Что такое Плейбэк-театр
Основоположник Плейбэк-театра - Джонатан Фокс в конце семидесятых годов прошлого века в Нью-Йорке, стал развивать идеи театра спонтанности создателя психодрамы Джейкоба Морено. Другие источники плейбэк театра - традиция устного рассказа и различные театральные теории и практики ХХ века. Образ человека как рассказчика историй, имеющего потребность в историях и жажду быть услышанным, составляет философско-антропологическое основание плейбэк театра.
В переводе с английского, «плейбэк» означает «воспроизведение».
Плейбэк-театр это интерактивный театр основанный на драматическом представлении, воспроизведении историй рассказанных зрителями. В ответ на предложение ведущего представления кто-то из зрителей рассказывает историю из своей жизни (или же вспоминает сон, описывает состояние, чувство, просто фантазирует). И актеры тут же, на глазах у публики, без предварительной подготовки, спонтанно импровизируя и раскрывая красоту и мудрость истории, воссоздают ее на сцене. Представляют как ценный и удивительный рассказ, достойный внимания. Нечто, способное тронуть и научить. Особые формы актерской игры поддерживают баланс между структурой и импровизацией. Успех представления зависит от согласованности и сотрудничества актеров, ведущего, музыканта и зрителей.
По словам Джонатана Фокса, «Плейбэк возвращает театр из области развлечений к его ранней цели – хранить память и сохранять племя сплоченным».
Плейбэк Театр может быть театром для сообщества, «театром соседей»; работать в области образования или в социальных службах; помогать в ритуалах – начало и завершение конференций, праздники; быть средством развития организаций в организационном консультировании или инструментом психотерапии. Плейбэк – не является направленной психотерапией, но часто оказывает целительное воздействие.
Кого приглашаем
Психологов, психодраматистов, арт-терапевтов, психотерапевтов различных школ, социальных работников, педагогов, актеров, режиссеров, студентов соответствующих специальностей и людей интересующихся саморазвитием и самопредъявлением. Обучаться плейбэк-театру может человек, принадлежащий к любой сфере деятельности.
Этот курс для тех, кто никогда не пробовал выходить на сцену, или наоборот всю жизнь там играет; давно мечтает играть в команде; любит импровизировать, хочет научиться чувствовать партнера, надеется прикоснуться к источнику спонтанности и творчества
Курс рассчитан, прежде всего, на взрослых участников, однако, подростки отлично играют в плейбэк-театре.
Объем курса
Объем курса соответствует международному стандарту 180 часов. Программа рассчитана примерно на год.
Как происходит обучение
Будет много практики. Основная форма работы – упражнения для освоения умений, необходимых плейбэк-актеру, изучение форм, используемых в представлении историй, техник ведения спектакля и т.д. Будет много риска и радости. С первого же дня занятий участники практически осваивают формы и техники в мини-представлениях.
Обучение происходит на семинарах-репетициях. Последний семинар программы посвящен супервизии, которая будет проходить в форме представления труппы.
В интервалах между семинарами участники программы собираются на самостоятельные репетиции для отработки техник и навыков.
В процессе обучения труппа обязательно даст несколько представлений для приглашенной публики.
Что получится
- Открытие собственной спонтанности и исследование своих творческих возможностей - особо полезно для психотерапевтов и актеров, а радостно и приятно – для кого угодно
- Возникнут идеи о том, как практиковать Плейбэк в своей профессиональной деятельности - преподавателя, социального работника или психолога
Что потом?
Участники смогут создать собственную труппу и давать представления или присоединиться к уже существующим театрам. Такие театры есть в Москве, а скоро будут и в других городах России.
Сертификат
Участники получат документ сертификат международной «Русско-Украинской школы Плейбэк театр» аффилированной «Центром Плейбэк» (Нью Йорк).
Ведущий программы
Любитов Игорь(Москва) – психолог, психодраматист, обучался в институте психодрамы и ролевого тренинга у Елены Лопухиной. Сертификат практика плейбэк театра получил в первой Московской программе у Йозефа Паради, Петроса Теодороу и других, а потом прошел обучение в Германии на лидерском курсе Джонатана Фокса. Ведет обучающие программы по плейбэк театру в Москве, Санкт Петербурге, во Владивостоке, в Самаре и на Украине. Художественный руководитель плейбэк театра «Алхимия». Играет и ведет спектакли в московской труппе «Театральный джаз» и руководит плейбэк студией «Большой театрик». Автор публикаций, посвященных практике плейбэк-театра. Работает в области семейной системной терапии, в том числе системной психотерапии Б. Хеллингера, сертифицирован Вислохским Институтом Системных Решений и Кельнским Институтом Системных Решений. Старший преподаватель Института Интегративной Семейной Терапии (Москва). Старший преподаватель кафедры Этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ). |
Место проведения: уточняется
Подробности можно узнать по телефону +79279228897, e-mail: zalifa@ngs.ru и на сайте www.artterapya.ru
Стоимость 6800 рублей.
Тематический план:
1. Плэйбэк театр как форма театрального искусства.
1.1. Что такое плэйбэк театр? Его место среди других форм театрального искусства.
1.2. Плэйбэк театр и психодрама, драматерапия.
1.3. Психотерапевтическая функция плейбэк-театра.
1.4. Социокультурная миссия плейбэк театра.
1.5. История развития плейбэк театра, плейбэк театр в мире.
2. Ритуалы плейбэк театра
2.1. Основные формы
2.2. Поведение актеров на сцене
2.3. Представление как ритуал
3. Развитие актерской импровизации
3.1. Развитие навыков импровизации на сцене
3.2. Развитие навыков импровизационного взаимодействия с другими актерами на сцене.
3.3. Развитие сценического восприятия, мышления, внимания, речи и действия.
3.4. Развитие умения проживать свою роль в предлагаемых обстоятельствах.
3.5. Освоение основных форм игры в плейбэк театре.
3.6. Организация сценического пространства плейбэк-театра
3.7. Использование типичного реквизита плейьэк-театра
4. Развития навыков ведения перформанса (кондактинга)
4.1. Функции и роли кондактора.
4.2. Развитие способности кондактора быть в контакте со зрителями и актерами во время перформанса.
4.3. Способы взаимодействия кондактора с рассказчиком, зрителями в зале и актерами.
4.4. Специфика кондактинга при разных формах исполнения историй.
4.5. Особенности кондактинга с разными типами зрителей.
4.6. Процессуально-ориентированный кондактинг.
4.7. Психотерапевтически-ориентированный кондактинг.
4.8. Кондактор как режиссер.
5. Музыка в плейбэк театре
5.1. Основные функции музыки в плейбэк театре.
5.2. Освоение типичных для плейбэк театра музыкальных инструментов.
5.3. Освоение импровизационного музыкального сопровождения плэйбэк перформанса.
5.4. Музыка на сцене плейбэк-театра
6. Перформанс (выступление) плейбэк театра
6.1. Типичная схема плейбэк перформанса.
6.2. Ритуалы в ходе плейбэк перформанса.
6.3. Развитие умения понимать «красную нить» перформанса.
6.4. Стили и жанры игры в плейбэк театре.
7. Развитие психологических способностей и умений
7.1. Развитие спонтанности и креативности
7.2. Развитие интеллектуальной и эмоциональной гибкости. Развитие саморегуляции.
7.3. Развитие аутентичности в проявлении себя и личностной интегрированности.
7.4. Развитие способности самопрезентации.
7.5. Развитие способности осознавать свои переживания и импульсы
7.6. Развитие способности вступать в контакт, быть в контакте и выходить из контакта.
7.7. Развитие способности рассказывать истории и понимать истории, рассказанные другими.
7.8. Развитие способности принимать психологические и социальные различия между людьми, быть толерантным.
8. Частные вопросы
8.1. Работа со снами в плейбэк театре.
8.2. Архетипические сюжеты в плейбэк-тетатре
8.3. Посредничество в решении конфликтов с помощью плэбэк театра.
9. Создание плэйбэк труппы
9.1. Этические принципы плейбэк театра.
9.2. Типы плейбэк трупп.
9.3. Миссия и цели труппы.
9.4. Критерии и процедуры отбора людей в труппу / исключения из труппы.
9.5. Руководство труппой, типы лидерства.
9.6. Планирование и распределение бюджета в труппе.
9.7. Правила функционирования труппы.
9.8. Способы решения конфликтов в труппе.