Список использованных источников информации.




Курсы повышения квалификации

«Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»

 

 

Контрольная работа по модулю 3

«Особенности, содержание и основные направления патриотического воспитания в школе»

 

Внеклассное мероприятие патриотической направленности,

основанное на краеведческом материале

 

 

Классный час для учащихся 6 класса

«Герой Советского Союза Георгий Фёдорович Тимушев»

 

 

Автор разработки – Чаланова Мария Борисовна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ» с.Усть-Кулом (Республика Коми).

 

 

Год.

 

Актуальность темы, область применения методической разработки. Г.Ф.Тимушев – уроженец Усть-Куломского района Республики Коми (Коми АССР), выпускник Усть-Куломской средней школы. В годы Великой Отечественной войны был удостоен звания Героя Советского Союза. Наш земляк, которым мы гордимся. Форма мероприятия – классный час, основная, самая распространённая форма воспитательной работы классного руководителя. Данная методическая разработка может быть полезна классным руководителям, работающим в МБОУ «СОШ» с.Усть-Кулом, может быть интересна педагогам других школ Усть-Куломского района.

Цели педагога. Создание условий для формирования у учащихся чувства любви к родному краю, национальной гордости и национального самосознания. Продолжение формирования знаний о военной истории России, о боевых подвигах жителей Республики Коми в годы Великой Отечественной войны.

Оснащение. Компьютерная презентация «Герой Советского Союза Г.Ф.Тимушев»

Предварительная подготовка учащихся. Школьникам предложено ознакомиться с содержанием стендов о выпускниках школы (расположены стенды в коридорах второго этажа).

Ход занятия.

Выход на тему классного часа осуществляется с помощью приема «Кроссворд». Учащимся предлагается решить кроссворд и объяснить значение слова, получившегося в выделенном столбце.

По горизонтали:1. Сознательное, решительное действие человека в сложных обстоятельствах. (Поступок) 2. Благодарность, воздаяние за какие-либо заслуги. (Награда) 3. Тот, кто оберегает, охраняет, ограждает от каких-либо враждебных действий. (Защитник) 4 и 6. Страна, в которой родился. (Родина и Отечество) 5. Героический, самоотверженный поступок. (Подвиг) 7. Наука о прошлом человечества. (История).

В выделенном столбце получается слово «патриот». Учащиеся объясняют его значение – «человек, который любит свою Родину, готов ради неё на подвиги».

- Предположите, чему сегодня будет посвящена наша беседа на классном часе? (патриотизму, подвигам во имя защиты Отечества, Великой Отечественной войне).

- Вы правы, мы будем говорить о патриотизме, который проявил наш народ в годы Великой Отечественной войны. Как называлось наше государство в то время? (СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советский Союз). Знаете ли вы, какая награда в Советском Союзе была высшей наградой за воинскую доблесть? (Звание Героя Советского Союза). Назовите имена известных вам героев, вспомните, какие подвиги они совершили? (2-3 ответа учащихся).

- А в вашей семье были участники Великой Отечественной войны? (ответы учащихся, вывод о том, что в каждой семье в нашей стране были (или есть) фронтовики, что в годы войны весь народ поднялся на защиту Отечества от немецко-фашистских захватчиков).

- Сохранились ли награды ваших родственников-участников Великой Отечественной войны? Какие награды? Как вы к ним относитесь? (ответы учащихся; подводя итог, учитель формирует представление о бережном отношении к боевым наградам, о чувстве гордости подвигами предков).

- Многие наши односельчане защищали Родину в годы войны. Многие были выпускниками нашей школы. Какую информацию об этом вы нашли на стендах в коридорах школы? (Один из выпускников нашей школы был удостоен звания Героя Советского Союза.)

- За образцовое выполнение заданий командования и проявление исключительного мужества в борьбе с врагом 26 воинов из Коми АССР (так называлась в те годы наша республика) удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Среди них выпускник нашей школы Георгий Фёдорович Тимушев.

Он родился 10 сентября 1922 года в селе Усть-Нем Усть-Куломского района Коми АССР. В 1939 году закончил 10-й класс средней школы в селе Усть-Кулом и поступил на физико-математический факультет Коми государственного педагогического института в г.Сыктывкар.

На пятнадцатый день войны в составе большой группы комсомольцев-добровольцев направлен на учебу в Борисовское военно-инженерное училище в г.Архангельске. После ускоренного обучения курсанту Г.Тимушеву присвоили первое офицерское звание – младший лейтенант _ и квалификацию командира сапёрного взвода.

- Ребята, чем занимаются сапёры? (ответы учащихся; Справочный материал: Сапер в войсках выполняет ответственные задачи по установке минно-взрывных заграждений, обезвреживанию и уничтожению мин и фугасов противника. В разведывательно-диверсионных группах на сапера могут быть возложены задачи минирования или подрыва мостов, переправ, железнодорожных путей, пусковых установок ракет, объектов связи, а также постановки мин и фугасов на путях подхода резервов противника и др. Выполнение трудовых операций проводится в экстремальных, опасных для жизни воина условиях, на открытой местности, в любое время суток и при любых погодных условиях. – Таким образом, это очень тяжёлая и опасная работа.)

С начала февраля 1942 года Георгий Тимушев находился на Юго-Западном фронте. Первое боевое крещение принял в ходе наступательной операции Красной армии в районе Харькова, испытал всю горечь тяжелого поражения и изнурительного отступления по придонским степям. Потом в составе 17-го отдельного саперного батальона взвод младшего лейтенанта Тимушева прошел все этапы Сталинградской битвы, особенно отличившись в тяжелых уличных боях в районе тракторного завода. Одним из первых в батальоне Г.Ф.Тимушев был награждён медалью «За оборону Сталинграда».

За мужество, проявленное в боях на Украине, он был отмечен медалью «За отвагу», за форсирование Днепра – орденом Красной Звезды.

Летом 1944 года Советская армия гнала врага на запад, освобождая от фашизма страны Европы – Польшу, Румынию, Венгрию, Болгарию. В боях в Румынии снова отличился наш земляк.

Вот что написал командир 106 инженерно-саперного батальона майор Емельянов в наградном листе на командира взвода 106 инженерно-саперного батальона 5-й инженерно-саперной Днестровской бригады лейтенанта Г.Ф.Тимушева:

«При выполнении боевых заданий командования командир взвода лейтенант Тимушев Г.Ф. проявил высокое мужество и героизм.

25 августа 1944 г. лейтенант Тимушев со своим взводом выполнял задачу по захвату боем железнодорожного и шоссейного моста через р.Серет в районе Космешти. Подойдя к мосту раньше наших наступающих частей, сапёры во главе с лейтенантом Тимушевым в составе роты внезапно и решительно атаковали противника. Прижав к земле пулемётно-автоматным огнем противника, оборонявшего мост, лейтенант Тимушев первым во главе своих саперов под пулемётно-ружейным огнём перебежал железнодорожный мост, ведя огонь на ходу и занял оборону на правом берегу реки, обеспечив тем самым захват важнейшей переправы через р.Серет для наступающих частей.

Через 10 минут после захвата по этому мосту двинулись на врага наши наступающие танки и артиллерия. Умелое и мужественное руководство лейтенанта Тимушева при захвате важнейшей переправы, его личная доблесть и отвага в бою содействовали успеху стремительности наступления наших войск в направлении Фокшаны.

За образцовое выполнение боевых заданий, за доблесть и мужество, проявленные при этом, лейтенант Тимушев Г.Ф. достоин присвоения звания «Герой Советского Союза».

Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза лейтенанту Тимушеву Георгию Фёдоровичу был издан в марте 1945 года.

В октябре 1944 года в боях на территории Венгрии Г.Ф.Тимушев был тяжело ранен, о возвращении на фронт уже не было речи. В январе 1945 года Георгий вернулся в родной Усть-Нем. Побывка на Родине была короткой, так как Георгий решил продолжать прерванную войной учебу. В сентябре 1945 года он стал студентом Московского государственного университета. После окончания университета он стал работать в одной из лабораторий МГУ, стал учёным, проводил исследования в области ядерной физики. За трудовые достижения Георгий Фёдорович был награждён орденом «Знак почета».

Умер Георгий Фёдорович в 1997 году. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

1 сентября 2014 года в здании нашей школы была торжественно открыта мемориальная доска Герою Советского Союза Г.Ф.Тимушеву.

- Давайте почтим память нашего земляка и память других героев – защитников Отечества минутой молчания.

- А теперь подведём итоги нашего классного часа. Вернёмся к кроссворду, который мы решали в начале занятия. Подумайте и составьте несколько предложений о Георгии Фёдоровиче Тимушеве, используя слова из нашего кроссворда. (учитель предлагает желающим озвучить получившиеся фразы; подводит итог: Георгий Фёдорович Тимушев – наш земляк, выпускник нашей школы, был защитником Отечества в годы Великой Отечественной войны, совершил героические поступки – подвиги в боях за Родину. Он удостоен высшей награды Советского Союза – звания Героя. Настоящий патриот. После войны стал учёным и трудился на благо народа и Родины. Это славная страница истории нашего района, нашего края. Пример для всех нас.)

 

 

Список использованных источников информации.

  1. История Республики Коми. 7 – 11 классы. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва, Издательство ДИК, 2000.
  2. Московский Университет в Великой Отечественной войне. Москва, Издательство Московского Университета, 1985.
  3. Герой Советского Союза Георгий Тимушев. Сыктывкар, ООО «Коми республиканская типография», 2015.
  4. https://учисьучись.рф/applicants/professions/voennyie-professii/401/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: