Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения
По дисциплине
«История»
Калининград
Одобрено кафедрой общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Составлена в соответствии с Примерной программой для средних специальных учебных заведений на базе общего среднего образования.
И.Е Булдакова. История. Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения (базовый уровень).
Пояснительная записка.
В учреждениях среднего профессионального образования для студентов, обучающихся на базе средней школы, учебным планом предусмотрено обязательное изучение курса «История».
Объектом изучения являются основные вехи цивилизационного развития России и мира. Курсы истории строятся по проблемно-хронологическому или проблемному принципу.
Материал по истории России представлен в контексте всемирной истории, что позволяет глубже проследить исторический путь страны в его своеобразии и принадлежности к мировому развитию. Проводится сопоставление отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории: социально-экономическое и политическое развитие в странах Европы и на Руси в средние века, политическая раздробленность, формирование централизованных государств, отношение светской и церковной власти, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация, особенности политического и общественного развития в новое время и другие. Особое значение придается характеристике истории нашей страны в контексте мировой истории XX века. В комплексе изучаются вопросы истории международных отношений и внешней политики России (СССР); материалы всеобщей и отечественной истории сочетаются в темах по истории Первой Мировой войны, Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны.
|
Курс рассчитан на три семестра. В первом семестре изучаются разделы: «Основы исторического знания», «Древнейшая и древняя история», «История средних веков». Во втором семестре: «История нового времени». В третьем семестре: «Новейшая история» (1 часть раздела с 1917/18 по 1945 год и 2 часть раздела с 1945 года до наших дней).
Основой работы студентов заочного отделения является самостоятельная подготовка – выполнение контрольных работ, по одной работе в семестр, и подготовка к сдаче зачетов или экзамена в первых двух и экзамена или зачета в третьем семестре.
Содержание дисциплины
Раздел 1. Основы исторического знания.
1. Понятие – история. Предмет исторической науки.
2. Исторический источник: понятие, классификация.
3. Историческое знание, проблемы его достоверности. Научное и вненаучное историческое познание.
4. Методы исторического исследования.
5. Концепции исторического развития (формационные, цивилизационные, технократические).
6. Проблемы периодизации всемирной истории.
Раздел 2. Древнейшая и древняя история.
2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций.
1. Варианты периодизации первобытной истории.
2. Проблемы происхождения человека: где зародился человек, когда зародился человек. Основные признаки выделения человека из животного мира. Версии о происхождении человека.
|
3. Праобщина (общая характеристика, проблемы возникновения мышления и речи, зачатки идеологических представлений). Родовая община (развитие хозяйства и материальной культуры, общественные отношения, духовная культура).
4. Неолитическая революция.
5. Разложение первобытного общества. Переход от первобытности к цивилизации (изменения в хозяйственной жизни, общественных отношениях, складывание государственности).
6. Признаки государства. Происхождение государства – основные гипотезы. Признаки цивилизации.
2.2. Цивилизации Древнего Востока.
1. Цивилизации Древнего Востока. Географические и временные рамки их существования.
2. Воздействие естественной среды на развитие хозяйства, общества и государства в цивилизациях Древнего Востока.
3. Восточная деспотия. Структура общества в цивилизациях Древнего Востока.
4. Культура Древнего мира: религия, мифология, эпос, картина мира, архитектура, скульптура.
2.3. Цивилизации античности: Греция, Рим.
1. Воздействие естественной среды на формирование и развитие древнейших цивилизаций в Европе.
2. Периодизация истории Древней Греции.
3. Великая греческая колонизация: причины, значения, последствия.
4. Античный полис: признаки, социальная структура, формы государственного устройства в полисах, причины и сущность кризиса полисной структуры.
5. Эллинизм.
6. Этапы и их особенности в развитии римской цивилизации.
7. Царский Рим: основные события, общественное и государственное устройство.
8. Республиканский Рим: особенности развития, борьба патрициев и плебеев, ее значение, общественное и государственное устройство.
9. Римская империя: этапы развития, общественное и государственное устройство, античное классическое рабство.
10. Причины кризиса и падения Западной Римской империи.
11. Варвары и Рим. Великое переселение народов.
12. Культура античности: мифология, литература, зодчество, скульптура.
13. Возникновение христианства.