Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми




Наказание вредно потому, что оно озлобляет

того, кого наказывают…

Желание наказать есть желание мести.

Л. Толстой.

Сегодня о насилии и жестоком обращении с детьми сказано и написано очень много статей, книг, проведено исследований, но проблема в нашей стране не только не исчезла, но и приобрела еще большую актуальность в последние два десятилетия.

Пугает скорость распространения среди детей наркомании, алкоголизма, агрессии, насилия, в том числе поражает увеличение количества случаев сексуального насилия между подростками, применения оружия (ножей, заточек и т.п.), использования бит, стальных прутов и прочего «инвентаря» при выяснении отношений друг с другом. А уж о девичьих «разборках» между собой с фиксацией событий на камеру телефона мы говорить даже привыкли, и это не вызывает у родителей практически никаких эмоций. Что происходит с детьми? Уже давно не секрет, что у истоков асоциального поведения детей стоят проблемы насилия и жесткого обращения с ребенком. Испытав на себе те или иные элементы насилия (чаще всего от людей, которые считались самыми близкими), ребенок, как правило, становится либо подавленным и неспособным занять в жизни активную созидательную позицию, либо агрессивным, озлобленным на окружающий мир. А если добавить к этому ежедневные потоки агрессивной информации, льющейся на детей с экранов ТВ и Интернета, то удивляться бесчувственности и сформировавшемуся спокойному отношению к насилию, как к некой норме жизни у подавляющей части детей не приходится.

Ребёнку легко причинить вред. Большую роль в распространении жестокости к детям неосведомлённость родителей или лиц их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребёнку, непонимание, что не каждое наказание идёт ему на пользу. Немаловажное значение имеет и низкая правовая культура, недостаточные знания законодательных норм, охраняющих права ребёнка и гарантирующих наказание насильников. В том числе нарушение основных прав человека и ребёнка.

Никто и представить не мог, что насилие и жестокое обращение примет характер социальной эпидемии. Сегодня ребенок не может чувствовать себя безопасно ни дома, либо на улице и т.д. Трудно даже представить, в каком кошмаре живут многие дети: боль, унижение, страхи, стресс, депрессия, мысли о смерти и т.д.

Решать проблему нужно как можно быстрее. Я считаю что, решение возможно только при организации серьезной, целенаправленной, системной работы профессионалов, хорошо понимающих ее специфику. Работы с семьей, с несовершеннолетними, с педагогами, с будущими родителями, в трудовых коллективах, в сельских поселениях и т.д. Одним словом – всем обществом со всем обществом!

В связи с вышесказанным, работу по профилактике необходимо начинать уже с детского сада.

В практике жестокое обращение с несовершеннолетними распространено очень широко. Жестокое обращение с детьми – это многоаспектная уголовно-правовая проблема, которой в теории уголовного права уделяется относительно слабое внимание, сама проблема нуждается в разработке.

Жестокое обращение, в трактовке уголовного кодекса – это, прежде всего, физическое или психическое насилие, применяемое в отношении несовершеннолетнего (нанесение побоев, умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное без хулиганских побуждений, связывание, систематические угрозы причинения вреда здоровью, сексуальные домогательства и т.п.), издевательство над его личностью (лишение пищи, тепла, воды). Жестокое обращение с детьми может проявляться и в применении к несовершеннолетним недопустимых способов воспитания (грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатация детей).

Я считаю что, жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей / лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Насилие трактуется как физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающим его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.

Происходящее в настоящем или случившееся в прошлом насилие, совершающееся над ребенком в настоящее время достаточно легко распознать. Синяки, ссадины, царапины, отеки, ожоги и другие физические маркеры распознаются без труда, если не скрыты под одеждой. Известны случаи, когда обнаруживаются следы от побоев ремнем, скакалками по всему телу. Труднее всего понять и сопоставить, что поведение ребенка в настоящее время является асоциальным, Потому, что причиной этому является насилие, совершенное над ним гораздо раньше. Это как раз тот случай, когда при распознавании причин асоциального (девиантного, адиктивного) поведения, ребенок автоматически переходит из категории «трудный ребенок» в категорию «ребенок, которому трудно». Как следствие меняется отношение воспитателей и специалистов (взрослых) к таким детям, меняются подходы и психолого-педагогические технологии. Обозначить проблему и помочь скорректировать поведение такому ребенку может только подготовленный специалист – педагог-психолог, врач-психиатр, психотерапевт.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка:

Возраст 0-6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.

Возраст 6 месяцев – 1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль, испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

Возраст 1,5 – 3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

Возраст 3 года – 6 лет: примирение со случившимся, отсутствие сопротивления,

Пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям, критике, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых), негативизм, агрессивность, лживость, воровство, появляется жестокость по отношению к животным;

Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением, которое сейчас так часто обсуждается по телевидению и др. средствам массовой информации. От 3,5 до 14% всех детей подвергаются жестокому обращению со стороны своих родителей с применением физической силы. Каждый год тысячи детей погибают от рук своих родителей.

Вроде бы жизнь в нашей стране меняется, мы можем наблюдать этот прогресс во многих городах и Республике в целом, но как показывает моя практика не во всех. В Республике воспитывая детей, многие родители продолжают жить устаревшими нормами. В большой части нашего общества телесное наказание ребенка воспринимается как нечто нормальное и ошибочно считается методом дисциплинарного воздействия на ребенка. При этом если взрослый человек ударил другого взрослого, это рассматривается как насилие и агрессия, а если родитель ударил своего ребенка, в большинстве случаев это считается «воспитательным» процессом. В обоих случаях происходит аналогичное действие-удар, ведущее к аналогичному результату: боли или физической травме, а также к сильному психическому страданию. Почему существует это различие в толковании удара взрослого человека, нанесенного другому взрослому, и удара взрослого человека, нанесенного ребенку?

Давайте попробуем разобраться в том, что побуждает родителей воспитывать своих детей методами телесного наказания, как такой стиль наказания отражается на детском теле и психике, и к чему, в конечном итоге, это может привести.

Я рекомендуют тем родителям, кто испытывает желание встряхнуть или ударить плачущего ребенка, постараться проделать следующее: Выйти из комнаты и позвонить приятелю. Включить какую-нибудь успокаивающую музыку. Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10 вздохов. Пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения. Принять душ. Сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте. Суровые наказания и жестокость в отношении детей оправдать нельзя. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится.

Чтобы наказание пошло ребёнку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами:

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать, или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание. Даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребёнок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребёнком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

6. Нельзя унижать ребёнка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства.

7. Если ребёнок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него он уже расплатился.

8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребёнка забитым; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.

Чем же можно заменить наказание? Я считаю - терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей. Объяснением. Объясните ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно краткими. Отвлечением. Постарайтесь предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем то, чем он занят сейчас. Неторопливостью. Подождите, пока проступок повторится. Помните, что существуют бесчисленные альтернативы телесному наказанию. Например: лишение развлечения, отстранение от какой-либо деятельности, естественные последствия: «насорил – убери», «забрызгал – вытри», лишение доверия («не могу тебе доверить, так как ты…») и др.

А ещё не забывайте, что очень действенным методом воспитания является поощрение. Это своего рода искусство воспитания. Оно может быть, как «полезным», так и «вредным».

Вот несколько несложных правил, усвоив которые, как я думаю, вы сможете избежать многих ошибок:

1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.

2. Поощряйте ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

3. Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребёнка, его поведению, но не его личности. Внимая бесконечным восклицаниям «Какой замечательный ребёнок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

4. Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

5. Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите его их принимать. Учите ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

6. Для поощрения ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты, дружественные шаржи и т. п.

7. Если вашему ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.

8. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность ребенка деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребёнок знает, что вслед за действием последует оплата, то его активность превратится в «зарабатывание денег».

9. Позволяйте своему ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком, и вами.

10. Если в вашей семье несколько детей, следите, чтобы поощрение одного ребёнка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды.

11. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…». Ребёнок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок!

А раны, унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь! Научитесь слышать и слушать ЧЕЛОВЕКА, хотя совсем еще маленького, уважать его хрупкий внутренний мир. Ведь его будущее во многом зависит от вас, будет он успешным и счастливым во взрослой жизни или нет, сможет ли добиваться поставленных целей и строить успешную карьеру или ему это будет не по силам. Удастся ли ему создать счастливую полноценную семью или он, повторяя своих родителей, будет воспитывать своих детей методами насилия и жестокого обращения. Дети, выросшие в атмосфере тепла и поддержки, воспроизведут эту атмосферу в своих собственных семьях. А создать такую атмосферу в семье могут только взрослые!

В результате работы по профилактикенасилия и жестокого обращения с детьми в семьях воспитанников за период работы не выявлено ни одного случая жестокого обращения с ребенком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: