Рисование через времена года




Бранджильд Мюллер

Живопись с детьми


 

"Когда, мы рисуем красками,

мы должны рисовать,

в полной мере осознавая,

что мы вызываем жизнь из того,

что мертво"

Рудольф Штайнер

 

Мы видим, как небо постоянно изменяет свой цвет от светя­щегося голубого до почти черного ночью, с серыми и белыми облаками, окутанными загадочным фиолетовым, пылающе красно­го, светящегося желтым и оранжевым, и нежно зеленого внутри радуги. Когда мы внимательно посмотрим вокруг себя, мы уви­дим, что все пребывает в цвете: белый снег, серый камень, сине-зеленое море, красные яблоки, зеленые луга, золотистые поля пшеницы, фиалки и коричневые коровы.

С детства мы погружены в постоянно изменяющиеся цвета, окружающие нас. Эти цвета влияют на наше отношение к жизни, питают наше настроение и снова выражаются в цвете нашей одежды. Нам нравится носить одежду тех цветов, которые мы выбрали сами.

Дети любят цвета. Ребенок тянет руки к цветным предме­там, которые привлекают его. Скоро он запомнит их, а также запомнит и ощущение, вызванное тем или другим цветом. Дети объединяют себя с цветами (образуют одно целое), вплоть до того, что они ощущают цвета внутри себя. Цвет также влияет на чувства детей. Один цвет может вызвать у ребенка чувст­во благополучия, в то время как другой чувство дискомфорта. Дети более восприимчивы, чем взрослые и потому переживают цвет намного острее.

В раннем возрасте у ребенка восприятие чувств все еще свежо. Все, что он воспринимает, отпечатывается прямо в его теле. Поэтому не следует слишком рано подвергать ребенка воздействию грубого дневного света или мертвого света электрической лампочки. Сначала маленький ребенок воспринимает цвет и свет как различные оттенки яркости. Лишь только тогда глаз становится совершенным органом зрения, когда и цвет и свет, воздействуют на него.

В своей книге "Воспитание ребенка" Рудольф Штайнер приво­дит пример того, как цвет воздействует на ребенка:

Отношение к ребенку "нервному" или так сказать, возбуди­мому и его окружение должны быть другими нежели окружение и отношение к ребенку спокойному и апатичному. Принимать во внимание нужно все - от цвета комнаты и различных предметов, которые обычно окружают ребенка до цвета одежды, в которую он одет... Легко возбудимого ребенка следует одевать в красное и красно-желтое, таким же должно быть его окружение. В то время как вялому, апатичному ребенку помогут голубой и зелено-голубой оттенки. Так как важной вещью является допол­няющий цвет, который создается внутри ребенка. Для красного - это зеленый, а для голубого - оранжево-желтый...

До того времени как дети начинают ходить в школу, многие из них часто путают красный с зеленый и зеленый с красным, менее часто голубой с желтым и желтый с голубым. Они так же могут изменить свой любимый цвет, как девочка про которую мне рассказывала её мать. На протяжении долгого времени ее любимым цветом был зеленый. А когда ей было около шести.лет, она объявила, что ее любимый цвет - красный. Это можно объяс­нить тем, что ребенок сначала переживает добавочный (допол­нительный) цвет сильнее, чем внешний (основной) и лишь с те­чением времени приходит к восприятию взрослого человека.

 

Духовное воздействие цвета

В нашей повседневной жизни мы не думаем о цветах как. об отдельных сущностях: мы привыкли относиться к цвету как к свойству (признаку) предметов. Как бы то ни было, внутрен­нему видению нашей души может быть открыта истинная природа цвета. Гете назвал это "чувственно-духовным воздействием цвета" или, как переводит Истлейк "воздействие цвета отно­сительно духовных ассоциаций" (воздействие цвета в связи с духовными понятиями, связями). Прийти к живому пониманию цвета нам помогут следующие отрывки из "Теории цвета" Гете. Цвета положительные (со знаком плюс) - это желтый, красно-желтый (оранжевый), желто-красный (свинцовый сурик). Они вызывают живые, яркие, возвышенные чувства.

 

ЖЕЛТЫЙ

Этот цвет ближе всех к свету. Он появляется при легком смягчении света, или в полупрозрачной среде, или при слабом отражении от белых поверхностей. В экспериментах с призмой он один простирается широко в световом пространстве, и пока 2 его полюса остаются отделенными друг от друга, прежде чем он смешается с голубым, создавая зеленый, он виден во всей своей чистоте и великолепии...

Ощущение тепла можно испытать, если мы посмотрим на пейзаж через желтое стекло, особенно в хмурый зимний день. Глаз радуется, душа раскрывается и ликует и мы ощущаем ды­хание палящего летнего зноя.

Как бы то ни было, если этот цвет в своей чистоте и яркости приятный и радостный, а в своем высшем проявлении -спокойный и величественный, то с другой стороны, он больше других подвергается загрязнению и производит очень неприят­ное чувство, если он нечистый или если уже начинает приближаться к минусовой стороне. Так желто-зеленый, зеленовато-желтый цвет, который примыкает к зеленому, содержит в себе что-то неприятное...

 

КРАСНО-ЖЕЛТЫЙ

Так как никакой цвет не может считаться неизменным, мы легко можем усилить желтый цвет до красноватого, сгущая или делая его более темным. Этот цвет увеличивает энергию и возникает в красно-желтом более могущественным и прекрас­ным...

 

 

ЖЕЛТО-КРАСНЫЙ

Активная сторона здесь в своей высшей силе, и не стоит удивляться тому, что он особенно привлекает людей импульсив­ных, наделенных физической силой, необразованных. Среди диких народов тяга к нему отмечается повсеместно. И когда дети, предоставленные сами себе начинают смешивать краски, они никогда не жалеют ярко-красный.

Цвета, находящиеся на минусовой стороне - это синий, красно-синий и сине-красный. И они производят впечатление беспокойства, чувствительности и тревоги.


СИНИЙ

Так же как свет все время сопровождает желтый, также можно сказать, что синий приносит с собой принцип темноты,

Так же как небо высоко наверху и отдаленные горы кажут­ся голубыми, так и синяя поверхность кажется нам отдаляю­щейся...

Синий дает нам ощущение холода и поэтому вновь напоми­нает нам о тени.

Комнаты чистого синего цвета кажутся несколько больше, но в то же время они пустые и холодные...

 

КРАСНО-СИНИЙ

Синий очень мягко проникает в красный и приобретает некоторую активность, хотя синий и находится на пассивной стороне. Его изумительная сила в то же время носит другой характер нежели у красно-желтого. Можно сказать, что он скорее тревожный, чем дает живость...

Очень сильно разбавленный, этот цвет называется сирене­вым: но даже в этом состоянии в нем есть некоторая живость без радости.

 

СИНЕ-КРАСНЫЙ

Чувство беспокойства усиливается с нарастанием оттенка, и можно смело полагать, что ковер прекрасного чистого глу­бокого сине-красного цвета будет невыносимым. Поэтому когда он используется для платьев, ленточек и других украшений, то берется в сильно разбавленном и воздушном состоянии, и это раскрывает его характер, как было определено выше, в особенно привлекательном свете.

 

КРАСНЫЙ

Воздействие этого цвета так же специфично, как и его характер. Он дает впечатление торжественности и достоинства в то же время изящества и привлекательности. Первое - в темном и глубоком состоянии, последнее - в легком к разве­денном состоянии. Таким образом, достоинство возраста и привлекательность молодости могут проявиться в границах одной и той же краски...

Яркий пейзаж через красное стекло будет выглядеть в таких ужасных красках, что может внушить чувство страха.

 

 

ЗЕЛЕНЫЙ

Если желтый и синий, которые мы считаем самыми основными и простыми цветами, соединить, то цвет, получающийся в са­мом начале их взаимодействия, можно назвать зеленым.

Этот цвет производит определенно благоприятное воздействие на глаз. Если эти два простых цвет, смешать в абсолютно одинаковом количестве, так, чтобы ни один не преобладал, то в результате этого получится соединение, которое глаз воспринимает как обычный простой цвет.

Но почему же переживание цветов подобным образом так важно для человека, и особенно для растущего ребенка. Для маленького ребенка внутренний и внешний мир почти не­разделимы. Ребенок не просто воспринимает цвет, он в то же время чувствует его качество, ощущает внутри себя его внут­реннюю природу и осознает нематериальную сущность такого цвета. Вырастая, ребенок теряет сознание этого, и к тому времени, как дети идут в школу, они относятся к цвету, как к свойству предметов (голубой мяч, красная крыша и т.д.). И так спо­собность чувствовать различные качества, и воздействия цветов атрофируется и глаз души не получает дальнейшего развития. Часто маленькие дети сами знают, что красный и желтый - теп­лые цвета, а зеленый и синий - холодные, но когда они стано­вятся старше, они уже не так полно переживают это, и данное различие может легко стать абстрактным и мертвым знанием.

Поэтому Рудольф Штайнер советует учителям позволить ре­бенку жить и работать в мире цвета, как можно раньше, вовле­кая себя в то чувство, о котором говорит Гете в своей теории цвета.

Гете привлекает наше внимание к чувствам, которые вызывают в нас цвета. Он указывает на возбуждающую природу красного, и его учение настолько же касается того, что чувствует душа, когда она находится под воздействием красного, как и того, что видит глаз. Также он упоминает о безмолвии и созерцатель­ности, которые испытывает душа в присутствии синего. Мы мо­жем предъявить детям цвета таким образом, что они сразу же испытают те оттенки чувств, которые вызывают эти цвета и совершенно естественным образом почувствуют их внутреннюю жизнь.

Теория цвета Гете показывает отношение цвета к чувст­вам, которые в свою очередь, вызывает побуждение к действии.

Слепые люди, также испытывают духовное воздействие цвета. Хеллеи Келлер писала: "Зрячие люди ошибочно полагают, что слепые начисто лишены способности испытывать красоту цвета". И слепая писательница Урсула Буркхард описывает, как она научилась различать цвета, особенно при помощи сказок, и как она научилась внутренне переживать сущность цветов:

Простые народные сказки рассказывали мне о цвете больше. Когда от злости пожелтела злая мачеха Белоснежки, это дол­жен быть ядовито-желтый цвет, отличный от того доброго насыщенного цвета, присущего колосьям пшеницы. А в каких различных настроениях живет красный цвет в "Белоснежке и Краснозорьке"! Здесь и нежно-красный бутон розового кус­та, и живой красный цвет ягод в лесу. Злые красные языки в глазах рассерженного карлика. И красное утреннее небо све­тится обещанием над пропастью, где ангел-хранитель всю ночь присматривал за детьми, которые замешкались в лесу. В искупительном красном цвете вечера сын короля освободил­ся от облика медведя, и теперь мы можем видеть его живим.и видеть на нем вместе грубой черной шерсти пурпурно-красную мантию, и красный цвет здесь величественный и царственный.

Подобным образом и дети переживают цвета в сказках и из этого формируют свою глубокую и сокровенную связь с цветок

 

ДЕТИ РИСУЮТ АКВАРЕЛЬЮ

Лучший способ познакомить детей с цветом - это дать им порисовать красками, разведенными водой, т.к. в водном растворе цвет лучше выявит свою природу. Даже 2-х -3-х летний малыш может справиться с кисточкой и красками. Он моментально схватит кисточку, окунет в баночку и бу­дет рисовать так, что рано или поздно закрасит всю поверх­ность белого листа бумаги (рис 1). Он охотно будет рисо­вать одним цветом, пока банка, не опустеет, а потом, если он возьмет другой цвет, он без колебаний будет рисовать им поверх предыдущего. И здесь важен сам процесс рисования и созидания. Несмотря на это, влияние цвета будет подсозна­тельно отражаться внутри него. Он любит рисовать акварелью и с радостью углубится в это занятие.

Ребенок 3-4 лет более осведомлен о цветах. Эксперимен­тируя, он будет наносить цвета на бумагу один рядом с дру­гим, аккуратно опуская кисть в банку, и будет поглощен тем, что происходит с красками.на бумаге. Этот процесс, стадия за стадией, показан на серии картинок 2-5.

Рис. 2. Сначала, нарисовала желтым: "Ах, это ангел". Потом добавила синий "Он доволен".

Рис.3. Потом появился кроений, потом опять синий, пока...

Рис. 4. Она опять не опустила кисточку в желтую баночку.

Рис. 5. И картинка, была закончена.

Любовь к цвету также является стимулом к рисованию ак­варелью и для 4-5 летних детей. Их рисование определяется индивидуальным, подбором красок, тем как действует каждый цвет и как он относится к другим цветам в процессе рисования. Эти дети активизируются цветами и всем, что происходит из бумаге и в банке. Ребенок загорается радостью и стремлением и он чувствует огромную потребность в том, чтобы все другие дети, его братья и сестры, папайи маме, разделяли его худо­жественный опыт.

Они будут живо комментировать свои рисунки и то, что происходит с цветами. Вы можете услышать такие замечания, как мой красный сражается с синим, он намного сильнее, он столкнул синий с дороги, синий так окружен красным, что вид­нелась только маленькая полосочка синего.

Один мальчик, когда он увидел красный, окруженный синим (рис. 6), сказал: Мой красный отдыхает, он лежит на синей кроватке"

Другой ребенок, нарисовав синий, окруженный красным, удовлетворенно воскликнул: "Теперь красный проглотил синий".

Девочка 4' лет, рисуя, радостно крикнула: "Мой оранже­вый такой счастливый, он хочет прыгать везде" (рис.7).

Дети постарше, особенно школьники наслаждаются красками и рисованием. Они немного порисуют, а потом наблюдают, что получилось на бумаге, как один цвет встречается с другим, окружает его или присоединяется к нему, как возникают новые цвета и какие это принимает формы. Обладая воображением, они увидят множество вещей в своем рисунке. На рис. 8 один ребенок увидел "утку", а в рис. 9 - "замок в небе". На рис.10 изображено "сокровище в пещере".

Таким образом, мы можем позволить ребенку играть с крас­ками, потому что, располагая цвета рядом, он следует своим соответственным образующим силам. Он радуется, располагая цвета друг с другом, ничего не подразумевая, но с интуитив­ной далью, т.к. ребенок развивает замечательную способность располагать цвета один рядом с другим. Рис. 11 и 12 служат тому примером.

Когда ребенок рисует акварелью, с первыми движениями кис­ти мы увидим два совершенно различных типа рисования. Некото­рые дети начинают так: они наносят одно пятно цвета, потом они располагают другие пятна того же или другого цвета рядом или сверху перового, или они наносят пятна по всей поверхнос­ти бумаги (см. рис.13 и 14). Другие дети рисуют линии и формы (которые потом заполняют), они рисуют кистью, и пользуя ее как карандаш. В то время как первые естественным образом сли­ты с процессом рисования, легко и непрерывно нанося краску кистью на бумагу, другие редко рисуют из своего переживания цвета, они рисуют более аналитично, и им труднее найти свой путь в этот мир игры цвета. Такие дети с радостью примут лю­бой совет, с помощью которого они смогут погрузиться в то, что происходит с цветами на бумаге.

 

ПОДГОТОВКА К РИСОВАНИЮ

В отличие от рисования цветными карандашами, мелом, цвет­ными мелками или цветным воском, рисование акварелью требует подготовки. Эта подготовка важна для детей, т.к. является составной частью рисования, и они должны принимать в ней участие.

Они охотно помогут налить воду в банки и будут смотреть как краска медленно растворяется в воде, когда они тщательно перемешивают ее кисточками. Они внимательно следят за всем проис­ходящим: как кисточки моются в воде и при этом возникают чудесные цвета - и они уже вовлечены в цветовой процесс. Они хотели бы сразу начать рисовать, но сначала нужно подготовить бумагу, и дети с радостью могут помочь в этом. Мы можем подготовить бумагу для маленьких таким образом, что они смогут принять участие в любой стадии подготовки.

Осуществить подготовку к рисованию можно следующим образом.

1. Разведение красок. Используйте акварельные краски в тю­биках, перемешайте с водой при помощи тонкой волосяной кисточки (этой кисточкой нужно пользоваться только для перемешивание красок). Разведите в каждом кувшине (или стеклянной банке) достаточное для всех детей количество одной краски. Каждый раз начинайте с I части краски на 2 части воды. Добавляйте воду, помешивая, пока не достигните нужной консистенции (для пробы возьмите листок влажной бумаги). Для желтого вам потребуется больше краски, чем для красного.

2. Распределение. Разлейте разведенные краски в маленькие тарелочки, блюдца, но лучше всего в малень­кие стеклянные баночки или кувшинчики, в них краска будет светиться наиболее привлекательно для ребят. У каждого ребенка должно быть по одного кувшинчику каждой краски. Можно дать один горшочек и для каждых двух детей, если они уже знают, как сохранить краску чистой.

3.Баночки для воды. Для мытья кисточек наполните баночки из-под варенья на 3/4 водой. У каждого-ребенка должна быть хотя бы одна баночка, т.к. вода очень быстро загрязняется. Подготовка бумаги. Вы можете либо окунуть бумагу в большое блюдо, ванночку для фото-бумаги или емкость с водой так, чтобы она равномерно впитала влагу, либо положить бумагу на доску для рисования или стол и равномерно потереть ее мокрой губкой (предпочтительнее всего натуральной губкой), из сторо­ны в сторону или от верхнего края к нижнему, или от центра к краям, но не круговыми движениями, но не тереть, а то бумага станет шероховатой. Поверните бумагу на другую сторону и повто­рите всю процедуру на другой стороне. И, наконец, удалите излишки воды губкой и аккуратно загладьте пузыри и шарошки. Это очень важно. Размер бумаги будет зависеть от того, что вы хотите нарисовать и будет ограничен возможностями ребенка, но должен быть не меньше А4 /12x8 дюйма. Бумага должна лежать плоско на столе или доске (краску, попавшую на стол у края картины, легко удалить, влажной тряп­кой).

5. И лишь когда все это сделано, ребенок получает кисточку и тряпку (вытирать кисточку и удалять излишки воды и краски).

И, наконец, несколько замечаний по поводу инструментов. Пользуйтесь широкими плоскими кисточками (№16 и № 18), кото­рыми можно наносить краску более легко. Более того, при их помощи детям проще делать мазок, чем жесткими кистями. Белая двойная бумага или дешёвая не глянцевая рисовальная бумага подходят больше, чем альбомная, т.к. в ней слишком много клея и она не впитывает воду.

Рудольф Штайнер сделал несколько заметок об использовании акварели:

Нужно особенно следить за тем, чтобы ребенок не пользовался красками прямо из тюбика или коробки. Это неверно даже в про­фессиональной живописи. Следует рисовать из емкости, в кото­рой краска уже разведена с водой или другой жидкостью. Нужно, чтобы возникло внутреннее, сокровенное отношение к цвету - также и у ребенка - а такого сокровенного отношения не будет, если вы рисуете с палитры, но оно разовьется, когда вы рисуе­те краской, растворенной в емкости.

Когда приготовления завершены, тишина ожидания естественным образом охватывает детей. Потом кисточка погружается в банку с водой, проверяется на чистоту, вытирается тряпкой и погру­жается в банку с цветом. Кисточку, прежде чем наносить краску на бумагу, нужно 2 или 3 раза отжать о край банки, иначе изображение будет слишком мокрым.

 

Рисование цветом

Рисование цветами - красным, синим, зеленым, желтым, оран­жевым, фиолетовым, коричневым, белым, серым и черным позволя­ет нам выявить их особенности. Рисовать цветами означает жить с ними и в них. Райнер Мария Рильке писал о Сезанне сле­дующие:

"Никогда мне не было так очевидно, что живопись - это на самом деле деятельность, происходящая среди самих цветов, что цвета, для того, чтобы они выявились, надо предоставить самим себе. Живопись - это взаимодействие между самими цвета­ми, и если кто-нибудь будет вмешиваться, навязывая им свое собственной расположение или допуская любое человеческое соображение, или свое собственное искусство, или умственную изобретательность, тогда цвета будут растревожены, и цвето­вое соотношения нарушится."

Теперь посмотрим, как эти мысли находят практическое при­менение в нашем рисовании с детьми. Уже разводя краски, я даю детям указания по поводу того, что мы собираемся рисовать, что-то вроде этого:"Сегодня синий и красный собираются творить друг с другом чудеса", или "Интересно, что Желтый собирается сказать Синему", или если мы собираемся рисовать только синим: "Сегодня синему хочется побыть одному", или, если мы собираемся рисовать только двумя красными красками -кармином темным и киноварью светлой: "2 Красных брата поспо­рили раз, кто сильней из них сейчас". Таким образом, можно установить направление, которое приведет детой к цвету. Цель всегда - это пробуждение в ребенке его собственных творческих сил.

То, что случается, когда Синий и Красный показывают друг другу чудеса, появится на рисунке каждого.ребенка, но каждый ребенок сделает это вольно, по-своему. Даже дети дошкольного возраста могут добиться того, чтобы цвета показывали друг другу чудеса так, как того требуют цвета. Дети это делают, взяв мой рисунок за образец, который они не копируют, а сле­дуют ему вольно и индивидуально, и поэтому они полностью поглощены тем, что они делают.

Однажды мы рисовали "Синий, Желтый и Оранжевый собирают­ся играть вместе". Сначала дети нанесли кистью немного си­него, немного желтого и немного оранжевого. Один ребенок расположил в середине листа все три цвета друг за другом, в то время как другой нарисовал по одному цвету в каждом углу, а третий нанес цвет маленькими пятнами по всему листу. Таким образом, у каждого ребенка была различная стартовая точке игры, которая вот-вот должна начаться. На картинке 15 вы видите, что мальчик начал рисовать ярко-желтым и могущест­венно светящимся оранжевым, ост&вляя свободные места, чтобы потом закрасить их синим. Рисунок получился живым и подвиж­ным, возможно цвета, тоже играют?

Рис. 15 Синий, Желтый и Оранжевый играют вместе. Мальчик 8 лет.

 

Рассказы о цветах

Иногда, во время подготовки к рисованию, я рассказываю небольшие рассказы о цветах, наподобие этой, рассказанной Л.Лионни.

Когда Желтый нашел Синий, он позвал "Ах, вот где ты! А я тебя искал". Потом они засмеялись и бросились друг другу в объятия. И они были тек счастливы, что стали зелеными как трава.

Как только приготовления были закончены, дети, руководст­вуясь этим рассказом, начали рисовать берлинской лазурью и лимонно-жёлтым: вдоль верхнего края они нарисовали большое желтое пятно, а вдоль нижнего - синее меньшего размера. Потом они пододвинули желтый к синему, а синий к желтому. Это повто­рялось несколько раз. Где желтый встретился с синим, желтый заключил в себя синий и проник в него. Сначала цвета нежно врисовывались друг в друга, потом сильнее.

Сходный с этим процесс рисования происходит через рассказ о цвете Шредера:

Яркий пылающий красный и лучезарный желтый были друзьями.

"Мне хотелось бы быть таким же лучистым как ты", - сказал Красный.

"Л мне хотелось, бы пылать так же ярко как ты", - сказал Желтый.

Тогда Желтый дал Красному немного своего лучистого сияния, а красный дал Желтому немного своего яркого горения.

Мы можем многое узнать о цветах и их взаимоотношениях, ес­ли позволим красному, синему и голубому побывать на дне рожде­ния. Цвет-именинник должен быть центром процесса рисования, и рисовать мы начинаем с него. В следующем примере день рождения праздновал синий. Поэтому синий был главной персоной, и дети сначала рисовали не бумаге только синий, почти забывая оставить место, для других цветов (что можно видеть на рис. 16). Но ре­бенок перестал рисовать одним синим, когда его направили на верный путь в новое переживание цвета при помощи стишка: "А вот два гостя - Желтый и Красный - приходят к Синему на празд­ник."

Теперь дети нанесли на бумагу много желтого и добавили крас­ный, а стишок продолжается. "Как день рожденья наступает, дру­зей, конечно, поздравляют, и гости синему дарят и плащ и плед, и Синий рад".

Потом дети стали врисовывать красный и желтый в синий. Но они следили за тем, чтобы не совсем закрыть цвет-именинник. Их интерес теперь был больше направлен на появляющиеся новые цвета -зеленый, оранжевый и фиолетовый. "Воскликнул биний: "Вот это весть - смотрите, появились здесь зеленый, оранжевый. Идем поскорее и ты фиолетовый. Вот сколько друзей!".

С этими словами я закончила рисование. А дети, все еще живущие тем, что они видели и делали, повторяли стишок, убирая столы, и ушли домой счастливые. Еще один пример синего, справляющего день рождения, показан на рис. 17.

Стихи также могут придать рисованию правильное настрое­ние. Сначала я передаю содержание стиха и только в конце ри­сования декламирую его, и урок рисования заканчивается им. Примеры подходящих стихов даны в конце книги.

Рис. 16. У Синего день рождения. Мальчик б лет.

Рис. 17. У синего день рождения. Девочка 8 'лет.

 

 

Рисование через времена года

Большое разнообразие цветовых настроений можно создать выбором различных цветов. Таким образом, через рисование мы можем провести ребенка к переживанию времен года и празд­ников года. Следующие предложения можно предложить видоизме­нить для различных частей света с их климатом и праздниками.

Зимой хорошо рисовать синим - богатство тона от светлого к темному предлагает большое разнообразие форм. К большому изумлению детей, на белой бумага можно создать настоящие зимние картины.

Весной детям доставляет удовольствие рисовать нежно-желтым, лимонным цветом и синим ультрамарином. Синий и желтый смешиваются, и к радости детей появляется нежно-зеленый. Дети (и мы) переживаем некоторую загадочность зеленого. Светлый и темный создают что-то новое, и когда они встречают­ся, то они отдают свою индивидуальность.

Когда в саду появляется цвета сияющих тюльпанов и нарциссов детям хочется рисовать энергичными красками, золотисто-желтым и ярко-красным. Если на зеленое поле они нанесут мазки красной, желтой и синей краски, они тут же создадут радостное Пасхальное нестроение.

Летом нам хочется рисовать тепло-красным, лучистым жел­тым и сияющим оранжевым. Красный рисуется как отважный ге­рой, отправляющийся на поле сражения. Желтый становится его соратником, освещая весь мир.

Когда к нам приходит осень, природа опять раскрывает себя во всем своем многообразии красок. Что может быть более подходящим, чем попытаться соперничать с природой при по­мощи кисти. Дети смело принимаются за работу, используя все цвета, пока на бумаге не получится внешняя многокрасочность (рис. 18 и 19).

Осеннее настроение достигает своего апогея в канун Дня всех святых, когда, мы можем показать с красками чудеса. Как это делается? Дайте ребенку нанести на бумагу несколько красных, желтых и синих мазков. Красный цвет - волшебник, кото­рый может преобразить все синие и желтые мазки: дети акку­ратно закрашивают синие пятна красным, пока они не станут фиолетовым и бордовыми, и все желтые пятна, пока они не станут оранжевыми. Это занятие особенно нравится школьникам, и они погружаются в это занятие с различной степенью сосре­доточенности, в зависимости от их темперамента. Мы также можем нарисовать:

Волшебный красный цвет окрестности обходит

И очень скоро желтый цвет находит

И красный пикнуть не успел, как сразу пооранжевел.

 

Или в День всех святых:

 

В ночь всех святых, хотите знать,

Плутишка Красный

Шутку захотел сыграть

Шутник опасный.

Он с Синим цветом слился

И в Синий превратился.

А Синий, слившись с Красным,

Стал Красным в одночасье.

И теперь никто не знает,

Кто из них есть кто –

У обоих на двоих пурпурное пальто.

 

И когда в ноябре нас на улице окружают приглушенные серые и коричневые цвета, цвете начинают загораться в нас самих. Дети чувствуют это, и им хочется спокойно и заботливо нарисовать что-то особенно приятное для папы или мамы, предпочитая голубые и фиолетовые тока. В этом стишке выражено предрождественское настроение:

Ты видишь в этом синем

Темном цвете ночи,

Как ярко-желтая звезда

К тебе спуститься хочет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: