Основные классификации: 1. Голант. По уровню активности учащихся: а) пассивные методы: ученики только слушают и смотрят: рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация. б) активные методы: самостоятельная работа учащихся – лаборная, работа с книгой, д/з.
2. Скаткин, Лернер. По уровню включения учащихся в продуктивной творческой деятельности: а) объяснительно-иллюстрированный метод, б) репродуктивный метод: формирование УН, воспроизводство информации по заранее определенному алгоритму, в) проблемное изложение материала: учитель показывает образец выполнения, ставит перед учащимися проблему, показывая путь решения и вскрывая противоречия, г) частично-поисовый (эвристический) метод: учитель делит проблему на подпроблемы, учащиеся осуществляют последовательные шаги решения, д) исследовательский метод: достаточный запас ЗУ, чтобы самостоятельно не только решить проблему, но и поставить ее.
3. Перовский. По источникам получения знаний: а) словесные методы (устный, печатное слово), б) наглядные методы, в) практические методы (формирование умений).
4. Данилов, Есипов. По дидактическим целям: а) методы приобретения новых знаний, б) методы формирования УН и применение знаний на практике, в) проверка и оценка ЗУН.
5. Бабанский. По стимулированию и мотивации учебно-познавательной деятельности: 1) методы организации учебно-познавательной деятельности: а) получение новых знаний: рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с книгой, организованное наблюдение, иллюстрация, демонстрация, б) выработка практических умений и накопление опыта учебной деятельности: упражнения, лабораторные работы, практические работы, в) повторение и закрепление изученного материала: беседа, повторение. 2) методы стимулирующие: а) методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение – порицание, использование игровых форм организации учебной деятельности, система преспетив, б) методы развития познавательного интереса: формирование готовности воспроизводства учебного материала; устраивание игрового приключеньческого сюжета; стимулирование занимательным содержанием; создание ситуации творческого поиска, в) методы формирования ответственности и обязательности: осознание важности успешного обучения; предъявление учебных требований; оперативный контроль. 3) методы организационного взаимодействия учащихся и накопление ими социального опыта: а) освоение элементарных норм ведения разговора, б) метод взаимной проверки, в) временная работа в группах, г) создание ситуации совместных переживаний, д) организация работы учащихся консультантов (подтягивание). 4) методы развития психологических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся: а) творческие задания: сочинения, эссе, рисунки, придумывание заданий. б) постановка проблемы или создание проблемных ситуации, в) дискуссии, диспут, г) создание творческого (креативного) фона, д) переход игровой деятельности на творческий уровень. 5) методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности: а) повседневное наблюдение за работой учащихся, б) устный опрос, в) письменный опрос, г) проверка домашних работ, д) метод тестирования.
|
Средства обучения - источник получения новых знаний, формирования умений и навыков: Простые средства: а) учебники, хрестоматии, раздаточные материалы; б) визуальные средства - картины, карты, модели, реальные объекты и пр. Сложные средства: а) механические визуальные приборы - эпидиаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.; б) аудиальные средства - магнитофон, проигрыватель; в) аудиовизуальные - ТВ, видео, кинофильм; г) автоматизирующие процесс обучения - лингафонные кабинеты, компьютеры, телекоммуникационные сети.
|
17. Составляющие процесса социализации.
В целом процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих:
· стихийная социализация человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;
· относительно направляемая социализация, когда государство принимает определенные экономические, законадательные, организационные меры для решения своих задач; (сроки службы в армии; образование и т.п.);
· относительно социально контролируемая социализация (воспитание) - планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;
· сознательное самоизменение человека, который имеет просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительсво, самосовершенствование, саморазрушение), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.
· Этапы социализации
· В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизации жизни человека.
|
· младенчество - 0-1
· раннее детство - 1-3 юношеский - 18-23
· дошкольное детство - 3-6 молодость - 23-30
· мл. шк. возраст - 6-10 ранняя зрелость - 30-40
· мл. подр. возраст - 1—12 поздняя зрелость - 40-55
· ст. подр. возраст - 12-14 пожилой возраст - 55-65
· ранний юнош. - 15-17 старость - 65-70,
· долгожительство - свыше 70 лет
· Агенты социализации
· Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья, сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
· Средства социализации
· Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения и т.п.
· С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.
· Факторы социализации (социального воспитания), механизмы социализации
· Социализация человека происходит в ситуации, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих то или иное влияние на него. Эти обстоятельства можно назвать факторами социализации.
· В словарях фактор определяется как одно из необходимых условий того или иного процесса. Есть разные подходы к выделению факторов социализации и их классификации. Рассмотрим один из них.
· Условия или факторы социализации в обобщенном виде можно объединить в группы.
· Первая - мегафакторы (космос, планета, мир), которые влияют на социализацию всех жителей планеты.
· Вторая - макрофакторы (страна, общество, государство), которые влияют на социализацию очень больших групп людей, живущих в определенных странах, территориях. Влияние этих двух групп факторов опосредствованно двумя другими группами (мезофакторами и микрофакторами).
· Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный),
· - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку - (этнос как фактор социализации);
· - по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село);
· - по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.).
· Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через факторы четвертой группы - микрофакторы.
· К ним относятся непосредственно влияющие на конкретных людей - семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные, религиозные организации. Четвертая группа - микрофакторы - влияют на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и (или) службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом - и члены их семей.
· В связи с тем, что социализация человека происходит во взаимодействии с различными факторами и агентами, а так же учитывая его активность в процессе социализации, можно выделить несколько универсальных «механизмов» социализации. Условно их можно назвать и охарактеризовать следующим образом: традиционный - через семью и ближайшее окружение; институциональный - через институты общества; стилизованный - через субкультуры; межличностный - через значимых лиц; рефлексивный - индивидуальное переживание и осознание.
18. Сущность и содержание процесса воспитания
Воспитание в широком смысле представляется как «совокупность формирующего воздействия всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей».
Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Воспитательный процесс динамичный, подвижный и изменчивый, отличается длительностью. Для воспитания характерны отдаленность результатов от момента воспитательного воздействия и его непрерывность. Будучи комплексным процессом, воспитание подразумевает единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненных идее целостности формирования личности. Воспитательному процессу присущи вариативность и некоторая размытость результатов, что обусловлено нал чием субъективных факторов — индивидуальными различиями воспитанника их разным социальным опытом, отношением к воспитанию. Процесс воспитания имеет двусторонний характер — прямую и обратную связь от воспитателя к воспитаннику.
Генеральная цель воспитания — формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно исполнять известный ряд объективной системы социальных ролей.
Задачи воспитания можно рассматривать как его цели, взятые в данных конкретных условиях. К таким условиям относятся: возраст обучаемых, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности и т. Задачи воспитания делятся на две группы: инвариантные и вариативные.
Инвариантные задачи воспитания — это общие задачи, стоящие перед всеми типами учебных заведений. Они вытекают из потребности освоения личное системы социальных ролей и имеют системно-ролевую структуру. Каждая из них — составная часть генеральной цели воспитания.