Трехсотлетие Царствующего Дома Романовых.




 

Нынешний день. 21-е февраля 1913 года для всех нас, подданных Русского Царя — день знаменательный! Триста лет тому назад в этот самый день в нашем Царстве совершилось событие величайшей важности. После долгого времени смут и нестроений в нашем родном Царстве, после целого ряда неудачных Царствований и даже междуцарствия, принесших столько слез, горя, несчастия русскому народу, избирается 21 февраля 1613 года на Царство совсем еще юный шестнадцатилетний боярин Михаил Феодорович Романов.

Кажется, нет столь почетного положения и столь высокого звания, как звание и положение Царское, но не с охотой принял в свои руки скипетр Царский новоизбранный Государь: во­цариться тогда на Русском престоле значило взять на себя такое тяжкое бремя, которое могло оказаться не под силу не только шестнадцатилетнему юноше, но и мужу, умудренному житейским опытом. Несчастное, тяжелое то было время для Русского Цар­ства! Что переживал, испытал тогда Русский народ, что тво­рилось и происходило тогда в Русской земле, теперь нам жутко даже и вспоминать об этом. Царствовавший доселе над Рус­ской землей род Рюриковичей и Святого Великого Князя Владимира, этих собирателей и радетелей земли Русской, прекратил свое существование.

Царь Феодор Иоаннович умер, не оставив после себя наследника на престол Царский, будучи бездетным. Младший брат его Дмитрий Иоаннович, проживавший в гор. Угличе пал от ножа «кем-то» подосланных, наемных убийц. Правда, на Русский престол взошел родственник умершего Царя, Феодора Иоанновича, шурин его, умный боярин Борис Годунов, Царствовавший семь лет, правда, правил еще шесть лет Русской землей после Бориса и сына его Царь Василий Шуйский, но эти Царствования были неудачны, и для Русской земли горьки и несчастны.

В разных местах Русского Царства и за грани­цей в то время появлялись проходимцы — самозванцы, которые выдавали себя за законных наследников на столь завидный Московский престол, и всячески настойчиво стремились занять его. Для этого они собирали вокруг себя шайки всяких темных, преступных людей, и с ними разоряли и грабили Рус­скую землю, сжигали целые города и селения, убивали невинных мирных жителей. Не было спокойствия в то время нигде в стране! По всем дорогам и всюду бродили разбойничьи шайки, которые грабили и убивали. Кроме этих внутренних врагов — крамольников и воров явились внешние враги.

Одни из них заняли богатый, торговый в то время город Новгород; другие, заняв несколько русских городов, проникли в сердце России — Москву и заняли Священный Кремль ее. В довершение этих бедствий в течение трех лет подряд быль полный неурожай. Произошел от этого страшный голод, к которому присо­единилось еще моровое поветрие. Голод был так велик, что люди ели траву; дело доходило до того, что мясо человеческое мелко изрубленное продавалось на рынках. От голода и болезней умирало много людей. В одной Москве погибло в то время триста тысяч человек. Цифра по населению Москвы того времени очень солидная!

Страшное, лютое то было время! Недаром предки наши прозвали это время «лихолетьем». По словам летописца, «тогда на Русскую землю была такая беда, какой не было с нею с начала мира: великий гнев Божий на людях, глады и моры. Звери пожирали живых людей, и люди людей ели. То было такое лютое время гнева Божия, что люди и не чаяли впереди спасения себе». Казалось, приходил конец Русскому Царству и дни существования его были сочтены. Русь по­гибала.

И вот в то время, когда по всем признаками наступали последние дни самого существования России, как самостоятельного государства, нашлись верные и сильные духом сыны ее, которые обратились к русским людям с горячим призывом возстать и идти на спасение веры и Отечества. «Вижу, - писал Патриарх городам русским, - веры православной поругание, разорение Святых церквей, слышу в Кремле пение латинское, и не могу терпеть». «Гибнет государство Московское, гибнет вера православная, если хотим помочь государству и вере, не пожалеем не только имения. Нет... домы продадим, жен и детей заложим», - отозвался Минин в Нижнем, а за ним и весь го­род. «Рады постоять и кровь пролить за веру православную, за дом Пресвятой Богородицы и царство Русское», — был ответ из всех других городов. Вскоре составилась огромная рать ополченцев под знаменами Князя Пожарского, которая вскоре, с помощию Божиею, и очистила Русскую землю от врагов.

Русская земля была спасена от самозванцев и иноземных врагов. Но чтобы окончательно ее успокоить, положить конец существовавшим в ней безпорядкам и нестроениям, необходимо было выбрать Царя. «Начальники ж и вси людие, - говорить летописец, видя над собой милость Божию, начали думать, как бы им избрать Государя на Московское Царство праведно, «чтобы он был от Бога, а не от человек».

Во все города были разосланы грамоты прислать в Москву выборных, лучших, крепких, разумных людей «от дворян, духовных, торговых, уездных и посадских», для участия в великом земском совете по вопросу об избрании Царя.

В январе 1613 г. Земский великий Собор состоялся. На этом Соборе находились выборные представители от всех сословий Русского народа, в том числе и от крестьянского и казачьего. К такому важному делу, — как избрание Царя, было приступлено очень серьезно. Назначен был строжайший трехдневный пост, совершались усердные моления в Успенском соборе. И уже после этого начались заседания Собора.

На первых днях заседаниях Собора выборщики решили отнюдь не выбирать Царя из иностранцев, а иметь его «из своих великих родов». Горячо затем они разсуждали на Соборе о разных вельможах на Царский престол. Выборщики разделились на партии. Каждая партия старалась провести своего кандидата. Многим из выборщиков, знатных лиц, самим хотелось за­нять престол Царский. Но вот в заседании седьмого февраля один галичский дворянин подал записку за боярина Михаила Феодоровича Романова, как близкого по крови к угасшему Царственному роду. Его поддержал атаман войска Донского, ко­торый подал записку от казаков о желании их иметь своим Царем того же боярина. Царский род Романовых — был род народом русским любимый. В народе хранилась добрая память об Анастасии Романовне, любимой супруге Царя Иоанна Грозного и брате ее Никите Романыче. Это были печальники и заступ­ники за Русских людей во дни Грозного Царя! Все русские слышали о страданиях «Никитычей», суровой расправе с ними подозрительного Бориса Годунова. А стойкость за веру, благо родины, страдания в плену у иноземцев отца избранника Митро­полита Ростовского Филарета, до пострижения в монашество Феодора Никитыча Романова. Кому из Русских не были известны.

После небольших споров, на личности Михаила Феодоровича Романова сошлись все: и духовенство, и дворяне, и земские люди и казаки. И не сойтись было нельзя! Кандидат на Царский трон был солидный! Кроме того, что он был славного и любимого всем Русским народом рода Романовых, он приходился двоюродным внуком Царю Иоанну Грозному. Русский же народ, потерпевший целый ряд неудач в выборе но­вых Царей, только то избрание всегда и считал прочным, ко­торое, согласно древним преданиям падало на лицо, связанное родством с прежним Царским родом. Но прежде, чем окон­чательно решить дело об избрании Царя, Великий Земский Собор решил на две недели послать в города Русские «верных и богобоязненных» людей, чтобы они в это время узнали, кого желает народ в Государи, и чтобы узнали и мысли его на счет своего избранника.

И что же оказалось?! Чрез две недели посланные вернулись в город Москву и доложили Великому Земскому Собору, что «во всех городах и уездах, во всяких людех, от мала и до велика, одна и та ж мысль быти в Московском государстве Государем Царем «Михаилу Феодоровичу Романову, а опрочь его, Великого Государя, никак никого на Московское государство не хотети».

Назначено было 21 февраля (6 марта) для окончательного избрания Царя! Заседание Собора состоялось в Успенском Соборе, где все выборщики от знатного боярина до простого крестьянина единогласно избрали своим Царем — ранее намеченного кандидата — Михаила Феодоровича Романова! Послана была депутация в количестве четырех человек от Собора на Красную площадь, на которой собралось множество Русского народа. Когда посланные возвестили собравшемуся народу об избрании в Ц ари Михаила Феодоровича Романова, то многотысячная толпа громко закричала, «любовен всем нам на Московское государство Михаил Феодорович Романов! Да будет он Царь-государь Московскому государству и всей Русской державе»!

Великое дело — избрание Царя совершилось! Был отслужен благодарственный Богу молебен, дана присяга новому Царю, составлена грамота об избрании его на Царство, с которой и от­правились послы от Великого Земского Собора к избранному Царю в город Кострому, в Ипатьевский монастырь. Послы Земского Собора, во главе которых был Рязанский Архиепископ Феодорит и боярин Феодор Шереметьев, прибыв в Кострому, пошли с костромичами с Крестным ходом, с иконами и хо­ругвями, в Ипатьевский монастырь, где в то время жили ново­избранный Царь — Михаил Феодорович и мать его великая ино­киня — Марфа Ивановна. Посольство прочитало им грамоту Зем­ского Собора об избрании всей Русской землей Михаила на Цар­ство. Но инокиня Марфа своего согласия на Царствование сына Михаила сначала не только не дала, а гневно говорила посланным: «Его ли юного отдам вам в Цари? Люди русские! Вспом­ните прошедшее: все вы измалодушествовались. И кому вы прямо служили, отдавая души свои под клятвою? Когда, судом Божиим, не стало Царя Бориса? Не вы ли клялись быть верными сыну его, — и предались вору, разстриге, убийце (детей Бориса)? Когда погублен был разстрига, не вы ли клялись Царю Василию, и поехали к Тушинскому вору, предали вашего Царя, постригли его, отдали врагам? И после сих клятвопреступлений, позора, убийств, поругания, как сесть на Царство, зная ваши измены и непостоянство? И что же такое ваше Русское Царство? Сокро­вища и села Царские разграблены, разобраны изменниками, народ страждет, обеднел». «Благослови только великая инокиня»!» Возражал ей Архиепископ Феодорит. «Ты упрекаешь нас прошедшим; но то были грехи наши и наказание Божие за них. Не сам сын твой восхотел; мы всей землей Русской избрали его... хотим за него головы класть и кровь лить. Не испытывай судеб Божиих!..» Но напрасно просили послы: Марфа и сын ее плакали и отрицались. Тогда Архиепископ, указывая на иконы, принесенные из Москвы, вновь стал убеждать Михаила и ма­терь его. «Если веришь им, - сказал Владыка, - указывая на образа, верь, что их, а не нашею волею ты избран, — они дадут тебе силы Царствовать. Преклонись пред ними и повинуйся»!

Тут произошла потрясающая картина. Михаил бросился к месту где стояла и плакала мать. Духовенство приблизилось к ней с образами, послы, воины и народ встали пред ней на колени и просили о согласии. Но мать инокиня колебалась... Тогда Архиепископ в отчаянии обратился к ней с последними словами: «Так вы не внемлете мольбам нашим; мы идем обратно и скажем Москве и пославшим нас, что вы отвергли мольбы и слезы наши. Бедствуй, Русская земля! Пусть возстанет прежнее безначалие, пусть снова плачет народ! Но на тебя, Михаил, отныне; падет бедствия отчизны. А ты, инокиня, будешь отве­чать пред судом Божиим за кровь и слезы христиан!» Тогда Марфа поверглась пред иконами и дала согласие.

Архиепископ благословил избранного Царя; послы возложили на Михаила Царский наперсный Крест, вручили ему Царский посох, и затем на благодарственном молебне многолетствовали Царя Михаила.

В марте месяце отправился Михаил Феодорович в город Москву; сопровождало его сюда великое земское посольство. 2 (15) мая пышно и торжественно он въехал в Москву, в Свя­щенный Кремль ее. Торжественно и радостно встречала приход его тогда вся Москва; громко гудел тогда звон Московских колоколен; мощно раздавались радостные крики «ура» несметной толпы народной, прибывшей сюда посмотреть на своего избранника, возлюбленного молодого Царя. Казалось, сама природа радовалась счастию народному. Яркое солнце своими сияющими лучами зали­вало ликующую Русь, молодая свежая зелень радостно улыбалась народному счастию, птички Божии веселым хором вторили в поднебесье могучему крику толпы. Ликовал измученный долгой смутой Русский народ, воспрянул он духом теперь, и с радостию и надеждой взирал на грядущего к нему законного Царя...

В июле этого же 1613 года юный Русский Царь торжественно Венчался венцем Царским.

Замечательно это избрание в Цари Михаила Феодоровича Романова! Так он единодушно всеми сословиями и званиями, всем Русским народом избран на Царский престол. Очевидно. Самому Господу было угодно, чтобы Царем в Русской земле был Михаил Феодорович Романов, так как Он, Всевышний владеет Царством человеческим, и «ему же восхощет дает е» (Дан. 22, 29); Он только один поставляет Цари и преставляет ( —2, 21). И сам избравший его в Цари себе — Русский народ так смотрел на это избрание. «Бог предъизбрал и помазал Михаила на Царство», - говорил он.

Избранный «не человеческим хотением, а Божиим изволением», помазанный и Венчанный Самим Господом на Царство, Михаил Феодорович Романов пользовался милостями Божиими во дни своего Царствования. По воцарении на Царство много предстояло ему забот и трудов поустроению своего Царства. Надо было приводить страну в порядок. Надо было защитить ее от внешних, чужеземных и иноверных врагов. Надо устраивать войско, наполнять казну, добывать денег. Надо было, наконец, искоренить врагов и внутренних людей, развращенных пережитым лихолетием, прииученных к грабежам и насилиям. И с помощию Божиею, он преодолел все эти трудности.

Под Царским скипетром его объединились все русские люди, и после смут и нестроений, продолжавшихся на Русской земле пятнадцать лет, наступили тихие, покойные дни внутри государства, установились добрые отношения с иноземцами, так недавно бывшими недругами Русского Царства. Да, во дни Царствования Михаила Феодоровича Романова Сам Господь Бог был с ним и помогал ему в Царственных делах, И когда читаешь историю Царствования его, как она напоминает историю избрания Царствования первого из­бранника Еврейского народа, пока сей верно служил Господу. И говорить Слово Божие: «и взя Самуил сосуды с елеем, и возлия на главу Саула, и лобыза его, и рече ему: не помаза ли тебе Господь на царство людем Своим иже во Израили; и ты царствовати будеши в людех Господних, и ты спасеши я от руки врагов их окрест... И будет Бог с тобою» (1 Цар. 1, 6—7).

Благословение Божие, так явно почивавшее на первом из­браннике Божием, вместе с Царским венцем переходит и ко всем Царственным потомкам его и почивает на них. В этом легко мы убедимся, если возьмем во внимание такое долголетнее Царствование Дома Романовых.

Триста лет Царствует династия Романовых. Сам Господь говорил Царю Соломону, что прочность престола Царского, продолжительность Царствования есть дело милости Божией за верность Царей заповедям Божиим (3 Цар. 9. 4—5). А сколько доброго, хорошего с помощию Божиею Цари из Дома Романовых сделали для Русского народа и Царства?!

За время Царствования их тесные пре­делы Московской Руси раздвинулись, и Империя Российская стала могущественным, сильным государством, с голосом которой считаются другие великие державы. Она теперь занимает одну шестую часть всей земной суши, заключает в себе 160 миллионов жителей, ее законами и охраной пользуются не только Русские, но инородцы. И чьими трудами так разрослось, окрепло и развилось Русское государство? Да трудами, стараниями наших Венценосных, Державных Монархов Дома Романовых! Труды и заботливость их о благе народа, нуждах его, о величии и славе России — всем известны.

Вспомните, как много для славы России трудился Царь Петр 1-й. Он сам говорил о себе: «О Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы только Россия в благоденствии и славе». Не будь кипучей деятельности этого Императора, — быть может, и теперь Россия погрязала бы в мраке невежества, была бы захудалой полудикой страной, имею щей очень мало значения в жизни народов. Много трудились для счастия и благополучия русских подданных и другие Государи из Дома Романовых!

Кто заботился об лучшем управлении нашей обширной страной? Кто вырабатывал для нас, поддан­ных Русского Царства мудрые и справедливые законы? Кто забо­тился о просвещении нашего народа, о развитии литературы и искусства? Кто ограждал нас от врагов внешних? Кто дал нам суд «скорый, правый, равный для всех»? Кто начертал на стенах наших судов: «правда и милость да царствует в судах»? Кто учредил земские, городские и сельские самоуправ­ления? Кто заботился о просвещении простого народа? Кто даровал двадцати миллионам крестьян свободу от унизительного крепостного права, и сказал им достопамятные слова: «осени себя крестным знамением, православный Русский народ и при­зови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и благо общественного?" Кто учредил всесословную воинскую повинность и чрез то утерь слезы беднякам, которые вынуждены были в одно время служить и помещикам и нести на себе тяготы военной службы? Кто забо­тился о развитии торговли, о путях сообщения; о религиозно-нравственном воспитании народа, о мире внутреннем и внешнем? Все сие сделали и упрочили славные наши Цари. Да будет же за все это добро Царей Романовых милость Божия на Царственном Доме их и вперед!

И в настоящее время всеми нами подданными Русского Царя живо чувствуется и ясно сознается, что благословение и ми­лость Божии не оставили нас. По примеру своих Царственных предков, Благочестивейший, ныне благополучно Царствующий, Самодержавнейший Наш Монарх, Государь Император Николай Александрович любвеобильно проливает непрестанные заботы о преуспеянии и развитии дорогой нам родины, и неуклонно продолжает, по примеру своих славных Царственных предков, вести и к постоянному совершенствованию и росту духовному, а также к богатству материальному, к славе, величию и могуществу ее. Так не на благо ли родине совершен Им величайший государственный акт о призвании лучших выборных от населения людей к законодательной работе в учрежденной Государственной Думе и в преобразованном Государственном Совете, причем установилась в деле государственного служения еще большая связь между Царем и народом, Сам Государь придавал очень важное значение этому своему акту, когда говорил одним выборным: «Трудная и сложная работа предстоит вам. Верю, что любовь к родине, горячее желание послужить ей во одушевят и сплотят вас. Бог в помощь Мне и вам».

Много и другого доброго и хорошего сделал ныне Царствующий Импе­ратор для блага своей родины. Не Им ли приложены заботы о введении всеобщего образования, об улучшении рабочего, простого и интеллигентного класса людей? Вот и сегодняшний, 21-й день февраля (6 марта) 1913 года, Царствования своего год девятнадцатый, Он ознаменовывает и увековечивает в памяти народной дарованием своим подданным разных милостей, о чем и повелел Правительствующему Сенату Указом, данным сего числа, объявить всенародно, причем в Манифесте Своем Государь говорить: «Да не оскудеет благословение Божие на нас и любезных подданных наших пребывающее. Да укрепит и возвеличит Гос­подь Вседержитель Русскую Землю и да подаст нам силу вы­соко и твердо держать издревле славный Стяг Отечества».

Слушатели! Сам Господь говорит: «Мною Царие царствуют и сильные пишут правду" (Притч. 8, 15). Никогда Госу­дари наши не позабывали этих слов Божиих, — всегда помнили, что Он выделяет для Царствования избранных от людей Сво­их (Пс. 88, 20); устрояет Царства их, и что успехи их Царствований зависят от Царя всех Царствуюших и Господа Господствующих. И мы в нынешний торжественный день трехвекового славного Царствования Дома Романовых от всей души и благодарного сердца нашего вознесем благодарственный мо­литвы ко Господу за все Его милости к подданным Русского Царя в течение 300-летняго бдагополучного многополезного Царствования Дома Романовых, и заявленный Им благословения и помощь этому Царствующему Дому в деле служения благу на­родному.

Помянем молитвенно первого Царя из Дома Романовых Михаила Феодоровича Романова и мать его великую ино­киню Марфу Ивановну. Да будет же безсмертна слава первому представителю Царственного Дома Романовых! Он принял на себя «великое дело Царского правления в такие тяжелые для Русского государства минуты, — бремя, выше муры возлагаемое». Слава и матери Царской Государыне великой старице инокине Марфе Ивановне! Она отдала на благо Русской земли «свет очей своих», своего единственного возлюбленного сына, а тогда уже «Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Великие и Малые и Белые России Самодержца».

Помянем и всех скончавшихся Государей, предшественников нашего Царя за добро, радение, труды их на пользу нашу и дорогого Отечества нашего! Да воздаст Им Господь благами небесными за вся сделанное ими нам добро и понесенные ими труды и заботы!

Помолимся ныне и о возлюбленном Государе нашем Благочестивейшем, Самодержавнейшем Императоре нашем Николае Александровиче и о Всем Царствующем Доме, чтобы Царь Небесный, Владыка неба и земли «дни на дни цареви приложил и лета его умножил», благословил Его и Царственный род миром, благополучием и долгоденствием на благо всех нас, Русских подданных. Да преуспевает под Державным Царским Скипетром Его Российское государство в могуществе, величии и славе и нравственном совершенствовании своего народа!

Тебе же Царю царствующих, Владыке Неба и земли, на­шему Благодателю, слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

 

Священник Василий Виноградов

 

Печатается из ежемесячного церковного журнала «Приходская жизнь», январь-февраль 1913 г., Ярославль.

 

Вместо эпилога

Молитва за Царя Господи Боже наш, великий и многомилостивый! Во умилении сердец наших смиренно молимся Тебе: сохрани под кровом Твоея благости от всякаго злаго обстояния благочестиваго Государя нашего Императора (имя рек), огради его на всех путях его Святыми Твоими Ангелы, да ничтоже успеет враг на него и сын беззакония не приложит озлобить его. Исполни его долготою дней и крепостию сил, да совершит вся во славу Твою и во благо народа своего. Мы же, всеблагому Твоему промышлению о нем радующееся на всяк день и час благословим и прославим всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Чин Миропомазания Царей Русских

при венчании их на Царство

 

“Священное Миропомазание Царей есть священнодействие, в котором сообщается им благодать Святаго Духа для укрепления в выполнении высшего служения на земле.

Состоит оно из чина Венчания, иначе Коронации, и чина Миропомазания. У нас в России, чин этот совершается в Московском Успенском соборе.

Чинопоследование начинается молебном о здравии Их Императорских Величеств, за которым следует служба часов. Во время чтения часов приносятся в храм Царские регалии (порфира, корона, скипетр и держава). Епископы в полном облачении встречают регалии каждением и окроплением Святою водою, и остаются при входе в храм для встречи Их Императорских Величеств.

При вступлении в собор Императора и Императрицы, один Митрополит приветствует Их и дает Им целовать Крест, а другой Митрополит окропляет Их Святою водою. Их Императорские Величества идут в храм в предшествии Епископов, делают земной поклон пред Царскими вратами, прикладываются к местным иконам и, взойдя на Трон, садятся на приготовленные Им Престолы (седалища) посреди церкви, а Епископы становятся по обеим сторонам от Трона к Царским вратам.

Во время этого входа поется псалом (100-й): “… милость и суд воспою Тебе, Господи…” Когда Их Величества сядут на Престолы, первенствующий Митрополит (теперь Патриарх – здесь и далее прим. “ПР”) входит на амвон Царского Трона и спрашивает у Государя о Его вероисповедании. Император в ответ на это читает вслух Символ Веры.

После всенародного исповедания Веры Царем начинается чин Венчания, иначе Коронования. После пения “ Царю небесный… ” произносится великая ектинья, с присоединением прошений о благословенном Царствовании; затем поются: “ Бог господь…” и тропарь: “ Спаси, Господи люди Твоя… ” и читаются паремия, Апостол и Евангелие.

Паремия (Ис.49,13-19) говорит о покрове Божием над Царем; Апостол (Рим.13,1-7) – о повиновении Царям; Евангелие (Матф.22,15-23) – о подати Кесарю. По прочтении Евангелия Император облачается в порфиру (пурпурную одежду) и надевает цепь ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, которые подносит Митрополит (Патриарх). При этом облачении Митрополит произносит: “ Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ”. По облачении в порфиру Император преклоняет главу; и когда Митрополит осеняет Его поверх главы Крестным знамением, крестообразно возлагает руки на главу Его и молит, чтобы “ Господь помазал Царя елеем радования, одел Его силою с высоты, наложил на главу Его венец от камене честнаго, даровал Ему долготу дней, дал в десницу Его скипетр спасения, посадил Его на Престоле правды, сохранил Его под Своим покровом и укрепил Его Царство ”.

После этой молитвы Государь берет с подушки, поднесенной Ему Митрополитом (Патриархом), венец (корону) и сам возлагает его на Свою главу, причем Митрополит говорит: “ Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь ”.

По возложении Государем на Себя короны Митрополит объясняет значение Коронования: “ Видимое сие и вещественное главы Твоея украшение явный образ есть, яко Тебе, Главу Всероссийского Престола, венчает видимо Царь славы Христос… ” Потом Государь берет с подушки, поднесенной Ему Митрополитом, в правую руку скипетр (трость-жезл), а в левую руку – державу (небольшой шар – символ подвластной области); причем Митрополит (Патриарх) произносит: “ Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ”.

После этого Митрополит (Патриарх) говорит Царю о значении скипетра и державы:

Богом венчанный, Богом дарованный и Богом приукрашенный, Благочестивый, Благочестивейший Самодержавнейший Великий Государь Император Всероссийский! Приими скипетр и державу, еже есть видимый образ данного Тебе от Всевышняго над людьми Своими Самодержавия к управлению их и к устроению всякого желаемого им благополучия

Приняв Царские регалии, Император садится на Престол (трон) и, положив скипетр и державу на подушки, поданные Ему сановниками, призывает Государыню Императрицу. Ея Величество встает со Своего Престола, становится на колени пред Государем Императором. Император снимает с Себя корону, прикасается к голове Императрицы и потом возлагает корону на Себя, а на Императрицу возлагает меньшую корону, поднесенную Ему сановником. После Коронования Императрицы на Нее возлагается порфира и цепь ордена Святаго Апостола Андрея Первозванного, и Она садится на Свой Престол. Тогда диакон возглашает многолетие Их Императорским Величествам (как бывает на Царских часах). После многолетия Государь становится на колени и вслух произносит молитву, в которой просит Господа:

Настави Мя в деле, на неже (на которое) послал Мя еси, вразуми и управи Мя в великом служении сем…

Чин Коронования оканчивается молитвою, произносимою Митрополитом (Патриархом), с коленопреклонением всех присутствующих и пением песни: “Тебе Бога хвалим ”. Вслед за этою песнею начинается Литургия.

Во время литургии совершается чин Миропомазания.

Император при начале службы снимает с Себя корону. По прочтении Евангелия, она подносится к Их Величествам для целования. По окончании пения причастна, Император передает сановнику Свою шпагу и походит в порфире к Царским вратам, которые в это время открываются, а Императрица, идя за Ним, останавливается между троном и ступенями пред Алтарем.

Из Алтаря выходят два Митрополита. Первенствующий Митрополит (Патриарх) помазывает Государя Святым миром на челе, очах, ноздрях, устах, ушах, на груди и на руках с обеих сторон, говоря при каждом помазании: “ Печать Дара Духа Святаго ”; другой Митрополит отирает хлопчатою бумагой миропомазанные места. Приняв Святое помазание, Государь отходит и становится с правой стороны Царских врат против местной иконы Спасителя.

Тогда подходит к Царским вратам Государыня Императрица. Первенствующий Митрополит (Патриарх) помазывает Ее Святым миром только на челе, с произнесением слов: “ Печать Дара Духа Святаго ”, а другой Митрополит отирает хлопчатою бумагой место помазания. Приняв Миропомазание, Императрица отходит и становится в левую сторону Царских врат против местной иконы Богоматери.

По окончании Миропомазания Их Величества приобщаются Святых Христовых Тайн.

Для этого Митрополит (Патриарх) вводит Императора через Царские врата в Алтарь и здесь, у Престола, приобщает Его Святых Тайн, как Помазанника Божия и Верховного покровителя Христианской Церкви, по чину священнослужителей, то есть дает ему в руку часть Тела Христова и потом преподает Ему из чаши Кровь Христову. Императрица же приобщается Святых Тайн у Царских врат обыкновенным для мирян порядком.

По Причащении Их Императорские Величества садятся на свои Престолы и здесь, по прочтении благодарственных молитв и возглашении многолетия, принимают всеподданнейшие поздравления от духовных и светских особ с совершением Коронования и Священного Миропомазания”.

Придворный протоиерей Дмитрий Соколов, “Учение о богослужении Православной Церкви”, Санкт-Петербург, 1908 г.

 

«По Чину Дванадесятых праздников совершается служба: в дни рождения и тезоименитства Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы, в день восшествия на престол Его Императорскаго Величества Государя Императора, в день Священного Коронования Их Императорских Величеств, в дни рождения и тезоименитства: Ея Императорского Величества Государыни Императрицы-Матери и Его Императорскаго Высочества Наследника. Дни эти называются высокоторжественными ».

 

По книгеПлатона Архиепископа Костромского, «Краткое православное учение о вере и нравственности христианской », г. Москва, 1892 г.

 

Божественное происхождение власти Верховная власть в государстве необходима. Сам Бог установил ее. «Несть власть, еще не от Бога, сущия власти от Бога учинены суть » (Рим. 13, 1). Она необходима для общаго блага и для прекращения нарушений порядка и удержания от преступлений. «Им же несть управление, падают яко листвия » (Притч. 11, 14). Обязанности подданных к Государю «Подданные должны иметь к своему Государю: любовь, как к отцу, владыке и защитнику своему (см. 5 заповедь), и для Него не щадить не только имуществ, сил, здоровья, но и самой жизни, иметь к Нему благоговейное сердечное почитание и всецелую преданность, и обнаруживать оныя всегда и везде. Ибо Сам Бог поставил и облек Его властию и достоинством; он Божий слуга; кто чтит Бога, тот не может не почитать Царя: Бога бойтесь, Царя чтите (1 Петр. 2, 14. Дан. 4, 22). Должно оказывать покорность и послушание не только по наружности и для избежания наказания за непослушание, но и по совести, т. е. и там где нет за нами надзора. Потреба повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть (Рим. 13, 5). Подданные должны молиться за Государя, чтобы Господь сохранил Его и даровал Ему силы в прохождению великого служения Его, вложил в сердце Его благое попечение о Церкви и о всех подданных (1 Тим. 2, 2. сл. Помянник и молитву Василия Великаго по освящении Святых Даров). Должно оказывать уважение и покорность властям чрез Него поставленным. Наконец не должно позволять ни себя, ни другим легкомысленных суждений о распоряжениях и действиях верховной власти. Ибо злословящие высокия власти подлежат Страшному Суду Божию (Иуд. 7, 8, 2. Петр. 2, 10)».

По книгеПлатона Архиепископа Костромскаго «Краткое православное учение о вере и нравственности христианской. », г. Москва, 1892 г.

Подготовил Александр Рожинцев



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: