронный ресурс] Режим доступа:pravo.levonevsky.org/bazaby/zakon/text34/index.htm

19. Закон Республики Беларусь «О растительном мире» от 14 июня 2003 г. № 205-З [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=h10300205&p2=%7BNRPA%7D

20. Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях»от 20 октября 1994 г. № 3335-XІІ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kodeksy-by.com/zakon_rb_ob_osobo_ohranyaemyh_prirodnyh_territoriyah.htm

...





Читайте также:
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Социальные науки, их классификация: Общество настолько сложный объект, что...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.027 с.