Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов личность» функционирует одновременно на нескольких уровнях:
- Система «общество геофизическом, макрообщественном, социально-групповом, микросоциальном, индивидуальноличностном, психофизиологическом.
В соответствии с выделенными уровнями можно определить следующие группы факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение личности:
- внешние условия физической среды;
- внешние социальные условия;
- внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки;
- внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.
К внешним физическим условиям можно отнести такие факторы, как:
- климатический (климат);
- геофизический (определенный территориальный ландшафт);
- экологический (разнообразие рельефа, растительного и животного мира, природные- ресурсы, экологическая обстановка) и др.
Например, такие явления, как шум, теснота, геомагнитные колебания, потенцируя стресс, могут стать неспецифическими причинами агрессивного и другого нежелательного поведения. Наоборот, благоприятные условия внешней среды могут снижать вероятность девиаций. Несмотря на существующую связь между физическими условиями и поведением личности, данный фактор выходит за рамки нашего изучения. Кроме того, он может быть признан недостаточно существенным, поскольку действует очень опосредствованно, и люди ведут себя по-разному при одних и тех же (обычных) физических условиях. Гораздо более важным фактором, действующим на поведение личности, следует признать внешние социальные условия.
|
К ним относятся:
- общественные процессы (социально-экономическая ситуация, государственная политика, традиции, мода, средства массовой информации и др.);
- характеристики социальных групп, в которые включена личность (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-профессиональной группе, референтная группа);
- микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личности родителей, характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие значимые люди). Другими объективными факторами социальных девиаций признаются: различия между участниками социального взаимодействия и невыполнение ожиданий (Т.Парсонса); несоответствие между распределением благ и личными качествами людей (П.Сорокин); влияние норм девиантной субкультуры и обучения (Р.Клауорд, Л.Оулин). Так, личность, с раннего детства помещенная в девиантную субкультуру (криминальную, конфликтную или ретристскую), с большой вероятностью будет проявлять соответствующие формы девиантного поведения. Одним из факторов, влияющих на поведение личности, являются внутренние врожденные условия (наследственно-биологические и конституциональные предпосылки поведенческих девиаций).
К ним относятся: последствия патологии беременности, родовой травмы;
- повреждения головного мозга;
- хронические заболевания;
- индивидуальное своеобразие процесса онтогенеза (в том числе темпы- созревания/старения);
|
- влияние гормонов;
- гендерные и возрастные особенности;
- генетические особенности;
- темперамент;- способности;
- характер.
Внутренние биологические процессы играют определенную роль в формировании отклоняющегося поведения. Они определяют силу и характер наших реакций на любые средовые воздействия. Несмотря на наличие фактов, подтверждающих существование биологических основ отклоняющегося поведения, они действуют только в контексте определенного социального окружения. Более того, социальные условия сами по себе вполне могут вызывать биологические изменения в организме, определяя, например, реактивность нервной системы или гормональный фон. Наряду с рассмотренными объективными социальными факторами действуют и так называемые субъективные причины девиантного поведения. Внутренние приобретенные условия (внутриличностные причины и психологические механизмы отклоняющегося поведения) являются одним из самых существенных факторов, оказывающим влияние на склонность индивида к выбору девиантных форм поведения.
К ним относятся:
- низкий уровень рефлексии;
- проблемы саморегуляции эмоционального состояния, поведения;
- деформации в ценностно-мотивационной системе личности;
- когнитивные искажения (разрушительные мысли, неадекватные, негативные- установки);
- негативный жизненный опыт (отсутствие ситуации успеха, девиантный опыт,
- психологические травмы); отсутствие или утрата смысла жизни (блокировка процесса самореализации);
- нарушенное физическое здоровье (отсутствие осознания собственной телесности, как- свойства личности);
|
- проблемы полоролевых взаимоотношений (искажение роли «отца», «матери», «мужа»,- «жены»). Девиантное поведение также может быть описано с помощью понятия «социальная роль», или «социальная функция личности» (Дж. Мид, М. Дойч, Р. Краусс). Роль − это система ожиданий относительно поведения человека, представление человека о модели собственного поведения, наконец, поведение сообразно с занимаемым положением − статусом. В соответствии с этим люди могут принимать на себя различные роли, в том числе роль «девианта». Наконец, субъективной причиной отклоняющегося поведения, по мнению Г. Сайка и Д. Матза, может стать отношение самой личности (группы) к социальным нормам.
Например, чтобы освободиться от моральных требований и оправдать себя, человек может «нейтрализовать» действие норм следующими способами:
- ссылаться на высшие понятия (дружбу, преданность группе);
- отрицать наличие жертвы; оправдывать свое поведение девиантностью жертвы или провокацией с ее стороны;
- отрицать свою ответственность; отрицать вред своего поведения.
Современный отечественный исследователь Ю.А. Клейберг на примере подростковой девиантности также раскрывает девиантное поведение через отношение личности к культурным нормам. Отношение демонстрируется особым образом, для этого используются такие приемы, как сленг, символика, мода, манера, поступок и т.д. Девиантные действия подростков выступают как средство достижения значимой цели, самоутверждения и разрядки. В целом отклоняющееся поведение личности является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действие которых, в свою очередь, преломляется через систему отношений личности. Необходимо отметить, что выше перечисленные факторы, детерминирующие девиантное (отклоняющееся) поведение личности, могут также являться факторами, препятствующими формированию девиантных форм поведения (факторы защиты). Например, к факторам защиты относят конструктивные семейные отношения, позитивные отношения со сверстниками, успешное участие в общественных мероприятиях, мотивацию на школьное обучение; гармоничное развитие личности в целом, раскрытие потенциальных возможностей в социально - приемлемом русле, сформированные у ребенка установки на ведение здорового образа жизни, владение способами эффективного преодоления трудных жизненных ситуаций.