Законодательное обеспечение




 

В сентябре 1999 г. Председатель Правительства РФ В. Путин подписал Постановление «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации», в которой дана подробная характеристика существующего государственного сектора в отечественной экономике и сформулированы основные задачи по повышению эффективности его функционирования. Государственный сектор экономики России включает в себя следующее:

- государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия);

- государственные учреждения;

- государственную казну Российской Федерации;

- коммерческие предприятия, у которых часть имущественных прав принадлежит Российской Федерации в виде акций.

Особым предметом государственной собственности являются земля, недра, леса и другие природные ресурсы, а также объекты индивидуальной собственности и права на эти объекты. Поскольку результаты их производства и услуг наступают с момента создания предприятий и организаций, то при рассмотрении функционирования государственного сектора экономики эта часть государственной собственности, как правило, не рассматривается.

Государственные предприятия могут быть только унитарными, т.е. юридическими лицами, не наделенными правом собственности на закрепленное за ними имущество. Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Для достижения поставленных в Концепции целей регулирования необходимо соблюдение следующих принципов в управлении государственным имуществом:

- определение целей управления;

- выбор способов достижения целей;

- построение системы управления;

- обеспечение эффективности управления;

- обеспечение профессионализма в управлении.

Ведущая роль в управлении госимуществом принадлежит Министерству имущественных отношений Российской Федерации, которое наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом таких предприятий, ведет их реестр, решает проблемы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарным предприятиям.

Специальным государственным органом, осуществляющим управление федеральной собственностью является Министерство имущественных отношений РФ.

В его обязанности входят:

- проведение государственной политики в области привати­зации государственных и муниципальных предприятий;

- управление и распоряжение объектами федеральной соб­ственности;

- межотраслевая координация процесса приватизации и уп­равления федеральной собственностью.

Минимущество России может принимать решения о прива­тизации объектов, находящихся в федеральной собственности, передавать объекты этой собственности Российскому фонду фе­дерального имущества (РФФИ) для продажи. РФФИ аккумули­рует и перечисляет денежные средства, полученные от продажи федерального имущества, выполняет ряд других функций. Мин­имущество выступает держателем принадлежащих РФ акций (вкладов и долей), закрепленных в федеральной собственности. Функции контроля за использованием по назначению и сохран­ностью имущества относятся также к его компетенции. Ему пре­доставлено право утверждать уставы федеральных унитарных предприятий, заключать, изменять и расторгать контракты с ру­ководителями таких предприятий в пределах полномочий, деле­гированных Правительством РФ.

Основными задачами Правительства Российской Федерации являются:

1. Совершенствование законодательства Российской Федерации по управлению государственным имуществом, направленное на сокращение избыточной части государственного и муниципального секторов экономики, на определение четких критериев участия иностранного капитала в экономике Российской Федерации, имея в виду отрасли, обеспечивающие безопасность государства, объекты инфраструктуры, предприятия, выполняющие оборонный заказ, естественные монополии, разработку месторождений полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение.

2. Повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества, необходимого для обеспечения выполнения функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

3. Совершенствование порядка реализации государственного и муниципального имущества, в том числе повышение информационной прозрачности процесса приватизации, упрощение порядка продажи неликвидного имущества, совершенствование порядка планирования приватизации федерального имущества.

4. Уточнение порядка безвозмездного перераспределения имущества между публичными образованиями в соответствии с разграничением полномочий (функций) между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения имущественной основы выполнения всеми органами власти полномочий, возложенных на них Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

5. Преобразование государственных учреждений, не обеспечивающих реализацию функций государства, в иные формы некоммерческих и коммерческих организаций.

6. Совершенствование института наследования выморочного имущества.

Повысить эффективность использования государственного и муниципального имущества можно с помощью следующих мер:

1. Совершенствование механизмов управления имуществом федеральных государственных предприятий и учреждений.

2. Оптимизация деятельности государственных и муниципальных учреждений в части обеспечения необходимого количества и качества производства продукции (работ, услуг), а также соответствия расходов на их производство установленному объему финансирования из средств федерального бюджета.

3. Обеспечение прозрачности деятельности федеральных органов исполнительной власти и государственных организаций по распоряжению государственным имуществом.

Приоритетными направлениями частно-государственного взаимодействия являются:

1. Производственная и транспортная инфраструктуры (строительство и эксплуатация дорог, электрических сетей, портов, трубопроводов).

2. Жилищно-коммунальное хозяйство.

3. Финансирование научных исследований, имеющих перспективы коммерциализации, и развитие инновационной инфраструктуры.

4. Профессиональное образование и система переподготовки кадров.

5. Здравоохранение и социальные услуги.

6. Информационно-консультационная поддержка предпринимательской деятельности.

Эффективными инструментами взаимодействия государства и бизнеса должны стать:

1. Создание и функционирование особых экономических зон.

2. Формирование и использование Инвестиционного фонда Российской Федерации.

3. Реализация принципов и механизмов, предусмотренных Федеральным законом «О концессионных соглашениях».

4. Повышение эффективности деятельности государственных институтов развития, в том числе банков развития.

5. Развитие инновационной инфраструктуры, в том числе создание технико-внедренческих парков, производственных кластеров.

6. Государственная поддержка деятельности венчурных инновационных фондов, финансирующих высокотехнологичные и наукоемкие проекты.

7. Повышение результативности механизмов поддержки лизинга.

8. Использование механизмов концессионных соглашений.

9. Создание государственных банков развития, для привлечения долгосрочных инвестиций в приоритетные сферы экономики.

10. Создание системы фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства, в том числе фонда инноваций в сфере информационных технологий и венчурного инновационного фонда.

11. Развитие механизмов субконтрактации, разработка и реализация программ содействия энергосбережению, а также развития дизайна и продвижения российского брэнда.

12. Проведение с участием представителей бизнеса консультаций по вопросам повышения конкурентоспособности, выявления и устранения административных барьеров, препятствующих ведению предпринимательской деятельности.

13. Формирование отраслевых, региональных и ведомственных планов частно-государственного партнерства, способствующих повышению эффективности использования средств, направляемых на развитие программ профессионального образования, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и коммерциализацию их результатов.

Для реализации наиболее перспективных инвестиционных проектов Правительством Российской Федерации принято решение о создании Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Инвестиционный фонд Российской Федерации позволит реализовать новые подходы к созданию объектов инфраструктуры, недостаточный уровень развития которой является одним из существенных препятствий экономического роста. Средства фонда предлагается также направить на развитие инновационной инфраструктуры. Расходы, которые будут осуществляться за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, предполагается использовать на условиях частно-государственного партнерства, что позволит повысить эффективность государственных инвестиций (вклад частного капитала должен быть не менее 25 %).

Несмотря на значительный пакет государственных актов, и указов по созданию конкурентного государственного рынка товаров и услуг и федераль­ной контрактной системы России, при­нятых при президентстве Б.Н. Ельцина, эта долголет­няя государственно-хозяйственная деятельность правительства РФ в силу групповых противоречий была аннулирована последующими поправками к законам, принятыми в конце 1990-х годов.

Указ президента РФ № 305 1997 г. «О мерах по борьбе с корруп­цией и сокращении бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» оказался заблокирован. И сам этот указ, и пакет сопутствующих решений правительства РФ были полностью отменены, что открыло дорогу бесхозяйственному, бесконтрольному «директивному распре­делению» государственных заказов на товары и услуги.

В развитие указа президента РФ № 305 в мае 1999 г. был принят закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Про­ект этого закона был внесен в Государственную думу в 1997 году. Но за три последовавших года в него было внесено множество поправок, практически превративших его в документ, в корне подрывающий все основные принципы управления и конкуренции на государственном рынке товаров и услуг России. По оценкам ведущих экспертов Минэкономики РФ Н.В. Нестеровича и В.И. Смирнова, авторов первого фундаментального труда о федеральной кон­трактной системе для России, этот закон «является шагом назад не только по сравнению с Указом Президента РФ № 305, но даже по отношению к документам о государствен­ных поставках времен НЭПа, в частности 1923 года».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: