Раздел 2. Древнейшая и древняя история.




Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения

По дисциплине

«История»

 

 

Калининград

 

Одобрено кафедрой общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

Составлена в соответствии с Примерной программой для средних специальных учебных заведений на базе общего среднего образования.

 

 

И.Е Булдакова. История. Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения (базовый уровень).

 

 


Пояснительная записка.

 

В учреждениях среднего профессионального образования для студентов, обучающихся на базе средней школы, учебным планом предусмотрено обязательное изучение курса «История».

Объектом изучения являются основные вехи цивилизационного развития России и мира. Курсы истории строятся по проблемно-хронологическому или проблемному принципу.

Материал по истории России представлен в контексте всемирной истории, что позволяет глубже проследить исторический путь страны в его своеобразии и принадлежности к мировому развитию. Проводится сопоставление отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории: социально-экономическое и политическое развитие в странах Европы и на Руси в средние века, политическая раздробленность, формирование централизованных государств, отношение светской и церковной власти, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация, особенности политического и общественного развития в новое время и другие. Особое значение придается характеристике истории нашей страны в контексте мировой истории XX века. В комплексе изучаются вопросы истории международных отношений и внешней политики России (СССР); материалы всеобщей и отечественной истории сочетаются в темах по истории Первой Мировой войны, Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны.

Курс рассчитан на три семестра. В первом семестре изучаются разделы: «Основы исторического знания», «Древнейшая и древняя история», «История средних веков». Во втором семестре: «История нового времени». В третьем семестре: «Новейшая история» (1 часть раздела с 1917/18 по 1945 год и 2 часть раздела с 1945 года до наших дней).

Основой работы студентов заочного отделения является самостоятельная подготовка – выполнение контрольных работ, по одной работе в семестр, и подготовка к сдаче зачетов или экзамена в первых двух и экзамена или зачета в третьем семестре.

 


Содержание дисциплины

 

Раздел 1. Основы исторического знания.

1. Понятие – история. Предмет исторической науки.

2. Исторический источник: понятие, классификация.

3. Историческое знание, проблемы его достоверности. Научное и вненаучное историческое познание.

4. Методы исторического исследования.

5. Концепции исторического развития (формационные, цивилизационные, технократические).

6. Проблемы периодизации всемирной истории.

Раздел 2. Древнейшая и древняя история.

2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций.

1. Варианты периодизации первобытной истории.

2. Проблемы происхождения человека: где зародился человек, когда зародился человек. Основные признаки выделения человека из животного мира. Версии о происхождении человека.

3. Праобщина (общая характеристика, проблемы возникновения мышления и речи, зачатки идеологических представлений). Родовая община (развитие хозяйства и материальной культуры, общественные отношения, духовная культура).

4. Неолитическая революция.

5. Разложение первобытного общества. Переход от первобытности к цивилизации (изменения в хозяйственной жизни, общественных отношениях, складывание государственности).

6. Признаки государства. Происхождение государства – основные гипотезы. Признаки цивилизации.

2.2. Цивилизации Древнего Востока.

1. Цивилизации Древнего Востока. Географические и временные рамки их существования.

2. Воздействие естественной среды на развитие хозяйства, общества и государства в цивилизациях Древнего Востока.

3. Восточная деспотия. Структура общества в цивилизациях Древнего Востока.

4. Культура Древнего мира: религия, мифология, эпос, картина мира, архитектура, скульптура.

2.3. Цивилизации античности: Греция, Рим.

1. Воздействие естественной среды на формирование и развитие древнейших цивилизаций в Европе.

2. Периодизация истории Древней Греции.

3. Великая греческая колонизация: причины, значения, последствия.

4. Античный полис: признаки, социальная структура, формы государственного устройства в полисах, причины и сущность кризиса полисной структуры.

5. Эллинизм.

6. Этапы и их особенности в развитии римской цивилизации.

7. Царский Рим: основные события, общественное и государственное устройство.

8. Республиканский Рим: особенности развития, борьба патрициев и плебеев, ее значение, общественное и государственное устройство.

9. Римская империя: этапы развития, общественное и государственное устройство, античное классическое рабство.

10. Причины кризиса и падения Западной Римской империи.

11. Варвары и Рим. Великое переселение народов.

12. Культура античности: мифология, литература, зодчество, скульптура.

13. Возникновение христианства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: