Понятие и особенности источников природоресурсного права




Курсовая работа

по дисциплине: «Природоресурсное право»

на тему: «Источники природоресурсного права»

 

 

Выполнил:

студент группы 14-ПРЗ-2 _________ Е.В.Сорокина

(подпись)

Руководитель:

Ассистент кафедры

гражданского права _________ Е.В. Яловик

(подпись)

 

Новополоцк

 


Содержание:

Введение…………………………………………………………….............3

1.Понятие и особенности источников природоресурсного права............................................................5

2. Нормативно-правовые акты в системе регулирования природоресурсных правоотношений…...............................10

3. Технические нормативные правовые акты в системе источников природоресурсного права...............................15

 

Заключение.................................................................................................18

Список использованных источников…………...............…20

 

\

Введение

Основной источник системы права Республики Беларусь – нормативный правовой акт. Содержащиеся в правовых актах нормы распространяют свое действие на территорию Республики Беларусь, субъектов права, определяя их правовой статус, регулируя правоотношения, возникающие меду ними, являются гарантией защиты их прав и интересов.

В целях определения и реализации своей политики в сфере охраны окружающей среды государство через свои законодательные и исполнительные органы создает правовую базу и на ее основе реализует вышеозначенные мероприятия.

В Республике Беларусь происходит постоянное обновление норм различных отраслей права, в том числе и экологического, что связано с усилением суверенитета государственной власти на территории Республики Беларусь.

Экологическая политика государства имеет важнейшее значение для обеспечения устойчивого человеческого развития, поскольку при осуществлении государственной политики в области охраны окружающей среды гарантируется право граждан Республики Беларусь и иных лиц, проживающих на ее территории, на здоровую и благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.

Для реализации экологической политики необходимо совершенствование природоохранного законодательства, системы экологических стандартов, норм и требований, регламентирующих природопользование с последующим переходом на международные стандарты как необходимое условие вхождения Республики Беларусь в международную систему обеспечения экологической безопасности.

Таким образом, в экологическом праве прослеживается четкое и исторически обусловленное выделение природоресурсной (называемой, как правило, особенной) части, включающей как подотрасли земельное, водное, горное, лесное о животном и растительном мире, атмосферном воздухе законодательство, а также группы законодательства, обеспечивающего охрану окружающей среды и экологическую безопасность.

Объектом исследования является система экологического права в Беларуси.

Предметом исследования является источники природоресурсного права.

Цель курсовой работы – исследование источников природоресурсного права.

Задачи курсовой работы:

- изучение и анализ литературы по теме дипломной работы;

- рассмотрение общей характеристики источников природоресурсного права;

- исследование системы природоресурсного законодательства Республики Беларусь;

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников, включающего в себя нормативно-правовые акты Беларуси по охране окружающей среды, учебные издания и публицистические издания по экологическому праву Беларуси.

Понятие и особенности источников природоресурсного права

Источниками права признаются юридически значимые формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой. Истории юриспруденции известны следующие виды источников пра­ва: религиозные канонические и обычные предписания; правовой обы­чай; идеи и доктрины; общие принципы права; нормативный акт госу­дарственного органа; договор нормативного содержания и судебный прецедент.

Примерами религиозных предписаний как источников права явля­ются требовании христианства о любовном отношении человека к братьям своим меньшим и природе в целом, мусульманства и иных религий о бережном использовании земель, вод и других дарованных человечеству естественных благ.

К правовым обычаям можно отнести устоявшиеся и повторяющие­ся ритуальные действия, например, крестьян перед началом посевной, охотников и рыбаков до начала соответственно сезона охоты и т.д. Соблюдение и обязательное исполнение этих действий яв­ляется неписаным «законом» определенного сообщества людей.

Судебный прецедент, как источник права, применяется в основном в Великобритании и заключается в обязательном использовании суда­ми при рассмотрении конкретных дел схожих судебных материалов, по которым раньше, даже сотни лет тому назад другими судьями были вынесены соответствующие решения. В Республике Беларусь и других странах бывшего Союза судебный прецедент напоминают, но не явля­ются им обобщения и заключения высших судебных органов, напри­мер, по вопросам природе пользования и охраны окружающей среды. "Указанные обобщения и заключения для нижестоящих судебных орга­нов имеют преимущественно рекомендательное значение..[12]

В теории права понятие «источники права» трактуется: во-первых, как «сила, создающая право», т. е. власть государства, которая реагирует на потребности развития общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения; во-вторых, как форма выражения государственной воли, в которой содержится правовое решение государства. Ведущим источником права в современных условиях признается нормативный правовой акт. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ: а) издается оперативно и в любой своей части может быть изменен, что позволяет достаточно быстро реагировать на социальные процессы; б) нормативные правовые акты определенным образом систематизированы; в) они позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что способствует проведению единой политики; г) нормативные правовые акты поддерживаются государством, что выражается в применении мер ответственности в случае их нарушения. Определение источника права как нормативного правового акта также демонстрирует связь между системой права и системой законодательства..[10]

Под нормативными актами государственных органов как источни­ками природоресурсного права как совокупность отраслей, регулирующих использование и охрану ресурсов недр, растительного и животного мира, водных и лесных ресурсов следует понимать конституционные, об­щие и специальные кодифицированные и некодифицированные зако­нодательные, а также подзаконные нормативно-правовые акты, кото­рые являются примерами упорядоченного выражения правовых норм, регу­лирующих экологические, т. е. природоресурсовые и природоохран­ные отношения.

Правовые основы природопользования как комплексного института экологического законодательства впервые были закреплены Законом Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды», статья 21 которого по существу вводила понятия общего и специального пользования в правовой обиход формирующегося законодательства об охране окружающей среды.

К важнейшим специальным кодифицированным и некодифицированным природоресурсовым законодательным актам, относятся Кодек Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г., Водный кодекс Республики Беларусь от 21 мая 2015 г., Лесной кодекс Республики Беларусь от 8 июня 2000 г., Кодекс Республики Беларусь о недрах от 10 июня 2008 г., Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» от 16 декабря 2008 г., Закон Республики Беларусь «О животном мире» от 10 июля 2007 г., нормы которых регулируют отношения в связи с использованием и охраной указанных природных ресурсов.[2, 3, 5, 6, 7, 8]

К источникам экологического права следует отнести законо­дательные, иные акты, регулирующие отношения по управлению при­родопользованием и природоохранной деятельностью, а также экономическому их обеспечению, о юридической ответственности за эколо­гические правонарушения, о международном сотрудничестве в природоресурсной и природоохранной сферах.

К важнейшим актам по экономическому обеспечению природо­пользования и охраны окружающей среды относятся Конституция Рес­публики Беларусь, ежегодно принимаемые законы о бюджете Респуб­лики Беларусь, Указ Президента Республики Беларусь от 13 августа 2010 г. № 420 "Об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности"[16]

Источниками природоресурсного законодательства как комплексного института экологического права признаны Уголовный кодекс Республики Беларусь, устанавливающий уголовную ответственность за экологические преступления, и Кодекс Республики Беларусь об ад­министративных правонарушениях, предусматривающий ответственность за административные экологические проступки.[14,15]

Источниками природоресурсного права является огромное количество подзаконных нормативных актов Республики Беларусь регулированию природоохранных и связанных с ними других общественных отношений.

Кодексы, законы и декреты, регулирующие природоресурсные и природоохранные отношения, образуют систему экологического законодательства..[12]

Природоресурсное право как комплексный институт экологического законодательства Республики Беларусь в своем становлении прошло несколько этапов. Следует отметить, что в дореволюционный период положения о правовом режиме природных ресурсов развивались в рамках гражданского законодательства.

В советский период, в силу изъятия природных ресурсов из гражданского оборота, признания субъектом права исключительной государственной собственности на природные ресурсы Союза ССР начинают развиваться как самостоятельные отрасли советского права — земельное, водное, горное, лесное право с доминированием права земельного. В 60-е – 70-е гг. ХХ в. формируется природоресурсное право на базе принятых Основ союзного законодательства об использовании и охране земель, недр, вод, лесов, а также принятых в союзных республиках соответствующих кодексов.(11)

Следует отметить, что в законодательстве нашего государства советского периода вплоть до начала 90-х гг. превалировал природоресурсный взгляд на рассматриваемую область общественных отношений. Кроме причин, названных выше, односторонний (природоресурсный) подход к регулированию экологических отношений был обусловлен, как нам представляется, спецификой социалистической идеологии, в соответствии с которой социалистический способ производства считался оптимально способствующим сохранению природы.

В период с 1957 г. по 1963 г. во всех республиках Советского Союза на базе Основ законодательства СССР об охране природы были приняты законы об охране природы, которые рассматривались как новая форма природоохранного законодательства. В БССР действовал Закон от 21 декабря 1961 г. «Об охране природы».

Новый этап в развитии экологического законодательства связан с обретением Республикой Беларусь суверенитета. В Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь от 27 июля 1990 г. признается право собственности республики на землю и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах ее территории.

С начала 90-х гг. ХХ в. экологическое право развивается в русле общепринятых мировых направлений охраны окружающей среды, что связано с принятием в 1992 г. Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», которым впервые в законодательство нашего государства введено понятие «окружающая среда» и установлены правовые основы ее охраны.[10]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: