Культурно-исторические достопримечательности




 

Побережье Адриатического моря еще до появления славян были заселены иллирийцами, кельтами, греками, римлянами. Это обусловило то, что на территории современной Хорватии сохраняются остатки иллирийских и кельтских укреплений, римских городов. Лучше всего они сохранились на острове Млет и полуострове Пельешац. В частности сохранились Триумфальная арка Сергия, Храм Августа (г. Пула), датируемые I веком н.э., остатки дворца Диоклетиана (г. Сплит), датируемый IV веком н.э. На территории римских городов Салона (ныне Солин), Сполатума (ныне Сплит) исследователи обнаруживают античную скульптуру, мозаику, сосуды. Первые изделия, характеризующие древнеславянскую и аварскую культуру (фибулы, бляшки, серьги с растительным и зооморфным орнаментом), относятся к VI-VII векам.

Римское и византийское влияние продолжает сказываться и на раннесредневековой культуре хорватского государства (IX - начало XII веков). Романский стиль находит отражение в архитектуре Задара (ротонда святого Доната, IX век), Трогира (кафедральный собор и портал Радована, XIII век). Как и для других сооружений, выполненных в этом стиле, для хорватских соборов и княжеских дворцов с небольшими капеллами характерна скупость резного декора с мотивом "плетёнки", тщательность кладки, строгое соблюдение пропорций и геометричность деталей. До наших дней дошло около ста храмов Хорватии, датируемых IX - XI веками - периодом существования независимого славянского государства.

Романская скульптура XIII века очень хорошо сохранилась в Далмации.

В геометрический и растительный орнамент средневековые мастера включали фигуры святых, евангельские сцены. Примером такой скульптуры является рельефная резьба на дверях собора в Сплите (1214 год) или на портале собора в Трогире (1240 год). Романский стиль в той или иной мере продолжает свое существование на территории Хорватии до XIV, а отдельные его элементы - до XVI века.

В XIII веке появляются и первые фресковые росписи, выполненные хорватскими мастерами, но отражающие сильное влияние византийского искусства (росписи в церкви святой Марии в Задаре, в соборе города Загреб).

С XIII века в архитектуру Хорватии проникает готический стиль, который в основном находит выражение в декоративном убранстве зданий, зачастую сооруженных в романском стиле. Готический стиль на территории Хорватии распространен неравномерно: в Далмации он уже к XV веку сменяется ренессансными постройками, в Северной Хорватии и Истрии продолжает существовать до XVII века, когда ему на смену приходят постройки в стиле барокко. Наиболее ярко готический стиль нашел отражение в архитектуре Загреба, Крка, Пазина, Раба, Трогира (церковь святого Марка в Загребе, XIV век).

На культуре Далмации и Дубровника, тесно связанными с Венецией, не могло не отразиться ее влияние. Уже в конце XIV века из Италии сюда проникают идеи Ренессанса; но в Хорватии трудно найти здания, выполненные в одном ренессансном стиле, каменные жилые постройки соборы, здания городских управ, дворцов сочетают в себе черты готики и нового направления. Таковы Кнежев двор (дворец кнезя) в Дубровнике, собор святого Ловро с колокольней в Трогире. Смешение стилей - отличительная черта средневековых сооружений Хорватии. Обусловлено это и тем, что строительство больших храмов продолжалось несколько десятилетий, а то и веков (кафедральный собор святого Ловро был начат в готическом стиле в XIII веке, а завершен в стиле ренессанс в конце XVI века), и тем, что с течением времени сооружения перестраивались. Еще одним примером смешения готики и ренессанса является собор святого Иакова. Он строился на протяжении 1431-1505 годов несколькими известными архитекторами, сменявшими друг друга. Это единственный в Европе собор, построенный по технологии, разработанной Николой Флорентинцем - из цельных каменных плит. Апсиды собора с внешней стороны "опоясаны" ренессансным фризом, украшенным головами с выразительными лицами, исполненными Юраем Далматинцем.

В это же время в континентальной части страны возводятся крепости и укрепленные города, чтобы обезопасить хорватскую территорию от нападения турок. В течение XV - XVI веков на территории Северной Хорватии было построено около пятидесяти крепостей. Лучше всего сохранились до наших дней Велики Табор в Загорье и Карловац, первая ренессансная крепость в Европе. Карловац должен был способствовать защите европейских стран от турок, поэтому и финансирование его строительства осуществлялось несколькими европейскими государствами. В 1699 году в Карловаце был подписан австрийско-турецкий мирный договор.

Черты ренессанса можно обнаружить и в культуре Центральной Хорватии. Но здесь он находит отражение не в архитектуре, а в миниатюре и в алтарной живописи. Из живописцев этого времени необходимо упомянуть Венцента из Каства и его знаменитую фреску "Танец мертвых" (1474 год) в церкви Святой Марии городка Берам.

С начала XVII века ренессанс сменяет стиль барокко. Ранее всего он появляется в Северной Хорватии (Беловар, Вараждин, Вуковар, Пожега, Славонски-Брод и другие). Стиль барокко очень хорошо представлен в архитектуре церкви святой Екатерины в Загребе (1620-1631). Однако из-за османской экспансии и постоянных австро-турецких войн строительство на территории Хорватии сильно сократилось.

Классицистический стиль приходит в Хорватию в начале XIX века. Дворцы строятся в основном иностранными архитекторами (дворец Елачичей в Загребе, архитектор Б. Фелбингер). В конце XIX века в Хорватии появляются симметрично спланированные парки, украшенные традиционной для этого стиля архитектурой. На рубеже XIX - XX веков распространение получает стиль сецессион, предшествующий стилю модерн. Так, например, в стиле сецессион построен целый городской район в городе Осиек.

В ХХ веке строительство ориентируется на индустриализацию и типизацию сооружений. С 60-х годов активно развивается строительство туристических комплексов на побережье Адриатического моря. В живописи, как и в скульптуре, господствует реализм, но вместе с тем в 30-е годы складывается "хлебинская школа" примитивной живописи. Ее основатели, Иван Генералич (1914-1992) и Франьо Мраз (1910-1981), стали широко известны и за пределами Хорватии.

В настоящее время Республика Хорватия находится на новом этапе развития искусства. На первом месте утверждается его ориентация его национальную самобытность. [7]

Основные культурно-исторические достопримечательности: Парк Максимир Излюбленное место отдыха жителей Загреба в восточной части города. Это самый крупный садово-парковый ансамбль Хорватии XVIII - XIX вв. в английском стиле. В 1925 г. здесь был открыт зоопарк.

Фонтан Онофрио

Большой фонтан Онофрио построен в 1438 г. неаполитанским инженером Онофрио из Кавы. Строительство фонтана напрямую связано с историей проведения в Дубровнике водопровода. Если в большинстве городов Далмации проблему водоснабжения в то время решали с помощью цистерн для сбора дождевой воды, то в Дубровнике было решено создать систему, чтобы провести в город родниковую воду.

Онофрио привел в Дубровник воду с источника, расположенного на расстоянии 12 км от города, для чего соорудил ряд водяных мельниц. Приведенную в город воду он сделал доступной для горожан в двух основных точках: у западного главного входа (большой многоугольный фонтан, служивший также водосборником) и в восточном конце города (небольшой фонтан). Фонтан тяжело пострадал во время землетрясения 1667 г., роскошные скульптурные украшения оказались бесповоротно утеряны, сохранились лишь 16 рельефных маскаронов, из ртов которых льется вода.

Из Большого фонтана Онофрио можно напиться родниковой воды стоит крепость святого Иоанна. Сегодня здесь открыт Музей мореплавания, в коллекции которого представлены бесценные исторические экспонаты. Одна из достопримечательностей крепости - Аквариум, в котором можно понаблюдать за подводными жителями Адриатического моря.

Существует еще Малый фонтан Онофрио - он расположен на главной площади города, площади Ложа. Там же находятся городская ратуша и городская звонница.

Площадь Марафор

Площадь Марафор - старейшая и самая большая городская площадь. На площади расположены Храм Марта и Большой храм, который когда-то являлся самым большим в Адриатике. К западу от него расположен Храм Нептуна.

В самом центре Пореча находится сохранившаяся в великолепном состоянии древнеримская городская площадь Марафор. Именно на ней расположен храм Марса и Нептуна. Площадь имеет форму квадрата и выложена камнями.

Интересной особенностью площади является опустившиеся каменное покрытие. Типичная римская квадратная площадь Марафор, булыжное покрытие которой в наши дни на 40 сантиметров ниже существовавшего во II веке. За два тысячелетия, прошедшие со дня постройки, подошвы жителей и приезжих втоптали и стерли твердые камни.

Форум в Пуле

Бывший римский Форум расположен севернее нынешнего городского центра. Если отсюда идти к автовокзалу, Древнеримский амфитеатр в Пуле то можно увидеть остатки стен римской крепости, а южнее - Триумфальную арку Сергия (I в. до н.э.), встроенную позднее в городские ворота. В экспозиции Археологического музея Истрии представлены находки раскопок на территории полуострова.

Далее по улице Арсенальской находится Храм Ромы и Августа (I в. до н.э.) в неплохом состоянии. Готическо-ренессансное здание Городской управы построено на фундаменте древнеримского храма Дианы. На площади Республики в средние века были воздвигнуты здание ратуши (1296) и францисканская церковь, в музее которой представлена неплохая коллекция римских мозаик, средневековых фресок и живописи.

Рядом с храмом Огастуса, на участке Римского Форума находился другой храм, от которого до сегодняшнего момента сохранилась только стена, которая встроена в здание Ратуши XIII столетия. Снаружи прежних городских ворот находилось большое Римское кладбище, упомянутое Данте в Божественной Комедии, в 9-ом кругу Ада. [8]

Городские стены Дубровника

Высокие, широкие каменные стены сформированы наподобие диадемы укреплений, башен, бастионов, цитаделей и крепостей.

Башня Минчета возвышается над городом в течение столетий. Это символ свободы города. Первую маленькую башню, имеющую форму квадрата, спроектировал Никифор Ранина в 1319 году. Позже к ней была пристроена новая часть, после чего она приобрела современную монументальную круглую форму. Строительство башни было завершено в 1464 году.

Крепость Бокар построена по проекту Микелоццо ди Бартоломмео (1396-1472), с красивой каменной диадемой вокруг верхней части. Задача крепости состояла в защите основных ворот, моста и рва. Сегодня прекрасные внутренние помещения и открытые площадки крепости используются как сцена для представлений Летнего фестиваля в Дубровнике.

Крепость св. Ивана была основной защитой городского порта и одним из наиболее важных укреплений города. Первая башня была построена в начале XIV столетия. Несколько последующих десятилетий крепость укреплялась и перестраивалась, пока не приобрела в XVI веке полукруглую форму. Внутри стен находятся Морской музей и Аквариум.

Ревелин - большая крепость, имеющая форму неправильного квадрата, построенная за городскими стенами, в восточной части города. Она была построена в середине XVI века во времена усилившейся опасности со стороны Венеции, угрожающей Республике Дубровник. Ревелин имеет большие закрытые пространства и самую большую террасу в городе, которые в настоящее время являются идеальными сценами для исполнения разнообразных спектаклей Летнего фестиваля Дубровника.

Крепость Ловриенац - монументальная внушительная крепость за пределами городских стен в западной части города. Ловриенац доминирует над двумя подходами к западной части города, со стороны моря и суши. Вместе с крепостью Бокар закрывает и охраняет самый старый порт Дубровника - Калариню.

Ворота Пиле, через которые проходит самое большое число гостей города. Они состоят из внешних и внутренних городских ворот. Внешние ворота имеют прекрасную полукруглую башню с аркой в стиле ренессанс и скульптурой покровителя города святого Влаха. Они защищают город в течение столетий с момента их постройки в 1537 году. Внутренние ворота построены в готическом стиле в 1460 году.

Камерленго

Камерленго - крепость, расположенная на западе старого города Трогира. С нее открывается потрясающий вид на старый город. Ее строительство началось в XIII, а закончилось в XVII веке. Город имеет три башни из которых особое внимание привлекает башня Камерленго (XIII - XV столетие), которая даёт особенную визуальную подобность Трогиру.

Словно игрушечная, стоит крепость с зубчатыми стенами, на башне которой развевается хорватский флаг. Со стен башни открывается потрясающий вид и на тонущее в заливе солнце и на старый, в глубоких тенях город. Живописная природа и мягкий морской климат позволили сделать этот средневековый городок курортом.

Княжеский дворец Дубровника

Дворец, построенный в смешанном стиле готики и раннего Ренессанса, был построен в XV веке как место пребывания князя. Каждый месяц один из членов правления республики Дубровник избирался князем и заселялся в дворец. Над входом была высечена надпись: "Забудьте личные дела, думайте о государстве", при этом сам правитель не мог выходить из здания по личным делам, а только для исполнения своих прямых обязанностей или в случае болезни. Во дворце располагались жилые комнаты для князя, кабинет, зал для совещаний, суд, тюрьма, оружейный склад и пороховой погреб. Также, здесь хранились ключи, которыми запирались городские ворота на ночь.

В 1435 году дворец сильно пострадал от взрыва и находился долгое время на масштабной реконструкции до 1463 года. Еще раз здание подверглось разрушению в 1667 году во время сильного землетрясения. Был нанесён ущерб внутреннему и внешнему убранству дворца, на устранение которого ушло около 30 лет.

Дворец служил княжеской резиденцией до 1808 года, когда французский маршал Огюст Мармон отменил республиканскую форму правления в Дубровнике.

Сегодня здесь находится городской музей, а также единственный памятник, поставленный за все века существования Дубровницкой республики - богатому моряку Михо Працату, завещавшему ей все свое состояние в XVII веке. [9]

Площадь маршала Тито

Главная площадь города Ровинь - площадь маршала Тито - расположена близ порта. Гуляя по извилистым улочкам города, они приведут вас на главную и самую красивую площадь Маршала Тито. Здесь можно увидеть ратушу, в центре площади находится довольно новый фонтан (1959) с мальчиком.

Великолепно смотрятся часы с Венецианским львом на башне городских ворот. Рядом с городскими воротами построено барочное палаццо Калиффи с эффектным ренессансным каменным балконом с балюстрадой. Сейчас здесь расположен краеведческий музей Ровиня.

Арка Бальби (с двумя гербами семьи и Венецианским львом) была воздвигнута в 1680 году на месте, где раньше стояли городские ворота. Все эти постройки выдержаны в архитектурном стиле эпохи Серениссима (средневековой Венецианской республики). Вечерами горожане гуляют по Гризиа - улочке Старого города, на которой находятся художественные выставки и мастерские молодых художников.

Крепость Каштел

Крепость Каштел (XVII век) - венецианская, позднее австрийская крепость на вершине холма, господствующего над старым городом. Чтобы попасть в нее нужно подняться немного в гору по совсем узкой улочке. В настоящее время в крепости находится Исторический музей Истрии. Отсюда открываются прекрасные виды на город, и главный вид, конечно, на Арену.

Крепость Каштел возвышается над пропастью, на дне которой находиться легендарная пещера. Пропасть действительно впечатляет своими размерами. Касса находится в самой крепости; у кассы выставлены жуткие скульптуры (голова, вырвавшаяся из брюшной полости и пожирающая своё тело и т. д). Сувениры практически не продаются. [10]

Народная площадь Задара

Народная площадь - это центр Старого города. На площади расположено здание городской стражи (Loza gradske straze), украшенное крытой галереей в 1562 году. Когда-то с нее стражники наблюдали за окрестностями города и предупреждали о появлении врагов.

Сейчас о буднях средневекового города можно узнать в расположенном рядом Этнографическом музее (Etnografski muzej). На этой же площади можно полюбоваться красотой палаццо Джирардини-Марчи, здание которого выполнено в позднеготическом стиле. [11]

Вилла "Амалия" в Опатии

Вилла Амалия была построена в междувоенное время, на дороге, которая находилась в глубоком яре, возле потока. В 2002-2003 годах шестидесятилетний объект отремонтировали и отреставрировали так, чтобы не отставал он от уровня стандартов XXI века, а атмосфера напоминала о чудесных 20-30 годах. От 2004 года вилла Амалия служит всем, кто хочет отдохнуть в Опатии.

Вилла Амалия может считаться одной из самых древних, являясь загородной резиденцией, построенной в XVI в., подвергаясь переработкам в следующем веке. Несмотря на необходимость реставрационных работ, здание до сих представляет значительные первоначальные элементы большой красоты, такие как фасад, лестница и панорамная площадка, выводящая на внутренний дворик.

В 1902 году на вилле "Амалия” в Опатии отдыхала Айседора Дункан. Позднее она написала: "Под окном нашей виллы росла пальма, которая привлекла мое внимание. Раньше я никогда не видела пальму, растущую на свободе. Каждый день я смотрела, как красиво колышутся ее листья на утреннем ветру, и от нее я взяла это легкое колыхание плеч, рук и пальцев”. Пальма Айседоры и теперь колышет зелеными листьями.

Двойные Ворота

Двойные Ворота были установлены в городе Пула у входа в Римский театр.

Двойные Ворота имеют простую форму с двумя арочными проходами с тремя пилястрами, украшенными барельефными композициями.

Карниз соединяет полную структуру в гармоничное архитектурное строение.

В верхней центральной секции есть надпись, сделанная из белого мрамора, упоминающая Лакиуса Менакиуса Приска, который сделал пожертвование 40 000 сестерций (римских монет) для строительства одного из муниципальных водоканалов города.

Геркулесовы Ворота

Геркулесовы Ворота - самые старые городские ворота, которые были сохранены полностью. Габариты Геркулесовых Ворот 3.60 м. в ширину и более чем 4 м. в высоту.

Структура ворот сделана из равномерных каменных блоков. В центральном верхнем блоке арки вырезан барельеф мифического героя Геркулеса, бородатая голова с вьющимися волосами. Надпись на арке упоминает Лакиуса Кассиуса Лонджинаса и Лакиуса Калперниуса Пайссоа, которые сделали пожертвование в несколько десятков тысяч сестерций (римских монет) для строительства города. [12]

Амфитеатр Пулы

Амфитеатр Пулы - памятник древнеримской истории и архитектуры. Расположен в городе Пула, Хорватия. Это единственная из сохранившихся арен, которая имеет 4 башни и все три римских архитектурных ордера. При этом, по своим размерам, амфитеатр занимает 6-е место в мире среди подобных сооружений. Внешние стены арены возведены из известняка и имеют высоту 29,4 м. На первых двух этажах находятся ряды с 72-мя арками, а на верхнем этаже расположено 64 прямоугольных отверстия. Размер осей эллипса амфитеатра равен 132,45 и 105,1 м. Вместимость постройки, в период её активного использования, составляла 23 тыс. человек. Трибуны были расположены под уклоном к самой арене, которая имела размеры 67,95 м × 41,65 м. От публики, эта территория была огорожена железными решётками. Основным развлечением зрителей были бои гладиаторов и травля диких животных. Под ареной находилось несколько подземных ходов, которые соединяли клетки и само место действия. Иногда над сооружением устанавливался velarii (большой парус), защищавший людей от солнца и дождя. Арена была построена в I веке н.э., в то время, когда Пула являлся достаточно крупным городом Римской империи. Изначально, она находилась за городскими стенами вдоль дороги Флавия. В 2-14 годах при императоре Августе, амфитеатр был деревянным, и лишь во времена правления Клавдия был перестроен и стал каменным. В 79 году арену расширили для того, чтобы принимать на ней гладиаторские бои. В V веке император Гонорий запретил гладиаторские бои, и с этого времени начинается снижение интереса к сооружению. С того же века начинается постепенное разграбление и разрушение амфитеатра местными жителями, прекращенное лишь указом патриарха Аквилеи в XIII веке. В эпоху Средневековья, территория арены использовалась для выпаса домашнего скота, ярмарок и рыцарских турниров. В 1583 году сенат Венеции предложил разобрать постройку и перевезти её в свой город, однако эта идея была отклонена. В начале XIX века была проведена реконструкция арены под руководством архитектора Пьетро Нобиле и покровительством австрийского императора Франца I. В 1932 году амфитеатр переоборудован для театральных постановок, военных церемоний, парадов и различных массовых мероприятий. Количество мест для зрителей составило 5 тыс.

Замок Велики Табор

Велики Табор - старинный замок, построенный в начале XII века на вершине холма недалеко от городка Десинич, в давние времена играл значительную стратегическую роль. Замок был построен на руинах древнеримской крепости датированной II веком, он попадает под классификацию "Исторический памятник высшей категории" по требованиям ЮНЕСКО. Занимающий огромную площадь, свыше 3000 м2, замок имеет овальную форму, окружен крепостными стенами, которые усилены мощными башнями, построенными в разное время. Главная пятиугольная башня была построена в середине XII века самой первой и самой мощной, другие полукруглые башни вместе с усиленной крепостной стеной возвели уже в середине XV века, они отличаются от главной башни характерным для этого времени стилем ренессанса. В начале XIX века были установлены новые ворота, которые дожили до наших дней. Замок привлекает внимание туристов в первую очередь своим внешним видом - серые мощные стены крепости, молчаливые строгие башни, удивительное сочетание различных типов крыш напоминают о суровых сумеречных годах Средневековья, однако в тоже время отличает от его собратьев оригинальностью и особой рельефностью. Внутренняя часть замка, также интересна для осмотра. Здесь вы увидите галереи с колоннами, посетите старинный винный погреб, где стоит древний пресс. Вас обязательно угостят бокалом изумительного вина, которое изготавливают в окрестностях крепости, а хранят в крепостных подвалах в специальных бочках, в связи с тем, что здесь созданы идеальные температурные условия. Вы также увидите известный Большой Рустикальный зал, который пользуется особой популярностью среди туристов, особенно поклонников истории и холодного оружия. Здесь вы увидите изумительную экспозицию старинного оружия, среди которого можно увидеть великолепные рыцарские доспехи и мушкетерские шпаги, кинжалы и мечи, пики и алебарды, кроме того, вы увидите произведения изобразительного, гончарного и кузнечного мастерства средневекового периода. Вам также покажут презентацию первой мануфактуры лекарств. Согласно местным поверьям в замке Велики Табор живет привидение Вероники Десинич. Эта девушка была казнена в середине XV века за внебрачные любовные связи с молодым аристократом, а ее останки были захоронены в крепостной часовне, которая расположена на первом этаже замка.

Аллея Глаголиаса

Аллея представляет собой мемориал в семь километров длиной древнему письму хорватов - Глаголиаса. Хорваты использовали его в течение более чем тысячи лет, наряду с использованием письма в начале 20-ого столетия. Аллея была построена довольно недавно, на дороге между городами Рок и Хум. Он состоит из 11 памятников, посвященных развитию и сохранению этого письма.

Переулок начинается в Роке и заканчивается перед городскими воротами города Хума. Среди тех, кому посвящены памятники, находятся Святые Кирилл и Мифодий, который распространили грамотность среди славян, Климентий Орхидский, и последователи основателя первого Славянского университета. Памятники также посвящены самым старым и самым известным письменам Хорватии, и представляют собой каменные изваяния различных исторических документов. [13]

Пещеры Черовак

Множество пещер могут быть найдены в этой местности и все они связаны несколькими шахтами. Пещеры доступны всем туристам. Они часто упоминаются в контексте самых красивых пещер Хорватии. Огромный вход "Donja Cerovacka" (Верхняя Пещера Черовак) была убежищем для доисторического человека. В ней было найдено много доказательств этому. В других частях пещеры были также найдены кости пещерных медведей (Ursus spelaeus). Большинство из них находилось в 237 метров от входа.

Верхняя пещера известна уже довольно долго под названием "Gornja Cerovacka" (Нижняя Пещера Черовак) и была обнаружена при строительстве железной дороги по соседству. Кто бы мог подумать, что черепки глиняной посуды, которым было уже около 3 300 лет, были найдены на первых 100 метров. На расстоянии в 800 метров от входа проход делится на две ветви, левая ведет в так называемый Зал Медведя, где сохранились остатки пещерных медведей. Правая ветвь же намного больше и называет главным проходом.

Колонна Орландо

На протяжении многих столетий, город Дубровник защищал единственное - свою свободу. Он был независимым государством в большей части своего существования, и поражение Венеции в 972 году стало определяющим моментом для развития города. Колонна Орландо была установлена в честь свободы города. В 1419 году колонна была украшена флагом Святого Блазиуса, который символизировал свободу города. Независимость Дубровника продолжалась до входа Наполеоновских войск в 1808 году. После французов, в область прибыли Венгры и Австрийцы. В 1990 году белый флаг с надписью "Libertas" был поднят на колонне, чтобы праздновать независимый дух города. Колонна Орландо - центр города.

На колонне вырезана фигура рыцаря. Рыцарь Роланд, сражения и поступки которого воспевались в баснях, поэзии и песнях и стал символом свободы. Роланд часто описывается как самый великий рыцарь Средневековья, он, как предполагали, был племянником Карла Великого, но несмотря на это, королевское происхождение не избавило его от тяжелой судьбы. Через литературу его смерть стала такой же известной, как и его жизнь. На самом деле Роланд никогда не посещал Дубровник. Предполагается, что колонна была привезена в Дубровник одним из иностранных правителей города. Но сердца людей были столь проникнуты рассказами о его жизни, что они видели параллель между его борьбой и их собственной. [14]

 

Архитектура Хорватии

 

В Хорватии тесно переплелись культурные традиции Запада и Востока. Другой важной чертой Хорватии, говоря современным языком, является высокий уровень ее урбанизации на протяжении веков. Сохранились остатки городов, основанных еще в античный или средневековый период.

Римская античность особенно ощущается в Пуле (прекрасно сохранившийся амфитеатр I в. до. н.э. - I в. н.э., арка Сергия и храм Августа) и в Сплите (Дворец Диоклетиана, нач. IV в.).

К раннему византийскому периоду относятся Евфразиева базилика в Порече (III - VI вв.) с мозаиками, по художественной ценности сравнимыми с мозаиками Равенны (Италия), а также базилика V - VI вв. в Салоне (современный Солин). Архитектура Хорватии тесно связана с традициями искусства западноевропейских стран. Именно под их влиянием выросли замки, соборы, ратуши и городские постройки. Надо заметить, что в 13-14 веках эта территория находилась в серьезной политической и экономической зависимости от Венецианской республики, а с начала 16 столетия от Османской империи. В дальнейшем Хорватия перешла под власть Венгерского королевства, а потом и под жесткой контроль династии Габсбургов. Этот долгий протекторат привнес в культуру славянского государства много новых черт и особенностей, уничтожив старые. Страна постоянно находилась в борьбе: крестовый поход против непокорного западным империям (в первую очередь, французской и германской) города Задара, ведшиеся в 15-17 веках затяжные войны с Османской и Венецианской империями привели к разрушению многих памятников.

В период независимого хорватского государства (кон. I - нач. XII в.) строились храмы, в которых воплотились как центральноевропейские, так и византийские традиции (ротонда св. Доната в Задаре - одна из самых больших церквей IX в. в Европе; базилики в Задаре и Трогире). Романский стиль проник в Хорватию в конце XII в. из Северной Италии и Центральной Европы, готический - в XIII в. Этот стиль характерен для архитектуры Крка, Раба и Трогира (кафедральный собор и портал Радована, 1240 г.) и для Пазина, Загреба (кафедральный собор XIII в. и церковь св. Марка). В XV-XVI вв. в связи с угрозой османского нашествия усилился рост укрепленных городов (укрепления в Загребе). В целом же города Адриатического побережья сохраняли регулярный план застройки, унаследованный еще с античных времен, в то время как города Северной Хорватии имели нерегулярную планировку и скученную малоэтажную застройку. В богатых торговых городах на побережье Далмации в средние века сооружались каменные дома, здания городских коммун, базилики с отдельно стоящими колокольнями. Строгие фасады церквей украшались аркатурами. Наивысшим достижением романской скульптуры являются резные двери кафедрального собора в Сплите (1214 г., мастер Андрей Бувина).

Ренессанс определил облик Дубровника, Шибеника, Осора, Пага, Хвара и Корчулы, барокко - Вараждина, Беловара, Вуковара, а в XVIII в. - Риеки, Осиека и Загреба. Дубровник по количеству превосходно сохранившихся до наших дней памятников эпохи Ренессанса - крепостные стены и башни, общественные сооружения, церкви, дома и дворцы (Княжий двор - вторая пол. XV в., таможня и монетный двор нач. XVI в. и др.) - сравним, пожалуй, только с Венецией и другими городами Италии.

Северные города выполняли функции крепостей и возводились исключительно для защиты от нападений турок. Из пятидесяти таких крепостей, по крайней мере, две необходимо посетить: Великий Табор с мощными башнями (XVI в.) и Карловац. В Славонии и в "заповедном" Загорье недалеко от Загреба сохранились многочисленные замки знати. В основном в плане замки имели форму неправильного многоугольника с мощными приземистыми башнями (замок в Вараждине, бывшем столицей Хорватии до ее переноса в Загреб). В Центральной Хорватии черты ренессанса проявились в миниатюре и редких образцах алтарной живописи, испытавших влияние Южной Германии и Нидерландов.

Во второй половине XVI-XVIII вв. строительство на территории Хорватии резко сократилось из-за османского нашествия и австро-турецких войн. Стиль барокко, сменивший ренессанс, пришел в Хорватию и особенно в ее северные города (Вараждин, Пожега, Славонски Брод, Вуковар, Беловар, Дарувар и др.) в сер. XVII в. благодаря итальянским и австрийским зодчим. В стиле барокко построена церковь св. Екатерины в Загребе.

В начале XIX в. появились постройки в стиле классицизма (дворцы, построенные архитектором Б. Фелбингером в Загребе, в том числе и дворец Елачичей). XIX в. ознаменовался также хаотическим ростом городов в результате развития промышленности и первыми попытками введения регулярных планов застройки (в Загребе, 1880-е годы). Впрочем, остальные хорватские города сохраняли средневековую нерегулярную застройку вплоть до середины XX в.

В XIX и XX вв. активнее всего развивался Загреб (общественные строения, парки и Мирогой, пожалуй, одно из самых красивых кладбищ в Европе), а также Осиек и Риека. Руководили строительством общественных зданий в стиле неоренессанса и необарокко в основном иностранные архитекторы (Южнославянская академия наук и искусств в Загребе, здания театров в Загребе, Сплите и Дубровнике). Национальная архитектурная школа начала складываться в начале XX в. В 20-30-е гг. XX в. в хорватской архитектуре господствовали тенденции неоклассицизма (здание биржи в Загребе) и пришедшего им на смену функционализма, близкого к конструктивизму (постройки архитекторов С. Гомбоша и Д. Иблера). После окончания Второй мировой войны строительство было переведено на индустриальную основу, типовыми зданиями теперь заполнены многие города Хорватии, в том числе и такие, как Загреб, Сплит, Риека и Пула. Примерами современного строительства 60-70-х годов XX в. служат и многочисленные туристические комплексы на Адриатическом побережье, довольно удачно вписанные в ландшафт. Многие из них сейчас реконструируются, часть еще нуждается в модернизации. [15]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: