Игры на развитие звукослогового анализа и синтеза слов




1. «Спой начало». Узнавание и выделение гласного в начале слова: уулица — У.

2. «Назови конец». Выделение согласного звука в конце слова: кот — Т.

3. «Перечисли звуки». Полный звуковой анализ обратных слогов: АХ — А, X; обязательным является правильное называние согласного звука, без добавления «э» — мм, не «мэ».

4. «Соедини вместе». Синтез обратных слогов: О, П — ОП.

5. «Назови начало». Выделение согласного в начале слова: сссоки — С.

6. «Скажи быстро». Синтез прямого слога: С, А — СА.

7. «Назови звуки». Анализ прямого слога: СА — С, А.

8. «Что поём?» Выделение гласного в середине односложных слов: сооок — О.

9. «Назови по порядку». Полный звуковой анализ слова: рак — Р, А, К.

10. «Чем похожи слова?» Мак, рак, так, сок, лук — в конце слов звук К; сани, сом, сук — в начале слов С; коза, розы, возы — в середине слов 3.

11. «Синий — красный». Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б — синюю, И — красную и др.

12. «Найди красный домик». Дети получают по две схемы: из двух и трёх клеток и красные фишки; взрослый называет слова типа ам, му, сок, а ребёнок закрывает красной фишкой на схеме определённую клетку — гласный звук.

13. «Найди синий домик». Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом — Д, М; только заданный согласный, например, М в словах: ум, мы, дом, мох.

14. «Напишем правильно». Ребёнок составляет слово из фишек, например, сок: синяя фишка обо­значает звук С, красная — О, ещё синяя — К, все фишки ставятся под кар­тинкой, затем слово прочитывается.

15. «Чего не стало?» После составления слова типа дым ребёнка просят закрыть глаза, в это время одну фишку убирают и спрашивают малыша: «Какой звук убе­жал?» После отгадывания фишку возвращают на место, затем убирается другая фишка.

16. «Где домик?» Определение позиции изучаемого звука в слове.

Дети получают по три карточки из трёх клеток с синими (красными, зелёными) квадратиками в начале, в середине и в конце. В ответ на слово с изучаемым звуком в начале слова ребёнок показывает первую карточку, со звуком в середине — вторую и в конце — третью.

17. «Наведи порядок». Картинки распределяются на три стопки в соответствии с позицией заданного звука: лампа, белка, мел — Л в начале, в середине, в конце слова.

18. «Поющий конец». Выделение гласного в конце слова: водааа — А.

Сколько раз поём?»

Сколько раз открываем рот, столько раз и поём гласные звуки.

20. «Раз поюслог говорю».

Определение слога: в каждом слоге обязательно есть гласный звук. Вывод: в слове бывает столько слогов, сколько гласных звуков.

Послушай и посчитай».

Произносятся слова из одного-двух слогов, а дети их считают.

22. «Назови и раздели». Дети называют картинку по слогам и определяют их количество:

а) при назывании слова подставляют руку под подбородок;

б) сложенными ладонями рук на каждый слог делают движения

из стороны в сторону;

в) загибают пальчики на руке;

г) откладывают на каждый слог палочки.

23. «Назови слоги по порядку». Обучающий показывает картинку, а дети называют слоги, из которых состоит слово.

24. «Отстучи правильно». Ребёнок стучит или хлопает в ладоши столько раз, сколько слогов в названном слове.

25. «Слушай внимательно». Ребёнок отбирает картинку, в названии которой столько слогов, сколько раз простучал водящий.

26. «Что можно петь?» Обучающий называет слова из одного-двух слогов, а дети называют гласные звуки: суп — У, руки — У, И.

27. «Что нельзя петь?» Ребёнок называет согласные: кот — К, Т.

28. «Покажи фишку». Детям раздают цветные фишки: большие прямоугольники — слова, маленькие — слоги. Обучающий произносит: СА, сад, ЛО, ложка и др. Дети в ответ показывают соответствующую фишку.

29. «Придумай правильно». Обучающий показывает фишки слова или слога, дети отвечают со­ответственно, придумывая слова и слоги с любым звуком или с заданным.

30. «Телеграф». Дети добавляют по одному слогу, передавая по «телеграфу»: че-ре-па-ха, пятый называет снова первый слог.

31. «Кто придумает конец, тот и будет молодец». Даётся первый слог, дети заканчивают слово по-разному: РА — рама, радость, работа...

32. «Найди и закончи». Предлагают пять картинок, называют первый слог одного из слов, а ребёнок заканчивает. Например: ЗА-бор, СА-ни, ЛУ-на. Лапа, луна, забор, сани, зубы.

33. «Добавь начало». Обучающий произносит последний слог названия одной из предло­женных картинок (например: рыба, часы, рука, окно), а дети называют на­чало слова или всё слово: СЫ— часы, БА — рыба, НО — окно, КА — рука.

34. «Выбери картинку по схеме». Ребёнок получает карточку, на которой наклеены три картинки с раз­ным слоговым составом (или три карточки): самовар, Буратино, лампа; внизу — лишь одна схема слогов — три прямоугольника. Какое слово оно изображает? Ребёнок должен показать самовар.

35. «Слог — звук». Цель: отдифференцировать фишки: слоги — прямоугольники, звуки — квадратики. У детей на руках по две фишки. В ответ на услышанное: БА, Т, К, СО... дети должны показать соответствующую фишку — прямоугольник или квадратик.

36. «Слог — слово — звук». У детей по три фишки, они выбирают одну из них.

37. «Пирамида». Дети расставляют картинки на полочках сверху вниз, строя пирамиду:

а) с постепенным увеличением количества слогов в их названиях;

б) с увеличением количества звуков (не более пяти и без стечения согласных).

38. «Подбери картинку к схеме». Раздают карточки-схемы с разным количеством слогов-прямоуголь­ников. Ребёнок подбирает соответствующую картинку из предложенных.

39. «Придумай сам»:

а) дети называют любые слова с заданным количеством слогов;

б) ребята называют предметы, окружающие их в группе, дома.

40. «Дрожит — не дрожит». Знакомство детей со звонкими и глухими согласными. Ребята прикладывают руку тыльной стороной к гортани и произносят отдель­ные звуки: С, 3, К, Т, Д... Делается вывод: «Когда в горле что-то дрожит, мы слышим голос; если не дрожит, то шипение».

41. «Что с голосом?» (Ребят заранее предупреждают, что речь не идёт о гласных звуках, ко­торые можно петь.)

Называют слова, а ребёнок — звонкие звуки: рот— Р, нос— Н.

42. «Что без голоса?» В названных словах дети выбирают глухие согласные: суп — С, П; вот — Т. произносит слова, где «соседи» в начале слова, а дети называют согласные: стол — СТ, крот — КР.

52. «Где „соседи"?» Картинки, в названии которых есть стечение согласных в начале сло­ва, ребёнок ставит в начало ряда; если же в конце слова — в конец ряда. Например: стул, трава, двор (СТ, ТР, ДВ); зонт, лист, торт (НТ, СТ, РТ).

Добавим звуки».

—Что получится, если к началу слова рот добавим К?

—Получится крот.

—Чем различаются слова рот - крот по смыслу?

Рот — часть тела, крот — животное.

—Чем различаются слова по звуковому составу?

—В слове крот есть «соседи» — КР, в нём четыре звука, а в слове рот — три.

Другие слова: мехсмех, раныкраны, котскот, рак — брак; шар — шарф, волволк, спор — спорт...

54. «Буква потерялась». Взрослый называет картинки, намеренно пропуская звук при стече­нии согласных: «зот» — зонт, «тиг» — тигр, «бат» — брат... Ребёнок добав­ляет пропущенный звук и называет «соседей».

55. «Поздоровайся с „соседями"». Ребёнок получает одну схему из пяти клеток и картинки с изображе­ниями: шприц, вишня... Задание: подобрать нужные фишки и закрыть «со­седей».

Примеры выполнения задания: грач — две синие фишки (ГР); клюв — синяя и зелёная (К, Ль), хлеб — синяя и зелёная (ХЛь), танк — две синие (НК) и др.

56. «Определи слово». Ребёнок получает карточку. На ней три рисунка, названия которых не одинаковы по звуковому составу; внизу — схема одного из этих слов. Нужно определить, к какой картинке относится эта схема.

Пример: шкаф (две синие, красная, синяя фишки), волк (синяя, крас­ная, две синие фишки), хлеб (синяя, зелёная, красная, синяя фишки).

57. «Напиши сам». Ребёнок «пишет» названия картинок со стечением согласных, поль­зуясь одними фишками, без схемы.

58. «Раздели „соседей"». Деление слов на слоги со стечением согласных в середине слова. Взрослый называет первый слог, ребёнок договаривает: кош-ка, руч-ка...

59. «Что останется?» Деление слов со стечением согласных, относящихся к разным слогам. Что останется, если отнять последние два звука или первые три? При­меры: лож-ка, дос-ка, доч-ка, лам-па...

60. «Три плюс два». Обучающий показывает картинки: сумка, репка, чашка, вилка и др. Один ребёнок называет первые три звука — слог, другой договаривает.

61. «Где „соседи"?» Произносятся слова со стечением согласных в начале, в середине и в конце слов; впереди на некотором расстоянии друг от друга лежат три картинки (игрушки), в названиях которых «соседи» находятся в разных местах: крот, кукла, шарф. Дети молча показывают на соответствующий рисунок.

62. «Поможем „соседям" навести порядок». Названные картинки ребёнок кладёт в начало, конец и середину ряда в соответствии с занимаемым согласными звуками местом.

63. «Угадай слово». Умение определить количество звуков в слове. У каждого ребёнка по одной схеме — от трёх до пяти-шести клеток. На доске десять и более кар­тинок. Нужно выбрать тот рисунок, название которого по числу звуков совпадает с числом клеток схемы.

64. «Самое длинное слово». Среди пяти-шести картинок нужно определить ту, название которой содержит наибольшее количество звуков.

65. «Самое короткое слово». Среди тех же картинок надо найти ту, название которой содержит наименьшее количество звуков.

66. «Слово рассыпалось». Произносятся три звука, например К, С, О. Так как к этому времени дети обычно уже знают буквы, они быстро составляют слово — сок.

67. «Что получится?» Что получится, если в слове сок С заменить на Б, затем на Т; О на А; Т на Р и т. д.: сок — бок — ток — такрак — лак — лук — сук — тук.

68. «Что заменим?» Что нужно заменить, чтобы вместо слова сок получилось слово сук}

Слова для работы по данному заданию:

Сеня — Соня — Топя — Толя — Коля — Поля — воля;

игла — игра — икра; кара — фара — фарс — барс; кистькостьгость;

лукжуксук — сок — коккот — тотпотпол, колвол;

кабина — калина — малина — Марина;

кошкамошкамышка — мишка — миска — маска — марка;

сам — сом — сор — сок — сук — суд — сад — рад — родкот — кит;

сычсыр — сор — сонсом — сок — суксупсуд — сад — сам;

соль — роль — моль — ноль — боль — быль — бык — бок — бак — рак;

пол — волкол — кон — кот — рот — бот — быт — битбисбас.

Меняем на одном месте».

Звук заменяется только в одной из заданных позиций:

бакбыкбук — бок, лук — тук — сук — жук — бук;

гора — корапоранора, гол — колпол — мол — дол;

дом — том — сом — ком — лом, день — тень — пень — лень;

мал — молмул — мел — милмылмял — мёл;

Машакаша — Саша — Даша — Пашанашаваша;

майкагайка — сайка — зайка — лайкашайка — байка;

лей — пей — бей — сейчей — вей;

печкипачкипочки — пучки; роль — сольмольтольболь;

порт — сорттортфорткорт, лепкарепка — щепка.

Найди ошибку».

Жучка будку не доела: неохота, надоело. (булку)

Улетела на три метра шляпа дядина из ветра. (фетра)

На волке сметана, творог, молоко, (полке)

И рад бы поесть, да достать нелегко.

На пожелтевшую траву роняет лев свою листву. (лес)

Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно врачей. (грачей)

На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок. (кочкам)

Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.

Но зато ему потом на крючок попался дом. (сом)

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

«Там ползёт зелёный лук с длинными усами». (жук)

У вратаря большой улов — влетели в сетку пять волов. (голов)

Лежит лентяй на раскладушке, грызёт, похрустывая, пушки, (сушки)

Пугал крестьян окрестных сёл паривший в воздухе осёл. (орёл)

Над тихим озером росла пышноголовая метла. (ветла)

Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это. (билета)

Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку. (точку)

Мама с бочками пошла по дороге вдоль села. (дочками)

На поляне весной вырос зуб молодой. (дуб)

Сели в ложку и — айда! По реке туда-сюда. (лодку)

На виду у детворы крысу красят маляры. (крышу)

Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке. (маки)

Мы собирали васильки, на головах у нас щенки. (венки)

Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом. (коне)

Мишка дров не напилил, печку кепками топил. (щепками)

Синеет море перед нами, летают майки над волнами. (чайки)

71. «Поменяем начало и конец». Строится живая схема: трое детей запоминают «свои» звуки — К, О, Т; затем К и Т меняются местами, дети «читают»: кот— ток. Нос— сон, лес— сел, бук — куб, мол — лом, тиккит, сор — рос, дар—рад, топпот, вес — сев, гул — луг.

72. «Закончи предложение». В конце предложения ставится... точка. С буквой Д растёт у мамы... дочка. Б в начале слова, будет... бочка. С буквой К я на болоте... кочка. О на А заменим, будет... качка. Поставим Т в начале — слово... тачка. После Т поставим У и получим... тучку. Маленькую тучку я возьму за... ручку.

73. «Что же это?» Коль меня напишешь через букву О, Лягу я под дверью дома твоего. Если поменяешь О на букву И, Угощу тебя я в праздничные дни. (Порог— пирог.)

74. «Где спрятался слог?» Отобрать картинки со слогом РО: роза, горы, ворона, рыба, журавли, по­роги, норка, горох, сорока, корова, руки, коробка, дорога.

Отобрать картинки со слогом ТА: стакан, капуста, тарелка, вата, каток, таракан, бутылка, боты, тапочки, тачка, ватрушка, катушка, боты, тара.

75. «Найди слово в слове». Уколкол, экраны — краны — раны; дудочки — удочки — дочки — очки; дубок — дуб; драмарама; кров — ров; крапива — ива; клён — лён; мухауха; плуг — луг; спорт — порт; пловлов; смехмех; тумбочкабочка; удача — дача; уходход; шарф — шар; шутка — утка.

76. «Отними слог». Фасольсоль, камышмышь, майка — май, чайка — чай, часто — час, радугадуга, каток — ток, выход — ход, вызов — зов, рытвина — вина, юноша — ноша, ищи — щи, кустыты, обвал — вал.

77. «Добавь звук». Лев — хлев, луг — плуг, лень — олень, мех — смех, оса — коса, ухо — сухо, ура — Шура, столстолб, пар — парк, пол — полк, пенапенал, метр — метро, мылмыло, ужи — лужи, банк — банка, буквабукварь, спор — спорт.

78. «Добавь слог». Дуга — радуга. Под-нос, пи-рожок, ре-мешок, по-жар, гри-бочки, стре-коза, ка-ток, хо-бот, пе-сок, лис-точки, ка-чай, чай-ка, му-сор, ма-шина.

Кто больше добавит?»

Сок — кусок, носок, песок, часок, висок, лесок, брусок, басок.

Точки — уточки, ниточки, веточки, косточки, листочки, ласточки, кис­точки, деточки, меточки, ленточки, моточки, сеточки, шуточки, чёрточки, корточки.

Утки — дудки, будки, сутки, шутки, незабудки.

80. «Назови последнее слово». На деревьях весной распустились... почки. Мы напишем ТА в начале и получим... тапочки. Слогом ША заменим ТА, прочитаем... шапочки. Л А поставили в начале — появились... лапочки.

81. «Волшебная цепочка». Конечный звук первого слова становится началом второго: кот — туф­ли— иголка— апельсин...

82. «Начни со слога». Последний слог становится первым в следующем слове: насос— соска — каша — шары — рыбабабушка...

83. «Переставь слоги». Насос — сосна, кабанбайка, камыш — мышка, жало — ложа, ранонора, жилы — лыжи, навес — весна, качай — чайка, наши — шина, рады — дыра.

84. «Построй цепочку». Как получить из слова лук слово сон? Из слова пол — слово кит? Лук — сук — сок — сон; пол — кол — кот — кит.

85. «Лесенка». Даётся звук, с ним придумываются слова, каждое из которых на один звук больше предыдущего: М — МА — мак — Маша — марка — машина.

86. «Путаница». Составляем слово из разрозненных слогов: БАШ, РУ, КА — рубашка; слоги для нескольких слов: ГО, ПА, Л А, РЫ, ЖА, ЛУ — горы, лапа, лужа.

87. «Добавим „соседям"». Обучающий произносит два звука, а дети должны добавить другие, чтобы получилось слово: КР — крап, крот, круг, крик, краб, кружка... БР — брат, брод, брак, брать, брови, брось, бравый, брысь, бродит...

88. «Что есть у „соседей"?» На карточке три рисунка, в названии которых есть стечения соглас­ных: лампа, трусы, носки. К ним предлагается одна схема из пяти клеток, соответствующих одному слову цветов. Например: синяя, красная, синяя, синяя, красная. По схеме определить, какой предмет есть у «соседей». В данном случае это лампа, схема соответствует звуковому составу этого слова.

89. «Найди, где живут „соседи"». Задание усложняется: на карточке — три рисунка. Для каждого слова предлагаются только две клетки определённого цвета, символизирующие «соседей». По этим клеткам следует определить название картинки. При­меры: книга— синяя и зелёная фишки; коньки — две зелёные; редька— зелё­ная и синяя; булка — две синие фишки.

90. «Кто в домике живёт?» Задание ещё больше усложняется: предлагаются слова со сложной звукослоговой структурой (апельсин, трактор, эскалатор, пристань). В схе­мах к каждому из этих рисунков количество клеток соответствует числу звуков в слове, причём одна или две клетки заштрихованы нейтральным цветом. Нужно определить: кто живёт в этих домиках-клетках, какой звук? Например: к слову абрикос дана схема из семи клеток, заштрихованы четвёртая и шестая. Это звуки И, О.

91. «Как зовут „соседей"?» Игра аналогична предыдущей, но в схемах отмечаются клетки лишь со стечением согласных — «соседями», следует назвать оба звука.

92. «Что ты знаешь о звуке?» Умение охарактеризовать начальный звук в слове. Например, в нача­ле слова сом звук С — согласный, твёрдый, глухой; в начале слова зима звук Зь — согласный, мягкий, звонкий.

Перед детьми выставляется карточка с нарисованными символами, используемыми при характеристике звуков. В верхнем ряду: красная клет­ка — символ гласного и клетка, половинки которой закрашены в синий и зелёный цвета, — символ любого согласного звука; в среднем ряду: синяя и зелёная клетки, обозначающие твердый и мягкий согласные; в нижнем ря­ду: колокольчик и шарик — символы звонкого и глухого согласных звуков.

По этой схеме ребёнок рассказывает всё о согласном звуке, а гласный звук просто называет.

Ребёнок выделяет звук в заданной позиции и рассказывает о нём (ха­рактеризует), каждый раз выбирая название одного символа из двух: глас­ный или согласный (верхний ряд); твёрдый или мягкий (средний ряд); звонкий или глухой (нижний ряд).

93.«Пиши правильно!» Задание по звуковому анализу совмещается с отработкой правильно­го написания сочетаний: ШИ, ЖИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

На карточке наклеены три картинки, например: чашка, чулки, шина; жираф, щука, шишка; роща, туча, мыши; ножи, машина, щавель. Задание: определить позицию сочетания звуков в слове (начало, се­редина или конец) и объяснить его написание. Примерный ответ: ШИ в середине слова машина; пишется всегда с буквой И: ШИ, ЖИ пиши с бук­вой И. Это надо запомнить.

94. «Какой?» Правильное произношение звука Й в конце слова; фиксация его при составлении слова. Дети получают картинки или им показывают предметы: красный шар, белый платок, синий кубик или квадраты, прямоугольники разных цветов и слоговые схемы первого слова (прилагательного), в них последний слог со звуком Й разделён на клетки по количеству звуков в слове.

Задание: заполнить схему фишками, обозначающими звуки, или на­писать всё слово из букв; предварительно следует убедиться, что слово правильно разделено на слоги. Так, в слове красный во втором слоге три клетки.

Если звук Й в конце слова пропущен — клетка остаётся открытой.

95. «Чудесный мешочек». В мешочке разные мелкие игрушки, в названиях которых есть назван­ный, родственные или другие звуки. Ребёнок достаёт игрушку и выполня­ет одно из заданий:

а) узнаёт игрушку на ощупь, называет её, а затем показывает детям;

б) вместо названия даёт описание игрушки, другие дети отгадывают, что это;

в) при дифференциации начального или других звуков в соответствии с характером звука кладёт её налево или направо;

г) делит слова на слоги; выделяет звук из заданной позиции; называть только звонкие или глухие, твёрдые или мягкие звуки, сочетания согласных («соседей») или гласные, а также делает полный звуковой анализ на­звания игрушки.

96. «Часы». В центре круглого диска диаметром пятнадцать — двадцать санти­метров на оси — стрелка с тонким и толстым концами. По краю одной половины диска расположены картинки с определённым звуком в на­звании, а напротив — с родственным. Ребёнок определяет направление вращения стрелки, называет два рисунка, на которые показывают оба конца стрелки, и выполняет любое задание, как и в предыдущей игре.

97. «Лото». У взрослого — маленькие картинки, у детей — большие карты. Услышав название своего рисунка, ребёнок поднимает руку и произносит, например: «У меня шар» или «У меня санки, дайте, пожалуйста, картинку». Получив её, он прикрывает соответствующий рисунок, называя, что он прикрывает. Их названия могут быть сходного звукового состава (лак — рак) для закрепления или дифференциации звуков.

98. «Домино». Проводится так же, как игра в обычное домино, но с чётким назы­ванием картинок и выполнением определённого задания по усмотре­нию обучающего.

99.«Магазин». Вмагазине разные игрушки. При «покупке» ребёнок должен вежливо попросить, объяснить, что ему нужно и для чего, выполнить одно из выше­названных заданий по звуковому анализу, а получив «покупку», поблагода­рить и попрощаться.

 

Анализ предложений

1. «Кто лучше скажет?» Знакомство с предложением. Предлагается сюжетная картинка: «Де­вочка читает книгу». Обучающий вместо предложения перечисляет слова:

читать, девочка, книга. Правильно я сказал? Кто лучше скажет?

Девочка читает книгу.

—Таня сказала предложение.

Взрослый показывает фишку — предложение, объясняет, что выступ у фишки обозначает большую букву, с которой начинается каждое предло­жение, а в конце ставится точка.

2. «Послушай и посчитай». По сюжетным картинкам составляются предложения с определением в них количества слов (без предлогов, союзов и частиц).

3. «Придумай предложение». Перед детьми сюжетная картинка. Проводится анализ предложения: «Определяем каждый раз, сколько слов в предложении — два, три».

—Кто? Что делает? — Маша рисует. Петя догоняет.

—Рисует что? Догоняет кого? — Маша рисует солнце. Петя догоняет Сашу.

4. «Придумай и напиши». Дети составляют предложение по картинке и изображают его схемой в тетради.

5. «Удлиним». Составление предложения из четырёх слов (при ответе на вопрос какой?)

Например, при изучении темы о животных можно спросить:

—Какую пользу приносит корова?

Корова даёт молоко.

—Какое бывает молоко?

Вкусное, тёплое, парное...

Дети составляют предложение: Корова даёт вкусное молоко. Далее определяется количество слов, их порядок.

6. «Придумай и посчитай». Ребёнок придумывает предложение:

а) на заданную тему из трёх-четырёх слов;

б) на любую тему, с любым количеством слов, условие одно — назвать это количество.

Где ошибка?»

Знакомство с маленькими словами — предлогами. Обучающий назы­вает предложение, пропуская предлог. Например, «Лампа стоит... столе». Где ошибка?

После ряда примеров делается вывод: на, в, под, над, из... — это ма­ленькие слова, в школе их называют предлогами. Кто запомнит, повто­ряет — «предлог».

Фишка-предлог отличается от других фишек-слов тем, что она за­штрихована полоской.

8. «Что я делаю?» Обучающий или ребёнок производит действия с двумя предметами, например ручкой и книгой: кладёт ручку на книгу, под книгу... Остальные дети сопровождают все действия предложениями, выделяя предлоги.

9. «Сумей выделить». Ребёнок составляет предложение и по просьбе обучающего выделяет третье, второе, четвёртое и другие слова; выделенное слово делит на слоги, делает полный звуковой анализ, затем составляет его из букв.

10. «Закончи предложение»:

а) по изучаемой теме;

б) по сюжетной картинке;

в) на свободную тему. Пример — предложение на тему о продуктах питания: Я люблю: сладкий чай, сок...

Напиши предложение».

Дети придумывают предложение и составляют схему, выделяя слово-предлог фишкой в полоску. По заданию ребёнок составляет из букв от­дельные слова или предложение.

Знакомясь с печатными буквами, дети часто спрашивают: «Почему буквы бывают большие и маленькие?» Лучше сразу объяснить (пока упро­щенно), что большая буква пишется в трёх случаях:

1) в начале каждого предложения;

2) в начале имён людей и кличек животных;

3) в начале разных географических названий: стран, городов, сёл, улиц (мест проживания людей); океанов, морей, рек, озер; гор и т. д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: