Что стоит за рассказами о цвете




Если вы позволите рисовать детям таким.образом, как мы рассказали, у вас скоро появятся свои собственные рас­сказы и стишки. Они составляют аккомпанемент рисованию и помогают ребенку войти в более тесные взаимоотношения с цветом. Вскоре он начинает разговаривать с цветами и играть с ними так, как будто бы они люди, и когда он рисует, он составляет с ними одно целое. Для ребенка про­цесс рисования становится значительно более важным, чем получающийся в результате этого рисунок. А возникает просто рисунок сам по себе - часто совсем неожиданно для ребёнка - и ребенок, еще охваченный всем происходящим, буде показывать его каждому. Стихи и рассказы вплетаются в его переживания цвета и будут жить б его памяти. Это стимулирует подвижность ума, которая может привести к чувствам и заключениям более многогранным и богатым.

Те дети, которые хотят побыстрее закончить, испытывают трудности, они не могут по-настоящему переживать цвет. Но мы можем им помочь рисовать дальше повторением стихов или легкими намеками. Например: "Твой желтый хочет течь дальше", "Желтый хочет что-то отдать синему, интересно, что это будет» или "Красный все еще не пожелал доброго утра желтому".

Каждому ребенку требуется свое время, чтобы войти в процесс рисования. Один ребенок может быть вовлечен в него с самого начала, другой - только когда цвета появятся на бумаге и начнут разговаривать с ним. Это следует помнить, особенно когда дети рисуют группой, и нужно не слишком резко начинать уборку.

 

Переживание цветов

Дети лучше узнают характер цветов, когда во время ри­сования цвета разговаривают и взаимодействуют. Если дети рисуют только двумя красками, один цвет будет вести себя по отношению к другому иначе, чем если бы цветов было больше.

Исключая 2-х и 3-х-летних, дети обычно не находят удовлетво­рения в рисовании одним цветом, так как он скоро истощает все, что может сказать, и дети продолжают просто рисовать, пока они полностью не закрасят бумагу. Несмотря на это синей краской можно рисовать и одной. Очертания южно сделать, используя темно и светло синий: И так появляются "горы", "волны", "утесы" и "пещеры", последние - посветлее внутри и темнее к краям. Старшие дети испытывают потребность рисовать более четкими формами, и синий отвечает этой потребности. Рисование одним красным может сделать детей совсем необузданными, и рисунок, выполненный одним красным, обычно выглядит каким угодно, только не красивым. Сложнее всего рисовать одним желтым цветом, потому, что ему хочется устремиться с бумаги дальше. Ему нужен второй цвет, чтобы он помог ему показать свою способность лучиться.

Фиолетовый и оранжевый, к зеленый - не простая смесь красного и синего, красного и желтого, синего и желтого соответственно, но это самостоятельные цвета со своими индивидуальными свойствами. В природе мы повсюду встречаем зеленый цвет в раз­личных сочетаниях, и он звучит по-разному: например торжест­венно, даже угнетающе в зелени сосны и остролиста и успокоительно и расслабляюще в зелени лугов. Мы ощущаем багряно-фиолетовые тона как торжественно-праздничные, а иногда напыщенные, а оранжевый, как радостный или агрессивный. Эти цвета: фиолето­вый, оранжевый и зеленый - независимые цвета, и дети должны ощущать их таковыми. Поэтому их нужно брать прямо из тюбика и разводить водой. Их не следует получать путей смешения двух составляющих цветов в одной баночке. Совсем другое дело, когда цвета появляются сами во время рисования. Когда дети рисуют красным и синим, то фиолетовый получается результатом их соединения; когда красный соединяется с желтым, они создают оранжевый. Когда синий встречается с желтым в результате по­лучается зеленый. Это совсем по-другому, чем если бы ребенок лишал или выучил, что желтый и красный дают оранжевый, синий и желтый дают зеленый, красный и синий дают фиолетовый.

Рудольф Штайнер приводит пример того, как донести пережи­вания цвета до школьников:

Давайте же пробудим в ребенке то, что значит смотреть на черный, красный, зеленый, желтый и белый. Давайте пробудим в нем представление о том, что происходит, когда мы обводим круг вокруг точки о Давайте сделаем так, чтобы он глубоко пе­реживая прочувствовал различие того, когда мы рисуем 2 зеленых круга и в каждом из них по 3 красных круга, затем 2 крас­ных и в каждом из чих по 3 зеленых, 2 желтых с 3-я синими в них, затем 2 синих, содержащих по 3 желтых круга. Ш даем де­тям прочувствовать в цветах то, что цвета могут сказать чело­веку, т.к. в мире цвете живет целый мир. Но мы также даем детям познать, что цвета, могут сказать друг другу, что зеленый говорит красному, что синий говорит желтому, синий - зеленом и красный - синему - и здесь мы имеем наиболее прекрасные взаимоотношения цветов.

 

 

Настроения природы

Различные настроения в природе, например, в лесу, у воды, на лугу и контраст между утром и вечером, грозой, штормом и ярким летним днем, побуждает к рисованию детей более старше­го возраста (9-13 лет).. Но важно, чтобы мотив проистекал из цвета. Для утра они могут выбрать яркие, сильные, энергич­ные цвете - золотисто-желтый, ярко-красный; для вечера -ультрамарин, кобальт синий и кармин красный. Оранжевый и фиолетовый получаются в процессе рисования (см. рис.20 и 21).

В рисунке грозы (22) также использовался черный цвет. Для детей было особенным ощущением видеть, как различные оттенки серого получались во время рисования черной крас­кой.

Рисунки 23 и 25 - результат более длительного процесса. рисования на уроке. Сначала дети рисовали достаточно сво­бодно - каждый согласно своему возрасту, темпераменту и при­роде, используя краски: кобальт синий, ультрамарин, темно-жёлтый и ярко-красный. На втором листе они вошли далее в эту цветовую гармонию, а затем, на третьем листе каждый мог создавать свои формы. Таким образом, были выполнены картины летнего цветения.

Рис. 20. Утро Мальчик II лет.

Рис. 21. Вечер. Мальчик II лет.

Рис. 22. Гроза. Мальчик II лет.

Рис. 23-25. Процесс рисования: от цветовой гармонии к мотиву рисунка. Девочка II лет.

Рисунок луговых цветов (27) был сделан как второй рису­нок после свободного рисования красным, желтым и синим (рис.26).

 

Рисуем, что видим

Когда ребенок рисует акварелью, он хочет изобразить то, что видит вокруг себя, дома, деревья, улицы, машины, самолеты, животных, людей, луну и звезды. Детям не составляет труда воспроизвести все эти вещи при помощи кисти. Наоборот, жидкой краской ребенок изображает вещи такими, как он их представляет (рис.28). Делая я то, дети не чувствуют себя принужденными соблюдать точность: четкий контур и-...точные формы или "правильные" цвета. Такое рисование особенно хо­рошо для детей, которые не любят рисовать восковыми мелка­ми, фломастерами или цветными мелками. Рисование кистью и акварелью помогает этим детям художественно выразить себя.

Рисунки 29 и 30 показывают, как дети рисуют исходя из самих цветов. Это сами цвета побудили детей к рисованию. Потом цвета придали настроение рисунку, и в настроении ребе­нок нашел главную тему для своего рисунка.

Переход к рисованию предметов не должен быть определен извне, но должен происходить из самих цветов. Постепенно си­ний становится чем-то, что отступает на дальний план, а красный и желтый тем, что вступает вперед. Таким образом, разви­вается чувство цветовой перспективы, которое позже послужит базисом для построения геометрических перспектив. Рудольф Штайнер даже утверждает, что вредно учить ребенка старшего возраста строить перспективу, если он ранее не открыл перспективы цветовой.

Рис. 2Сс Игра цвета. Девочка 10 лет.

Рис. 27. Луговые цветы. Девочка 10 лет.

Рис. 28. Процессы с фонариками. Мальчик 7 лет.

Рис. 29. Сначала ребенок нарисовал синее пятно, а ниже его зеленое. Потом он нанес на золеный красные пятна и частично закрасил их синим. Более светлые пятна на синем вызваны случайно попавшими каплями воды, но для ребенка они стали звездами, светящимися в небе над зеленой горой с коричневыми пятнами на переднем плане. Мальчик 8 / лет.

Рис. 30. Девочка начала с желтого, разместив его в центре рисунка и окружив нежно-голубым. Зеленый соприка­сается с ним» Когда она стала наносить красные, желтые и синие пятнышки на зеленый, она сказала: Это Пасхальное Солнце, в траве лежат пасхальные яйца. Девочка 8 лет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: